ние наиболее нагруженных деталей. Улучшена система водяных каналов в головках цилиндров. Вместо поршней с конусообразной юбкой теперь устанавливаются поршни с П-образными прорезями и бочкообразной юбкой, — это обеспечивает более правильную геометрию поршня при нагревании. Внедрение бесшплинтового крепления крышек шатунов (комплект деталей «болт—гайкашплинт» заменен на «болт—шайба—гайка») позволило стабилизировать момент затяжки болтов в пределах 8—9 кГм, а значит, повысить надежность. Упорные кольца коленчатого вала теперь делают из сталеалюминиевой ленты. Они состоят из двух полуколец, что позволяет заменять их, не снимая самого вала. Введение прессовой посадки шкива вентилятора на вал водяного насоса дало сразу двойной эффект: выросла надежность соединения и отпала необходимость в его обслуживании. При изготовлении отдельных деталей двигателя ныне используются новые материалы и применяются более совершенные технологические процессы. В конструкцию коробки передач введены «замки», предохраняющие шестерни от самовыключения при движении внатяг и накатом. Увеличен предварительный натяг подшипников ведущей конической шестерни главной передачи. Конструктивно иными стали отдельные детали подвески автомобиля. Изменился тормозной путь автомобилей. При суммарной площади всех тормозных накладок передних колес 1200 см 2и задних — 2400 см 2 груженому автомобилю без прицепа, чтобы остановиться со скорости 50 км/час, надо 28 метров, а автопоезду со скорости 40 км/час — не больше 20 метров. Одна из особенностей в шасси ЗИЛ—130-76 — новые пневматические шины размером 260—508 (радиальные или диагональные) с допустимой нагрузкой 2050 кг. Автомобили-тягачи ЗИЛ—130-76 комплектуются шинами четырех моделей: И-Н142Б, И-252Б, МИ-155 и МИ-151. Давление в шинах передних колес автомобиля 130ГУ — 5,4 кг/см 2 , а для всех остальных моделей семейства — 4,7. В шинах задних и запасного колес — 6,5 кг/см 2у моделей 130, 130В1, 130Г и 130ГУ, а у 130Б2, 130Д1 и 130Д2 — 6,0 кг/см 2 . Завод разработал систему технического обслуживания автомобилей с использованием смазочных материалов, соответствующих новым государственным стандартам. Если подвести итог, получается, что зиловцы добились решения поставленной перед ними задачи чрезвычайно экономичными методами, не прибегая, по сути дела, к кардинальной модернизации автомобилей. Ценою небольших порой, но многочисленных нововведений они набрали целую тонну грузоподъемности для каждой машины семейства! Это как раз тот случай, когда по русской пословице копейка бережет рубль. Зиловская «лишняя» тонна грузоподъемности даст в целом народному хозяйству миллионы рублей. Что же касается качества автомобилей нового семейства ЗИЛ, то тут определяющий показатель — пробег до капитального ремонта. Он и раньше был достаточно высоким — 200 тысяч, затем 250 тысяч километров. Автомобилям ЗИЛ—130-76 гарантирована работа до первого капитального ремонта не менее 300 тысяч километров, при соблюдении, конечно, всех правил эксплуатации. Этот показатель вообще зависит во многом от эксплуатационников. Недаром завод работает в тесном контакте с автотранспортными объединениями и предприятиями, научными учреждениями. 300 тысяч — это очень большой пробег. Движение водителей-«трехсоттысячников», зародившееся в московских автохозяйствах еще в прошлом году, имеет под собой реальную техническую почву, реальные гарантии — новые зиловские грузовики. Один из лучших водителей Главмосавтотранса А. Бесчастнов, принимая три года назад миллионный ЗИЛ, заявил, что доведет его пробег без капитального ремонта до 400 тысяч километров, и недавно вместе с В. Ивановым достиг этого рубежа. Наши машины внушают водителям большое доверие. В сочетании с грамотной эксплуатацией это дает высокие результаты. Таков вклад нашего завода в повышение качества машин и эффективности использования их в народном хозяйстве. В юбилейном году на повестке дня у зиловцев — комплекс мероприятий, которые позволят увеличить грузоподъемность трехосного ЗИЛ—133Г1 с8 до 10 тонн. Н. РАЗИНЧЕВ, инженер-конструктор ЗИЛагоды, ФАКТЫ1967 г. К 50-летию Великого Октября Белорусский автомобильный завод начал серийное производство нового 40-тонного БелАЗ—548 и созданного на его базе 65-тонного автопоезда БелАЗ—548В. Выпущен первый опытный образец 65-тонного самосвала БелАЗ—549. 1967 г. Начат выпуск «москвичей» на ижевском автомобильном заводе. 1967 г. Московский автозавод имени И. А. Лихачева приступил к серийному производству трехосного грузового автомобиля ЗИЛ—131 с колесной формулой 6X6. 1967 г. Градостроители приступили к очередному этапу разработки Генерального плана реконструкции Москвы, учитывающего новые проблемы, которые возникли в ходе массовой автомобилизации. Создана единая система нумерации городских автомагистралей. 1967 г. На московском заводе малолитражных автомобилей освоено производство новой модели «Москвич—412». 1967 г. Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР на трассах Москва—Минск, Москва—Харьков, Ростов—Баку и ряде других общей протяженностью около 4 тысяч километров впервые создало специальную службу по оказанию технической помощи в пути автомобилям индивидуальных владельцев. 1967 г. Таллинский опытный авторемонтный завод приступил к мелкосерийному производству гоночных автомобилей «Эстония—9» с кузовом из стеклопластика. 1967 г. Открыто регулярное движение по трансказахской магистрали вдоль Туркестано-Сибирской железной дороги. Новая дорога — часть огромной автотрассы от ТяньШаня до Западно-Сибирской низменности. 1967 г. Вышли на дороги страны первенцы ереванского автозаводафургоны БрАЗ—762 для мелкопартионных перевозок, созданные на базе рижского микроавтобуса РАФ—977Д.Основные весовые характеристики автомобилей семейства ЗИЛ—130-76 Показатели Полезная нагрузка автомобиля, кг Максимально допустимая нагрузка шасси, кг Масса снаряженного* автомобиля, кг Масса снаряженного шасси, кг Допустимая полная масса буксируемого прицепа или полуприцепа, кг Полная максимально допустимая масса автопоезда, кг Нагрузка на дорогу для максимально загруженного автомобиля, кг: через передний мост через задний мост130130Б2|130В1130Г 130 ГУ 130Д1 130Д2 6000 6800 4575 3875 8000 6000 7090 4987 4085 8000 194006000 7075 4300 3700 8000—6575—6400 3860**—6585—6560—3690 3715 80003700 8000—1440019000 1850018485 19000—185003000 80003000 7500—3000 80003400 80003000 75003000 7500* Масса снаряженного автомобиля — масса автомобиля со снаряжением и заправкой, но без водителя, пассажиров и их багажа и дополнительного снаряжения. ** Без запасного колеса.5