26
27
ОСТАНОВКА И СТОЯНКАПреднамеренную остановку и стоянку Правила дорожного движения различают по времени: больше или меньше 5 минут стоит машина. Вместе с тем не квалифицируется как стоянка и более продолжительная остановка, если это «необходимо непосредственно для посадки или высадки пассажиров, либо погрузки или разгрузки грузов». Что же надо понимать здесь под словом «непосредственно»? Запрещая в отдельных местах стоянку, Правила, разумеется, не могут не считаться с тем, что для посадки пассажиров в машину, например, при групповых поездках или для выгрузки товаров может потребоваться значительно больше положенных 5 минут. Тут уж время берется по фактической продолжительности. Однако начинаться работа должна немедленно после остановки автомобиля и вестись непрерывно. Только при таких обстоятельствах стоянка машины и за запрещающим ее знаком оправдана и разрешена. Именно их Правила и подразумевают под словом «непосредственно». Но представьте себе другой случай. Машина прибыла за грузом, а на складе, предположим, обеденный перерыв. Как тут поступить, чтобы не войти в противоречие с Правилами? На время вынужденного простоя автомобиль должен быть выведен из зоны запрещения стоянки, а подогнать его вновь придется лишь тогда, когда можно будет сразу приступить к погрузке. Иначе водитель окажется нарушителем. Нужно всегда помнить, что стоянку запрещают, как правило, именно в тех местах, где она снижает пропускную способность дороги, создает серьезные помехи движению. А потому ив исключительных случаях находиться в запретной зоне надо стараться как можно меньше. Правила указывают, что стоянка транспортных средств на проезжей части дороги разрешена в один ряд. Значит ли это, что на короткое время, скажем, для того, чтобы взять пассажира, нельзя остановиться и во втором ряду! Ведь водители такси иногда так поступают. Если есть водители, которые так делают, то их действия идут вразрез с Правилами. Напомню самый первый пункт раздела «Остановка и стоянка»: перед остановкой водитель обязан перестроиться и остановиться у тротуара или на обочине, а при их отсутствии — у края проезжей части. Как видите, и речи нет о том, что можно останавливаться в нескольких метрах от края дороги, то есть во втором ряду. Правила, конечно, не указывают, на каком конкретно расстоянии от тротуара или края дороги должен останавливаться автомобиль. Такая «точность» и недостижима. Просто надо всегда располагаться ив движении, и на стоянке насколько возможно правее. Нередко на обочинах дорог вне населенных пунктов можно видеть часами простаивающие машины грибников или людей, приехавших просто отдохнуть за город, посетить памятные места и т. п. Разрешена ли Правилами такая стоянка] Нет, не разрешена. Длительная стоянка допускается только на специально отведенных для этого площадках или за пределами дороги. Что это значит — за пределами? Обратимся к пункту 9 Правил и перечитаем определение термина «дорога». Понятие это, оказывается, включает в себя не только саму проезж ую часть, но и разделительные полосы, обочины и газоны. Стало быть, при длительной стоянке место машины не на обочине, а за ней, скажем, в придорожной полосе. Значит, если на дороге вне населенного пункта встретился знак «Остановка запрещена» или «Стоянка запрещена», то можно остановиться или стоять за пределами дороги! Разумеется, можно. Ведь любые запрещающие знаки вводят определенные ограничения в движение по дорогам. Их действие конкретно по месту, времени, а иногда и виду транспортного средства. В отличие от общего порядка, который должен соблюдаться водителями как на дорогах, так и вообще «во всех местах, где возможно движение транспортных средств» (пункт 1). Поскольку для водителя «дорога» ограничивается внешней кромкой обочины, здесь заканчивается для него и действие любых дорожных знаков. Таким образом, в приведенных обстоятельствах, съехав в придорожную полосу, водитель может остановиться на любое время. Правила требуют от водителя, оставляющего автомобиль, принятия необходимых мер предосторожности, чтобы исключить самопроизвольное движение машины или использование ее посторонними лицами. Какие это должны быть меры!Н ААОРОГАХ ВСЕГО СВЕТАВЕНГРИЯ. Продолжается строительство ' автомагистрали «Ml» между городами Дьером и Комаром у чехословацкой границы. Скоро начнется прокладка подобной магистрали между Будапештом и Кечкеметом. Программа модернизации дорожной сети предусматривает реконструкцию около 300 километров шоссе, включая сооруж ение пересечений вразных уровнях. ГДР. В Берлине на Димитровштрассе открыта «зеленая волна». В зависимости от интенсивности движения она работает по пяти программам, у правляя 12 светофорами на пути протяженностью почти 3 километра. АНГЛИЯ. Правительство намечает новые меры для пресечения пьянства за рулем. Максимальная норма содержания алкоголя в крови снизится с 0,8 до 0,5 промилле. Выделены средства на создание более совершенного контрольного оборудования алкогольной экспертизы . Правда, у водителей будет возможность избирать любой способ проверки — при помощи этого устройства прямо на месте или согласившись на анализ крови в полицейском управлении. 26 АНГЛИЯ. По данным одного исследования, самыми способными водителями считаются юноши до 21 года. 44% из них сдают экзамены на получение «прав» с первого раза. Следом идет возраст от 21 до 40 лет, где это число составляет 42%; в возрасте от 40 до 50 лет — 20%, а свыше 50 лет — 18%. ДАНИЯ. Вступивший в силу закон предусматривает значительный штраф , если содержание алкоголя в крови водителя превысит 0,8 промилле. При 1,2 промилле он лишается водительских прав, а при 1,5 — п ривлекаетсяк уголовной ответственности. ДАНИЯ. По равления, в мобильных век. Это на данным статистического уп1976 году в результате авток атастроф погибло 857 чело10% больше, чем в 1975 году. I ; ; ! источники света идорожныеуказатели . В туман и дождь, в сумерки они хорошо видны на значительном расстоянии . ИТАЛИЯ. Конструктор Джуджаро предложил оригинальное устройство рулевого колеса без поперечин. Внутри, в его границах он поместил приборный щитокс большим счетчиком оборотов, вокруг которого располагаются указателиналичия бензина, т емпературы воды и масла, масл яный манометр, вольтамперметр. США. Здесь проводятся эксплуатационные испытанияразноцветныхпокрытий автострад. Красный цвет дороги предупреждает водителя об опасных перекрес ткахи пересечениях, синий • о близо— сти школ и других детских учреждений. Смена цвета дороги, к ак считают, восп ринимается водителями намного острее, чем дорожные знаки. США. В штате Коннектикут начинающие автомобилисты обязаны на определенный период устанавливатьна своих машинах номера размерами вдвое больше обыкновенных. Кроме того, ц ифры этих номеров имеют яркую окраску, а ночью фосфоресцируют. Таким образом, другие во-ИТАЛИЯ. На автостраде между Миланом и Бергамо введено новое обозначение дорог. В некоторых местах взамен асфальта поверхность покрыта плитами специального стекла, под которыми помещены На вопросы читателей по Правилам дорожного движения отвечает начальник отдела ВНИИ БД М. АФАНАСЬЕВЧтобы воспрепятствовать самопроизвольному движению автомобиля, его, понятное дело, надо надежно затормозить. На ровной дороге, а точнее — на горизонтальном участке, достаточно включить одну из низших передач. На уклоне этого мало, тут надо затянуть и рычаг ручного тормоза. А на крутых спусках — даже подложить под колеса упоры или поставить автомобиль под углом, чтобы он сам упирался колесами в бортик тротуара или бордюрный камень. Не дать воспользоваться машиной посторонним — значит закрыть им доступ в кабину, в салон. Иными словами, покидая машину, надо поднять стекла и закрыть двери на ключ. Если есть противоугонное устройство, следует его включить. В противном случае оставлять автомобиль без присмотра нельзя. Знаки 2.22 «Остановка запрещена» и 2.23 «Стоянка запрещена», как сказано в Правилах, действуют только на ту сторону дороги, на которой они установлены. А можно ли дополнительными табличками распространить их действие сразу на обе стороны дороги! Нет, нельзя. Применяемые с этими знаками дополнительные таблички 5.1 «Зона действия знака» и 5.3 (г, д, е) «Направление действия знака» могут указывать только протяженность зоны запрещения остановки или стоянки по той стороне, на которой знак установлен. Слова же «направление действия» в применении к упомянутым знакам имеют совершенно конкретный смысл: такие таблички сообщают, что зона запрещения лежит перед знаком или распространяется в обе стороны от него, то есть и вперед и назад, но вовсе не влево—вправо. В каких случаях остановка и стоянка разрешаются на левой стороне дорог! Давайте запомним навсегда: стоянка на левой стороне дорог никогда не допускается Правилами. Ни в городе, ни тем более вне населенных пунктов, где и скорости выше, и освещение хуже. Остановку же на левой стороне дороги Правила иногда разрешают. Когда? Вопервых, когда дорога не имеет посредине трамвайных путей, а для движения в каждом направлении отведено только по одной полосе. То есть на узких 68-метровых дорогах, где за один прием не развернешься. Во-вторых, остановка слева разрешена на проезжей части любой ширины, если на ней организовано одностороннее движение, а слева есть тротуар. Вот в этих случаях, да и то только тогда, когда дело происходит в населенном пункте (обозначенном указателями белого или желтого цвета), а не на загородной дороге, в виде исключения из общего правила остановка возможна ис левой стороны. Я думаю, нет нужды пояснять, что речь идет о левой по ходу вашего движения стороне, ибо, когда вы развернетесь, она станет для вас правой. Если главное условие при остановке у пересечений дорог 5-метровый отступ от края пересекающихся проезжих частей, то получается, что в некоторых случаях транспортное средство может стоять вплотную к перекрестку и даже в пределах его! Может случиться и так. Представьте себе, что пересекающая ваш путь дорога имеет широкий, например 10-метровый тротуар, а пешеходный переход в этом месте подземный. Тогда, остановившись в5 метрах от края пересекаемой дороги, вы окажетесь в общем-то на перекрестке: ведь по Правилам он ограничивается воображаемыми линиями, соединяющими внешние (от оси дороги) границы тротуаров (пункт 9). Почему я упомянул о пешеходном переходе? Потому что, будь он наземным, запрещенную для остановки зону пришлось бы отмерять не от проезжей части пересекаемой дороги, а от пешеходного перехода. Кроме того, в границах перекрестка транспортное средство может оказаться на многосторонних пересечениях — площадях, бульварах и т. д. Водитель любого транспортного средства имеет право остановиться в5 метрах до края пересекающей дороги! Если вспомнить некоторые другие пункты Правил, то можно увидеть, что воспользоваться этим правом могут не все водители. Поясню мысль. У границ перекрестков, как правило, располагаются различные технические средства управления движением транспорта—светофоры, дорожные знаки и указатели. Закрывать от других водителей их сигналы нельзя (пункт 99 «ж»). Стало быть, мотоциклы, легковые автомобили, микроавтобусы, габариты которых по высоте от поверхности дороги не превышают 2 метров, могут стоять со знаком или светофором на одном уровне и никому не мешать. А вот водителям грузовых автомобилей и больших автобусов надо еще посмотреть, могут они здесь остановиться или нет, не закроют ли они светофор или дорожный знак. Кроме того, линии разметки, обозначающие полосы движения, перед перекрестком обычно бывают сплошными. А мы знаем, что между транспортным средством, сделавшим остановку, и сплошной линией разметки должно быть как минимум 3 метра. Если этого нет, остановка здесь запрещена. Вот почему водитель мотоцикла, например, может и при таких обстоятельствах остановиться почти вплотную к перекрестку, а водитель автомобиля такого права иметь не будет.дители и пешеходы узнают, с кем они имеют дело, и проявляют большую осторожность при встрече с автомобилем новичка за рулем. ФРАНЦИЯ. Продажа, монтаж и применение аппаратуры, н арушающей работу радарных приборов, используемых для регистрации скорости движения на дорогах, преследуются законом. Виновные подвергаются тюремному заключению или крупному штрафусконфискацией такой аппаратуры, а в некоторых случаях и автомобиля, на котором она будет обнаружена. ФРГ. Почти 80% всех погибших в дорожных происшествиях могли остаться в живых, если бы пользовались ремнями безопасности. Статистика показала, что 70% из тех, кто пренебрег этой мерой безопасности, пострадало из-за тяжелых ранений головы, 62% получило серьезные травмы ног, и почти все — повреждение позвоночника. Причем пассажира рядом с водителем подстерегает опасность в два раза большая, чем того, кто управляет машиной. Привязанный ремнем пассажир может рассчитывать, что при скорости до 50 км/час он гарантирован от тяжелых ранений. Даже при скоростях до 100 км/час ни один из пострадавших вавариях не погиб, если был пристегнут ремнем. Все это данные исследования, которое провел западногерманский автомобильный клуб. ФРГ. Исследования показали, что курение в автомобиле повышает вероятность несчастного случая. При недостаточно свежем воздухе водитель получает никотиновое отравление, которое сопровождается головокружением, кашлем, головной болью, расстройствами зрения. При интенсивном курении содержание окиси углерода в крови увеличивается до такой степени, что понижается быстрота реакции. ШВЕЙЦАРИЯ. В продажу поступили и усиленно рекламируются специальные пластинки для обуви, отражающие свет автомобильных фар благодаря слою микроскопических стеклянных шариков. Отражатели прикрепляются к обуви снизу между подметкой и каблуком. Утверждают, что водитель за 100 метров видит пешехгда, под ногами которого вспыхивают яркие снопы отраженного света.ШВЕЦИЯ. Здесь действует множество строгих требований к конструкции автомобилей — надежности, безопасности, токсичности. Однако проведенные недавно исследования показали, что лишь 38% машин разных моделей 1976 года удовлетворяют нормам содержания вредных веществ в выхлопных газах. 78% исследованных автомобилей не соответствовали «требованиям надежности» — после 3—10 тысяч километров пробега они нуждаются в ремонте.ШВЕЦИЯ. Начат выпуск безопасных топл ивных баков для легковых автомобилей, которые при авариях не вызывают взрыва или воспламенения горючего. Бак представляет собой два сосуда: внешний из какого-либо твердого материала, сохраняющего форму , , внутренний — и з резины. Пространство между их стенками заполнено особой жидкостью, способной быстро иэффективно гасить огонь. ЯПОНИЯ. В январе этого года в Токио был зарегистрирован своеобразный рекорд — за восемь дней в результате ДТП не погибло ни одного человека. 27