Heлишне напомнить...Наверное, все понимают, что Правила дорожного движения в конечном счете отражают те реальные условия езды, которые складываются на дорогах. А так как при резком росте автомобильного парка и интенсивности движения в наши дни дорожная обстановка меняется очень быстро, то и законы дорог не могут оставаться незыблемыми на многие годы. И если время от времени в них вносятся кое-какие поправки, дополнения, то это, как гово'рится, в порядке вещей. Были сделаны такие коррективы ив 1975 —1976 гг. В свое время мы писали об этом в журнале. Однако недоуменные письма в редакцию некоторых читателей, «споткнувшихся» на задачах в рубрике «Экзамен на дому», свидетельствуют о том, что не все, оказывается, об этих изменениях осведомлены, а может быть, сбивают с толку сохранившиеся на руках старые издания Правил. В связи с этим уточним: в издания начиная с 1976 года все поправки были включены. Тем не менее, учитывая, что окончательные тексты документа есть не у всех, мы решили: не лишне напомнить суть нововведений в Правилах, которые были приняты уже после того, как они вступили в действие. Прежде всего, в обязанности водителя автомобиля включено требование пристегиваться ремнями безопасности и не перевозить пассажиров, если они этому указанию не подчиняются, когда ремни на автомобиле есть. Мотоциклист же и пассажиры мотоцикла обязаны не просто надеть перед началом движения шлемы, но и застегнуть их (пункт 12 «б»). В характеристиках дорожных знаков и дополнительных средств информации содержатся теперь сведения не только об их форме, но ио цвете фона. У предупреждающих и запрещающих знаков он может быть белым или желтым, у предписывающих и указательных — голубым, у табличек — белым или желтым и голубым — в зависимости от назначения (пункты 24, 26, 33 и 36). Новую редакцию получил весь раздел о дорожной разметке, хотя ив немсохранена нумерация пунктов — с 40 по 49. Перемены связаны с тем, что вся разметка теперь делится на два вида (вместо трех) — горизонтальную и вертикальную. Кроме того, Правила присвоили номер каждой линии, указали их назначение, а на рисунках — внешний вид. Наконец, отменено запрещение пересекать сплошную линию разметки, обозначающую край проезжей части, при остановках на дорогах вне населенных пунктов. Ряд новшеств вызван совершенствованием средств светофорной сигнализации. У светофоров могут быть дополнительные таблички, дублирующие те стрелки, что нанесены на их линзы (пункт 52). Пункт 56, определяющий действия водителей при сигналах светофоров над реверсивными полосами, дополнен запрещением въезжать на эти полосы, когда светофор выключен. Наконец, светофоры особой формы для регулирования движения трамвая, троллейбусов и маршрутных автобусов показаны прямо на рисунках во всех возможных комбинациях сигналов и разрешенных при них направлениях движения (пункт 58). В зависимости от категории транспортных средств и стажа водителей Правила ограничили скорости движения на дорогах вне населенных пунктов двумя лимитами — 70 и 90 км/час, а автокранов, самоходных машин и механизмов как в населенных пунктах, так и вне их — 50 км/час (пункт 74). Из остальных поправок в Правилах остановимся в первую очередь на тех, которые связаны с порядком проезда пересечений дорог и пешеходных переходов. Очень важное редакционное изменение внесено в пункт 111. В первой его редакции многих сбивали с толку слова «независимо от направления движения» в абзаце, где речь шла об обязанности водителя нерельсового транспортного средства уступить путь тому, кто приближается к нему справа по пересекающей дороге. Подразумевалось: независимо от того, следует ли такое транспортное средство прямо, поворачивает налево или направо. Потому что, если водитель разворачивается, то в заключительной фазе своего маневра он уже сам, подчиняясь правилу «правой руки», должен будет уступить дорогу приблизившимся к перекрестку транспортным средствам. Некоторые же поняли слова «независимо от направления их дальнейшего движения» как утверждение преимущества за подъехавшим справа на все время, пока он не покинет перекресток, не завершит маневр. Такой смысл составители Правил вовсе не имели в виду, и в дальнейшем эти несколько слов из текста были исключены. Теперь обратимся к пункту 115. Он,как вы помните, указывает место остановки у перекрестка в случаях, когда надо пропустить другого водителя, пользующегося преимуществом проезда. В прежней редакции было все-таки неясно, где останавливаться на пересечениях равнозначных дорог. Надо ли ожидать своей очереди непременно у границы перекрестка или можно использовать какую-то часть пересекаемой дороги? Можно, отвечает новая редакция, если это не создаст помех для движения транспортных средств, имеющих преимущество. Только делать это надо грамотно, как сказано в Правилах, «с учетом конкретных условий». Чтобы другие водители не ломали голову над вопросом, уступаете вы им дорогу или нет. Принципиальные уточнения сделаны в пункте 116. Он и прежде обязывал водителей, приближавшихся к обозначенному пешеходному переходу,'снижать скорость или даже останавливаться, чтобы пропустить пешеходов. Но добавляя при этом — «в случае необходимости». К ак показали наблюдения, водители не всегда однозначно и верно понимали эту необходимость, создавая тем самым угрозу безопасности движения. Ныне Правила говорят на этот счет совершенно определенно: если на переходе есть люди или перед ним остановилось другое транспортное средство, надо снижать скорость или останавливаться. Продолжать движение дальше можно, лишь пропустив пешеходов, а во втором случае — убедившись в том, что остановка другого водителя не вызвана тем, что перед ним на проезжей части оказались пешеходы. Кроме того, в любых местах водитель обязан пропускать слепых, подающих сигнал белой тростью. Пункт 129 не содержит теперь указаний на то, как надо въезжать на скоростные дороги или съезжать с них при наличии переходно-скоростных полос. Дело в том, что такие полосы стали элементами не только скоростных, но и многих, если можно так сказать, стандартных автомобильных дорог. Поэтому порядок действий водителей на таких пересечениях излагается не в главе «Особые условия движения», как было прежде, а несколько раньше — в пункте 85, в главе, где речь идет об общих принципах движения — маневрировании, скорости и т. д. В заключение напомним еще об одной новой записи — об обязательном оснащении автобусов, легковых и грузовых автомобилей и мотоциклов с колясками медицинскими аптечками (пункт 165, VI «к»). Просим всех, кто пользуется Правилами дорожного движения, изданными до 1976 года, внести эти поправки в их текст. Так будет удобнее прежде всего вам самим.По письму приняты меры ———О нарушении законности написал нам шофер С. Новиков из Иркутской области. «Выехали мы с товарищами на обед, — излагает он суть дела, — догоняют нас участковый милиционер с нашим механиком, с которым мы были не в ладах, и требуют документы. Я их показал, но не дал в руки, так как, на мой взгляд, и механик и милиционер были не совсем трезвы. В ответ они пригрозили, что составят протокол и лишат меня «прав» 28 на два года якобы за пьянство. Кстати, механик давно мне этим грозил. Я им предложил поехать на экспертизу, но они отказались. Прошло три месяца, и вдруг из усольской ГАИ поступает сообщение о том, что я лишен «прав» на два года с наложением штрафа в сумме 30 рублей. Написал жалобу в народный суд, который переслал ее в областную ГАИ. Два с половиной месяца ждал ответа. Написал в областную ГАИ, результат тот же. Не знаю уж куда и писать, решил вам, единственная моя надежда!» По просьбе редакции прокуратура Иркутской области проверила факты и сообщила нам: «...постановление дисквалификационной комиссии о лишении водительских прав гр. Новикова С. М. отменено. Начальник отделения ГАИ усольского ГОВД майор милиции Печкин Г. И. привлечен к дисциплинарной ответственности, также привлечен к дисциплинарной ответственности за волокиту при рассмотрении жалобы инспектор областного отдела ГАИ ст. лейтенант милиции Князьков С. Г.».