«Оклахомец» в КузбассеВесной прошлого года на сибергинском угольном разрезе в Горной Шории начались испытания 180-тонного американского самосвала. Построен он на заводе «Юнит Риг энд эквипмент компани» в городе Талса, штат Оклахома. Одиннадцать железнодорожных платформ везли в Междуреченск части этой машины. Для сборки ее на сибергинскую автобазу пригнали 40-тонный кран. Четверо водителей и четверо сварщиков за девять дней собрали грузовик. В 30-градусный мороз сварили воедино детали гигантского кузова, козырек которого возвышается над землей почти на шесть с половиной метров. За сборкой наблюдали специалисты фирмы. А потом целых полтора месяца они занимались наладкой машины. Девятого марта инженер Роджер Гулсби сказал: «О кей, можно ехать...» Прежде чем приступить к рабочим рейсам на М-200, шофер первого класса Александр Щербаков и трое его сменщиков прошли «обкатку» в Заполярном. Там они учились водить грузовик М-100 из семейства «Юнит Ригов» — он вдвое меньше того, что прибыл на сибергинскую автобазу. Сегодня белая краска на рулевом колесе «Юнит Рига» стерлась до черноты. Я беседовал с Щербаковым и механиком В. Даниловым в комфортабельной кабине «оклахомца», которая издали, в сравнении с габаритами грузовика, глядится прямо-таки скворешником. К тому дню сибиряки наездили на великане тысячи часов и уже на правах знатоков представляют машину. Она оснащена двенадцатицилиндровым V-образным двухтактным дизелем. Его мощность — 2475 л. с. при 900 оборотах в минуту. Топливный бак вмещает 3000 литров, а система охлаждения — 945 литров антифриза. Грузовик снабжен электрической трансмиссией. Дизель «Юнит Рига» вращает генератор постоянного тока. Привод на задние ведущие колеса через электродвигатели мощностью 1100 киловатт. Максимальная скорость — 42 км/час. Машина маневренна, легка в управлении. Ходит по грунтовым дорогам. Расход топлива152 литра в час. ...Из кабины восьмикубового экскаватора Ижорского завода вижу крутой склон, по которому осторожно спускается на тормозах «Юнит Риг». Самосвал приближается к забою, и все это время кажется, что в кабине никого нет. И только с близкого расстояния различаешь водителя. «Юнит Риг» подъезжает к 38 «Юнит Риг М-200» прибыл в Междуреченск на испытания из Оклахомы. Самосвал рассчитан на 180 тонн руды. Колеса в два человеческих роста, радиус поворота — 15,6 метра, электротрансмиссия (о ней говорит надпись «Лектра Хол») — вот что такое «двухсотка». Фото А. Траяплощадке возле экскаватора, и сразу представляешь себе аэродром — т ак мощен шум двигателя и свист турбонаддува. Экскаваторщик Михаил Попов зачерпнул полный ковш скальной породы и бережно опустил в кузов. Потом еще и еще. Некоторые куски — тонны с три. Когда такой «камешек» падает в кузов, машину слегка покачивает. В кабине самосвала, движущегося со 180-тонной ношей, испытываешь необычное чувство. Как-никак — высота второго этажа, куда ведут одиннадцать ступеней стального трапа. Дорогу прямо пе§ед машиной не видишь, а угадываешь. лижайшие метра четыре попадают в мертвую для обзора зону. Щербаков рассказал такой случай. Загрузившись, он хотел трогать, но заметил поблизости людей. Что-то его насторожило. Не поленился, вылез из кабины на верхнюю «палубу», глянул вниз: а там вплотную стоит «газик». «Юнит Риг» медленно одолевает крутой подъем. Груженый, он идет мягко, почти как «Волга». За рулем сегодня — шофер Иван Горовои, он ведет машину без напряжения. хотя внутренне собран. Поглядывает на приборы. Навстречу катят БелАЗы-сорркатонники. Любопытно, что здесь, на угольном разрезе, быстро привыкаешь к исполинским масштабам. Даже «водовоз», который поливает на разрезе «Междуреченском» дороги, чтобы прибить угольную пыль, сделан на базе БелАЗа. Но ив этом царстве великанов «Юнит Риг» выделяется размерами. Когда сидишь в его кабине, возникает чувство, что грузовик не катит по дороге — шествует. Назову несколько цифр. Длина машины — 14,63 метра, ширина — 7.8 метра, высота — 6,45 метра, с поднятым кузовом — около 13 метров. ...Роджер Гулсби пил чай из самовара и выглядел заметно более обжившимся, чем в первую нашу встречу, в начале испытаний. Его стол на сибергинской автобазе был завален технической документацией, чертежами, карандашнымизаметками. Здесь же толстенный англорусский словарь. — Мистер Гулсби, к ак на ваш взгляд проходят испытания? Мой собеседник улыбается: — Я бы не пережил этого, если бы они шли плохо. Время от времени я связываюсь по телефону с Талсой. Компания довольна тем, как идут дела здесь, в Междуреченске. — Где еще работают 180-тонные автомобили вашей фирмы? — В Канаде и Замбии. Они приспособлены для высоких и низких температур. Одним словом, в трудных климатических условиях, к ак здесь, в Сибири. В Европе и Азии нет пока ни одного 200-тонного грузовика, кроме этого. Здесь, в Сибири, наши машины проложили колею впервые (в США М-200 считается 200-тонником: в «короткой» тонне, принятой там, — 908 кг). Роджер Гулсби ведает обслуживанием самосвалов «Юнит Риг» в Европе и Африке. Ныне он представляет компанию здесь, в Междуреченске, и работает не покладая рук. Весной я видел его в гараже автобазы рядом с шоферами — он помогал им делать профилактику. — Есть ли специфические особенности техники вождения вашего грузовика? — спрашиваю я Гулсби. — Все как обычно. Единственное что я советовал вашим шоферам, так это смотреть в оба. Уметь предвидеть характер дороги. — Какого вы мнения о квалификации механиков и водителей сибергинской автобазы? — Приведу такой пример. За все это время мы не сменили ни одной пластины дисковых тормозов. Мой коллега Форд, он обслуживает машины нашей компании в Африке, просто не мог поверить в это. Пример говорит о том, что ваши водители и механики умело эксплуатируют автомобиль. Они настоящие профессионалы. — Какое впечатление на вас произвел а Сибирь? — Она меня удивила. Совсем не то, что я ожидал. Я предполагал, что здесь