Ц ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАШПшЫвШЯШШЯШШИШШКШШШШШШШШЯЯЯЯЯШШВВ Страницы 24—29ПЯТИЛЕТКА ДИКТУЕТ ТЕМПЛ. АФАНАСЬЕВ, председатель Научного совета по проблеме «Безопасность дорожного движения» при ГКНТ СССР, доктор технических наук Одной из заметных черт последнего десятилетия в развитии нашей социалистической экономики, в происходивших социальных процессах является стремительная автомобилизация, подготовленная крупными шагами автомобилестроения, многих других отраслей индустрии. Как и всякое большое явление, автомобилизация поставила в повестку дня новые проблемы, потребовала новых решений. Эта новизна проявилась прежде всего в комплексном подходе, в широком использовании современных технических средств и достижений науки. Задача повышения безопасности движения прямо отражена в таком важнейшем партийном документе, как «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы», и тем самым подчеркнут ее государственный масштаб. Эту задачу решают совместными усилиями практики и ученые, специалисты различных министерств и ведомств. Немало было сделано уже в годы минувшей пятилетки в техническом и организационном плане. Переоснащена Госавтоинспекция, неустанно совершенствовалась ее деятельность. Создана служба безопасности на автотранспортных предприятиях, а в дорожных управлениях — организации движения. Больше внимания стали уделять водителям. В крупных автохозяйствах и комбинатах введен предрейсовый медицинский контроль. Стало обязательным применение ремней безопасности в легковых автомобилях и шлемов при езде на мотоциклах. Немало сделано для улучшения профессиональной подготовки водителей. В обучении их все более широкое применение находят современные технические средства. Стали надежнее в смысле безопасности сами автомобили и мотоциклы. Был принят и ряд других важных мер, давших положительные результаты; можно сказать, допустим, о подготовке в вузах инженерных кадров по специальности «Организация дорожного движения». Все эти примеры убедительно, на наш взгляд, подтверждают, что новый этап автомобилизации отличает комплексный, научный подход к решению вы24 двинутых ею проблем. Посмотрите, как выросло за последнее время число научных учреждений, проводящих исследования в области безопасности и организации движения . Если в 1970 году их было только девять, то сейчас свыше пятидесяти. На базе лаборатории проблем безопасности дорожного движения ВНИИ МВД СССР создан первый в стране специализированный научно-исследовательский институт — ведущее учреждение по проблеме в целом. Московский автодорожный институт стал головным в исследовании социальных, экономических и технических причин аварийности. Ряд отраслевых научно-исследовательских институтов ищут пути повышения конструктивной безопасности автомобилей, совершенствуют нормы и методы проектирования и строительства автомагистралей, разрабатывают градостроит ельныемероприятия по предупреждению аварий. Объектом систематических исследований стали психофизиологические основы труда водителей. Ведется серьезная научная работа ив других направлениях, в частности по созданию автоматизированных систем управления движением. Для координации важнейших научноисследовательских работ по безопасности движения, проводимых различными министерствами и ведомствами, определения основных направлений исследований при Государственном комитете Совета Министров СССР по науке и технике создан Научный совет по проблеме «Безопасность дорожного движения». Взаимодействие практики и науки помогло сдержать рост аварийности. За годы минувшей пятилетки автомобильный парк страны вырос почти в полтора раза, но некоторые показатели аварийности не только не увеличились, а проявили тенденцию к снижению. Но можно ли удовлетвориться достигнутым? Конечно, нет. Дорожно-транспортные происшествия и сейчас уносят немало человеческих жизней, причиняют большой ущерб народному хозяйству. Многое учеными уже сделано, но все это только начало. Ж изнь шагает дальше, выдвигает новые, все более сложные требования, а темпы развития, материально-техническая база научно-исследовательских организаций, работающих в области безопасности движения, не всегда еще этим требованиям отвечают. Надо признать, что ряд союзных и республиканских отраслевых научноисследовательских институтов не располагают достаточной научно-лабораторной базой, чтобы решать проблему на современном уровне, а потому ограничиваются разработкой ведомственных ди? е ктивныхинормативных документов. олько в двух вузах страны имеются специализированные научно-исследовательские лаборатории по безопасности движения. Практически никакого участия в решении проблемы не принимают институты Академии наук СССР, Академии медицинских наук, Академии педагогических наук, а участие специалистов в области юриспруденции, психологии, социологии остается явно недостаточным. Нельзя упускать из вида, что в десятой пятилетке автомобильный парк страны снова значительно увеличится, еще большие трудности возникнут в организации движения и обеспечении его безопасности. А это диктует ускорение научнои зыскательскихи конструкторских работ, п овышение их качества и эффективности. На чем, на наш взгляд, прежде всего должно быть сосредоточено внимание специалистов? Для обеспечения безаварийной езды максимально безопасной должна быть конструкция самого автомобиля. Над этим предстоит работать автомобилестроителям и их смежникам. Тематика тут обширная и для ученых и для конструкторов: совершенствование тормозных систем, улучшение ударно-прочностных характеристик кабин и кузовов, создание травмобезопасного рулевого управления и панелей приборов на легковых машинах. Не менее важными направлениями остаются борьба против слепящего действия фар, совершенствование шин и многое другое. С каждым годом растут наши требования к качеству строящихся и реконструируемых автомобильных дорог. Настало время сделать более строгими дорожные строительные нормы и правила, дополнить и развить их. В связи с этим перед научно-исследовательскими и проектными организациями Министерства транспортного строительства СССР стоят весьма ответственные задачи по исследованию закономерностей транспортных потоков, изучению характеристик дорог. Это поможет разработать научное обоснование принципов приведения существующих дорог в соответствие с современными требованиями без полной их перестройки. А поскольку наши действующие дороги весьма далеки от совершенства, особого внимания требуют вопросы безопасной их эксплуатации. Головному в этом направлении ГипродорНИИ предстоит разработка методических основ и мероприятий по инженерному обустройству и оборудованию дорог, правил, норм и методов их ремонта и содержания, создание систем автоматизированного управления движением на автомагистралях. Весьма важным является вопрос о повышении их безопасности при неблагоприятных погодных условиях. Дело ученых, специалистов — определить перспективы роста численности автомобильного парка в городах, плотности и интенсивности движения и разработать методы формирования дорожноуличной сети. Весьма солидный «средний возраст» парка, невысокий уровень капитального ремонта, недостаточная оснащенность ремонтных предприятий диагностическим оборудованием ставят перед эксплуатационниками особо ответственные задачи по обеспечению безопасности движения. В качестве одной из задач головного в этом направлении