34
35
Нубни друтбыкалендаре появляется четвертый, советский этап. В 1970 году «в игру вступают» представители ЧССР, а три года спустя — и болгарские картингисты. Итак, на сегодня Кубок дружбы оспаривают гонщики шести стран на шести этапах. Сначала положение о розыгрыше Кубка предусматривало на каждом этапе отдельные заезды для определения сильнейших в личном и командном зачетах. Затем отдали предпочтение нескольким заездам, по результатам которых определяли места в личном зачете, а очки, полученные заявленными за команду картингистами,всего на молодежь, дешевый и доступ ный. Таким он родился, такой есть таким будет. Вот почему в сборной каждой страны среди шестерых спортсменов четверо должны быть моложе 25 лет. Это правило является и стимулом для подготовки молодого пополнения сборных. Во всяком случае, в некоторых командах процесс омоложения шел не всегда гладко и подготовка достойной смены испытанным картингистам подчас отнимала два-три года, что отражалось на местах в таблице розыгрыша. В начале 14-летней истории Кубка тон задавали гонщики ГДР. Они рань-ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ СЕЗОННачало шестидесятых годов в истории автомобильного спорта почти всех стран отмечено «вспышкой картинга». Этот вид соревнований очень быстро получил популярность. Социалистические страны одними из первых по достоинству оценили его богатые возможности. Уже в 1960 году состоялись старты картингистов в ГДР и ПНР, на следующий год картинг дебютировал в СССР, затем ив ВНР, ЧССР, НРБ, СРР, СФРЮ. Конечно, на современный взгляд гокарты (так раньше называли эти машины) пятнадцатилетней давности выглядят странно. Высокие машины на 10-дюймовых колесах от мотороллера, пространственные трубчатые рамы наподобие тех, что применялись на гоночных машинах, необычной формы рули — в виде овала, крыльев бабочки. Все эти пестрые, разноликие самоделки роднило одно — они были построены по близким техническим условиям и на них стояли двигатели от серийных мотоциклов класса 125 см 3 . Общую платформу нашли быстро, и уже в 1964 году прошла первая серия гонок на Кубок дружбы социалистических стран. Поначалу в них принимали участие спортсмены ВНР, ГДР и ПНР, которые соревновались в трех этапах. Год от года число стран-участниц росло, увеличивалось соответственно и количество этапов. Так, с 1966 года наша сборная принимает участие в розыгрыше Кубка уже не эпизодически, а по всей программе, и в международном просто суммировали, чтобы выявить распределение мест среди сборных. Сейчас сложилась система, близко стоящая к той, что применяется на первенстве мира и других крупных международных состязаниях. Всех участников (а их 36, поскольку каждую команду представляет по шесть картингистов) на основании результатов официальной тренировки «рассеивают» на четыре равных по силам группы. Их обозначают латинскими буквами А, В, С и D. В каждом заезде встречаются спортсмены каких-либо двух групп (то есть стартуют по 18 человек): АВ, CD, AD, ВС, АС и BD. Таким образом, в течение шести заездов — а они и составляют программу отдельного этапа — каждый участник встретится с каждым, приняв три старта. За первое место в заезде начисляют 0 очков, за второе '— 2, за третье — 3 и так далее. Победителем в личном зачете на этапе становится тот, кто набрал наименьшую сумму очков. А для командного зачета суммируются очки пяти картингистов, показавших лучшие результаты среди шестерых стартовавших в каждой команде. Сумма очков, набранная на шести этапах, минус результат «худшего» этапа определяет личные места в розыгрыше Кубка за год. Для командного зачета суммируют очки, набранные на всех этапах. В нынешнем Положении о Кубке дружбы есть один важный пункт, вытекающий из самого характера картинга. Это вид спорта, рассчитанный прежде ше других обрели картинговый опыт, располагали неплохими двигателями МЦ, при подготовке которых широко использовали знания, накопленные заводом на выпуске мотоциклов к многодневкам, кроссам, кольцевым гонкам. В 60-х годах эти моторы имели мощность около 18—20 л. с. и служили хорошей основой для достижения высоких результатов. Не удивительно, что в первые три года побеждали представители ГДР как в личном (В. Партум — 1964 год, X. Винцлер — 1965 и 1966 гг.), так ив командном (1966, 1966, 196ч7 гг.) зачетах. Этому способствовало еще и то, что трассы чаще делали с длинными прямыми участками, дававшими преимущество тем, кто обладал мощным двигателем даже при менее удачной конструкции самого карта. Затем пришел период успехов наших картингистов. Они использовали двигатели МЦ (как, впрочем, и большинство спортсменов из других стран) и шасси собственной, более совершенной тогда конструкции. Гегемонию картингистов ГДР первым нарушил А. Сафонов, который в 1967 и 1969 гг. побеждал в личном зачете. Правда, в 1968 году вновь первое место завоевал немецкий гонщик, К. Шуриг, но зато в командном зачете дважды (1968 и 1969 гг.) выигрывали Кубок картингисты СССР. А потом для нашей сборной наступил период застоя. Он объяснялся не только тем, что к этому времени гонщики ГДР Ю. Кох и другие построили кар-К1 §СЧАСТЛИВЧИКХолм был крутой. Для эффектных прыжков не очень годился. Но, что поделаешь, кросс показательный и председатель колхоза просил дать «международный класс». Гонщик выжал полный «газ». На верхушке холма он попытался сбросить скорость. Однако дроссель заклинило, и мотоцикл прыгнул не вперед, а вверх. Где-то внизу остались зрители, впереди были сосны. «Ого, кажется, высоко летим, — успел подумать гонщик, — теперь главное оттолкнуться от машины». Приземление было довольно,удачным, а впереди, ударившись о сосну, потом о другую, упал мотоцикл. — Вот это да1 — ахнули зрители. — Метров на пять взлетел. — Что ты, все десять было. Жаль, м о ­ тоцикл разбился. — Но гонщик-то, смотри, как ни в чем не бывало. — Счастливчик Рамонас! У него, говорят, сто медалей и ни одной царапины... Царапины у него есть, и медалей поменьше, но удача ему действительно34 ты типа «Тайфун» — более современные по конструкции, с дисковыми тормозами, прекрасной управляемостью. В нашей команде к тому же назрело омоложение состава. Ветераны А. Сафонов, В. Вортниек, О. Шаев и другие покинули трассы, а юные дублеры А. Акопов, М. Рябчиков, М. Густешов к этому моменту не были достаточно «обкатаны» на сложных международных соревнованиях. Так наша сборная утратила ведущую роль не только в личном зачете (в 1970 году первенствовал X. Винцлер, а в 1971 году — Ю.- Кох), но ив командном в 1970 и 1971 гг. отошла на второе место. Сначала казалось, что лидерство вновь захватят картингисты ГДР — они победили в 1970 году в командном зачете. Но иу них надвигалась проблема смены поколений — один за другим ушли из спорта X. Винцлер, Ю. Кох, X. Шульц, К. Шуриг. Образовавшийся вакуум постарались заполнить картингисты ЧССР и ПНР. Первые дебютировали в соревнованиях Кубка в 1970 году и быстро приобрели нужный опыт. По образцу карта «Тайфун» они построили еще более современные машины, получили специальные шины типа «Сликс», а главное, взяли на вооружение моторы кроссовых мотоциклов 43-984. В серийном исполнении они располагают мощностью около 19 л. с , а после специальной доводки — 25—26. К слову, на двигатели 43 скоро переключились почти все (кроме гонщиков ГДР и отдельных спортсменов ВНР и НРБ) участники розыгрыша Кубка. Так или иначе начало 70-х годов отмечено успехами картингистов ЧССР ив командном (с 1972 года) и в личном (в 1972 году победил Л. Бедржих, в 1973 и 1975 гг. — Ф. Дыкаст, в 1974 году — 3. Кыселы) зачетах. Для советской сборной наиболее трудным был 1972 год, когда она заняла непривычно далекое пятое место, а сильнейший ее представитель (Р. Акопов) не смог подняться выше 18-го. Потом перестройка команды, о которой журнал в прошлом уже не раз писал, стала приносить плоды: удалось найти и оптимальную конструкцию карта, стали окупаться долгие часы форсировки моторов. С 1973 года наша сборная устойчиво занимает вторые места в командном зачете, год от года сокращая разницу в очках, отделяющую ее от сборной ЧССР. И наконец в прошлом году советские картингисты одержали победу в командном зачете. Наблюдается прогресс ив личных результатах: в 1973 году — седьмое место (А. Таскин), в 1974-м — третье, в 1975-м — четвертое, в 1976-м — второе (М. Рябчиков). Появилась в команде молодая смена — П. Бушланов, В. Иванченко, А. Зайцев. Разумеется, борьба за высокие результаты, стремление к. победе присущи любым соревнованиям. Но розыгрыш Кубка дружбы характерен еще одной, только ему свойственной чертой. Сколь бы острым ни было сопер-Старт одного из заездов московского этапа Кубка дружбы, 1976 год. Фото В. Ширшова ничество в каждом заезде, на гонках царит дух товарищества, взаимного уважения друг к другу, готовности оказать помощь. Примеров тому можно привести множество. Вспомним хотя бы первые старты наших картингистов в Кубке, когда спортсмены ГДР поделились с А. Сафоновым секретами форсировки двигателя. Позже Ю. Кох объяснил, рассказал и даже дал эскизы на свой карт, который в те годы был лучшим, своим коллегам из ЧССР и СССР. Советские гонщики не раз помогали болгарам, делавшим первые шаги в международных гонках, советами по регулировке двигателя, езде, подготовке к соревнованиям. Когда в Пловдиве в 1973 году в команде НРБ вышел из строя один карт, поляки дали им свою запасную машину. Четырнадцатый год разыгрывается Кубок дружбы (кстати, первый переходящий приз в командном зачете учредил «За рулем»). Шестьдесят один этап позади. Но сколько бы лет ни прошло, сколько бы трофеев ни было вручено, эти соревнования всегда останутся не только большим спортивным праздником, но и важным событием, укрепляющим дружбу и взаимопонимание спортсменов братских социалистических стран. Л. ШУГУРОВ, член президиума ФАС СССРулыбалась часто, и s жизни ив спорте — награда за трудную любовь и преданность мотоциклу. Он с детства пропах бензином. У отца был сильно подержанный трофейный мотоцикл. Старый Домининкас сейчас любит вспоминать время, когда сын еще не был известным гонщиком и спортивную славу семьи нес на своих плечах он, отец. Ах, какие забавы на мотоциклах они тогда только не устраивали! Гонка за лидером, прыжки с трамплина, езда на одном колесе. А мотобол! Мотоциклы разнотипные и разносильные, спортсмены, как на маскараде, одеты кто во что горазд, у кого на голове пожарная каска, у кого ушанка. Но от зрителей отбоя не было, и парни самозабвенно го ­ няли мяч по полю. Боролись они за первенство и на кроссах. Однажды на старт вышли вместе — отец и сын. Красиво сложилась гонка, а после финиша немного растерянный Домининкас, поздравляя сына, сказал: «Счастливчик ты, Эдвардас, хороший мотоцикл тебе достался». Сын только улыбнулся, но не стал доказывать своего права на успех, не стал рассказывать о том, как из соседской развалюхи по ночам собирал своего «горбунка». Это была первая «официальная» гонка Рамонаса, его первая, такая неожиданная для всех победа. Потом были еще, но эта в памяти ярче других, м о ­ жет быть, потому, что она — начало. Прошло время, и он понял, что вся жизнь гонщика состоит из таких вот начал: кропотливой подготовки, постоянных тренировок, медленного по крупицам накопления опыта. Опыт, конечно, вооружает, но никак не освобождает от работы. А работа выливается в скорость, скорость рождает мысли, и они воплощаются снова в машине. Он так знает свой мотоцикл, что может, кажется, с закрытыми глазами разобрать и собрать его за каких-нибудь полчаса, и отладить без помощи тренера или механика, Да их у Рамонаса и 35