СервисСТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ЗАДАЧИЧто мешает удовлетворению нужд владельцев собственных автомобилей! Как преодолеть трудности! Об этом говорит работник Госплана СССРются на солидном опыте строительства и эксплуатации подобных предприятий. Однако этого опыта не было, а проекты создавались в атмосфере споров о тенденциях развития производственной базы автотехобслуживания. Поэтому были у проектировщиков и неудачи, пришлось пристраивать к типовым станциям в процессе их эксплуатации цехи для кузовных и покрасочных работ, устранять другие недостатки. Теперь опыта прибавилось, упущенное навёрстывается. И все-таки успокаиваться на достигнутом еще нет оснований. Факты показывают, что типовое проектирование нуждается в дальнейшем совершенствовании. Опыт минувшей пятилетки убедил, что наличие проекта и финансовых возможностей далеко еще не гарантирует своевременного ввода в строй новой СТО. Подрядные организации во многих случаях весьма неохотно берутся за строительство мелких для них объектов — предприятий автосервиса и бесконечно затягивают его, перенося сроки сдачи из года в год. Пока единственным средством активизации неторопливых подрядчиков остается инициатива и изворотливость заказчиков — руководителей территориальных объединений автотехобслуживания, их умение воздействовать на исполнителей работ через местные органы власти. Не у всех это получается одинаково удачно, а в итоге — многие миллионы неосвоенных средств, десятки недостроенных предприятий. Это еще одна проблема, ждущая своего решения в десятой пятилетке. Значительные просчеты были допущены ив географии развития сети автотехобслуживания. Привело это к неравномерному распределению производственных мощностей. В минувшем году, например, на каждый рабочий пост в Куйбышевской области приходилось по 219 легковых автомобилей, а в Краснодарском крае — по 846. Еще хуже обстоят дела с обеспечением услугами автосервиса в Сибири и на Дальнем Востоке. Диспропорции — результат того, что автосервис до последнего времени практически не имел ответственного хозяина, недостаточно учитывались реальные нужды автолюбителей разных регионов нашей обширной страны. Нужно исправлять и эти упущения. Как известно, благополучное завершение строительства новой станции — только полдела. Чтобы она начала действовать, ее нужно оснастить современным технологическим оборудованием и специнструментом, обеспечивающими высокое качество работ. В основном эта задача выполнялась за счет импортных закупок. Отечественное производство гаражного оборудования оказалось недостаточно подготовленным к обеспечению нужд быстро развивающегося автосервиса. Достаточно сказать, что строящимся и пусковым СТО уже сейчас требуются десятки стендов для проверки тормозов, контроля и регулировки углов установки колес, проверки рулевого управления. Но для них-то этого оборудования и не хватает. В таком оборудовании очень нуждаются и действующие станции. Не хватает тут также стендов для проверки тягово-экономических показателей двигателей, монтажа шин, балансировки колес, нужны двухстоечные подъемники, газоанализаторы и многое другое. Количество предприятий автосервиса быстро множится, и ввозитьоборудование для них из-за рубежа становится все накладнее. Значит, необходимо форсированно развивать собственное производство. В этой связи напомним, что еще в 1968 году Министерству автомобильной промышленности было поручено организовать проектирование и производство гаражного оборудования, специального инструмента и автомобильных принадлежностей. До сих пор это решение не выполняется. Опыт прошедшей пятилетки поставил в повестку дня и ряд других животрепещущих вопросов. Среди них — современная организация обеспечения СТО запчастями и расширение ассортимента услуг, подготовка квалифицированных кадров авторемонтников, усовершенствование системы оплаты их труда, единообразие цен на услуги, оказываемые предприятиями автотехобслуживания. И наконец, главное — автосервису нужен единый в масштабах всей страны хозяин, располагающий всеми материальными и правовыми возможностями для успешного его развития. Как видим, вопросов, ждущих решения, накопилось немало. Так не слишком ли трудное наследство оставили нам первые годы становления автосервиса? Думается, что оснований для пессимизма нет. Всякое большое новое дело не идет сразу без сучка, без задоринки. Путь к успеху — деятельная, планомерная работа по преодолению трудностей. А необходимые меры принимаются. Вот один из важных шагов в этом направлении. В минувшем году Совет Министров СССР принял решение организовать в составе Министерства автомобильной промышленности на базе Управления по техническому обслуживанию легковых автомобилей и производству гаражного оборудования Всесоюзное промышленное объединение «Союзавтотехобслуживание». В его ведение переданы все специализированные предприятия автосервиса в Белоруссии, Азербайджане, Молдавии, Латвии, Киргизии, Таджикской и Туркменской ССР. Оно будет руководить этими предприятиями через республиканские управления автотехобслуживания, строить здесь новые станции, распоряжаться рыночным фондом запасных частей. Осуществляя единую техническую политику во всех звеньях автосервиса по стране, «Союзавтотехобслуживание» в этих республиках будет и материально ответственным руководителем. Мы вправе ждать от нового объединения энергичных действий. За десятую пятилетку объем услуг, предоставляемых системой автотехобслуживания, должен возрасти в 2,8 раза. Значительно расширится их ассортимент. Для обеспечения нормальной, бесперебойной эксплуатации современных легковых автомобилей требуется внимание специалистов и сложное оборудование. Поэтому в нынешней пятилетке, девизом которой является высокое качество, поставлена задача обеспечить владельцев личных машин высококвалифицированными услугами по техническому обслуживанию и ремонту их техники, хранению ее и снабжению горюче-смазочными материалами. Задачи сложные, ответственные. Они выполнимы, если начать решать их энергично, инициативно, без проволочек. И. ОВЧИННИКОВ, инженер 33За годы девятой пятилетки автотехобслуживание сделало большой шаг вперед, и количественно и качественно. Основу этой новой отрасли сервиса составила широкая сеть станций технического обслуживания, главным образомновых, построенных по типовым проектам. В отличие от старых, полукустарных мастерских создавались вполне современные предприятия, оснащенные специальным оборудованием и инструментом, диагностической аппаратурой и испытательными стендами. Появилась возможность с высокой точностью исследовать все «недуги» машин без разборки, квалифицированно, с большой степенью надежности, приводить их в полный порядок, от «настройки» ходовой части до регулировки двигателя и электрооборудования. В этот период возникла и фирменная сеть автотехобслуживания Волжского автозавода со своими специализированными станциями и автоцентрами. Объем услуг владельцам машин возрос в несколько раз. В десятой пятилетке перед автосервисом поставлены еще более ответственные и сложные задачи. Для успешного их выполнения предстоит решить ряд острых проблем, выявившихся в годы становления и роста этой новой службы. Вот некоторые из таких узких мест. Начнем с заново созданных типовых проектов, по которым сооружались предприятия автосервиса. Удачными такие проекты бывают, если они базиру