ТРАССЕЗаключительную беседу посвятим вождению автомобиля на соревнованиях. Тут есть свои особенности. Но прежде чем говорить о них, хотелось бы подчеркнуть, что спортсмен на трассе ралли никакими привилегиями по отношению ко всем остальным водителям не пользуется. Правила дорожного движения, в том числе предписания знаков, для него такой же закон, как и для всех. Больше того, одним из признаков мастерства гонщика является строжайшее соблюдение дисциплины движения. По собственному опыту знаю, к ак часто приходится подавлять в себе соблазн превысить скорость, особенно когда не укладываешься в график, опаздываешь. Но о том, чтобы поступить так, не может быть и речи. Ведь у спортсмена есть единственное преимущество — мастерство, выдержка, которые позволяют ему лучше, безопаснее других вести машину. Само собой разумеется, в ралли принимают участие водители, имеющие уже определенный опыт управления автомобилем. И все же, к ак мне кажется, не лишне напомнить об одном требовании, которое, к сожалению, многие забывают, а может быть, не придают ему должного значения. Между тем от этого обстоятельства в немалой степени зависит успех на соревнованиях. Речь идет о правильной посадке водителя (об этом частично уже говорилось во второй статье). Существует немало мнений, какой должна быть посадка. Личный опыт, а также опыт многих других водителей говорит о том, что главное здесь — подогнать сиденье (оно регулируется по горизонтали и вертикали), чтобы удобно было продолжительное время без напряжения вести машину. Руки в локтях и ноги в коленях чуть согнуты. Пристегнутые ремни безопасности не должны мешать работе с рычагами управления. Руль обязательно держите обеими руками, чуть сместив их вверх. Подробно обо всем этом говорилось в статье О. Майбороды «Наш автодром, или как действовать водителю в критических ситуациях» («За рулем», 1976, № 3). Будущим участникам ралли советую прочесть ее. Большая часть маршрута на соревнованиях проходит по асфальтированным дорогам общего пользования, открытым для всех. Здесь управление машиной не представляет особых сложностей. Иное дело, когда приходится ехать в ненастную погоду. Вскоре после начала дождя полотно дороги еще не промыто, а пыль, смешанная с водой, превращается в месиво, которое уменьшает сцепление шин с асфальтом, увеличивает тормозной путь. Очень опасными в этих случаях бывают перекрестки асфальтированного шоссе с грунтовой дорогой. Тут обычно накапливается много жидкой грязи, принесенной колесами машин и повозок. Совет может * См. «За рулем», 1977, № 4, 5 и 6. быть один — сбавьте скорость и удвойте внимательность. Старайтесь не следовать вплотную за грузовыми машинами (это сужает обзор, и можно не заметить дорожный знак, указатель пункта контроля времени). Значительно сложнее движение по лесной дороге, где на пути могут встретиться ямы, заполненные водой, корни деревьев и другие препятствия. Ямы лучше всего объезжать, а корни переезжать не поперек, а по возможности под углом. Если вам пришлось преодолеть затопленную яму, не исключено, что вода попала в тормозные барабаны и колодки. Ее тут же необходимо удалить прогревом тормозов: на ходу подержите слегка нажатой тормозную педаль. О приближении перекрестков, изменении направления движения водителя предупреждает штурман. Но бывает порой так, что он замешкается, и вы приблизились к перекрестку, где надо поворачивать на большой скорости, Не старайтесь во что бы то ни стало «вписаться» в поворот, проскочите несколько десятков метров, а затем, развернувшись, направляйтесь по трассе. Лучше потерять несколько секунд, чем оказаться в кювете. Конечно, может случиться так, что просто необходимо на большой скорости резко затормозить для поворота. Тогда не выключайте сцепления и не допускайте блокирования колес, иначе автомобиль войдет в занос. Гасите скорость включением низших передач. Если автомобиль все же пошел юзом, отпустите тормозную педаль, выровняйте рулем движение машины, а затем опять тормозите. Опытные гонщики нередко проходят повороты с заносом. Но такой прием требует специальных тренировок. Кстати, они полезны всем водителям, чтобы увереннее чувствовать себя при возникновении внезапного, непроизвольного заноса. Тренировки лучше всего проводить на скользких площадках, закрытых для движения. Главное помнить — руль поворачивается в сторону заноса с постепенным уменьшением колебания автомобиля. Обстоятельно об этом рассказывалось в статье «В гостях у профессионалов», опубликованной в журнале «За рулем» (1976, № 1). Но на соревнованиях намеренно пользоваться заносом может только тот, кто как следует отработал уже этот прием. К пункту контроля времени спортсмены чаще всего прибывают с опережением графика и дожидаются у желтого флага срока отметки. Свободные минуты используют для осмотра машины, очистки ветрового стекла, задних фонарей и т. д. Если же резерва времени нет, то необходимо двигаться прямо к судейскому пункту. Имейте в виду, что момент вручения судье контрольной карты и будет вашим временем прибытия на КВ. На дополнительных соревнованиях,Статья четвертая *входящих в программу ралли, как правило, решается успех, проверяется мастерство вождения. Счет тут ведется на секунды. Поэтому от водителя и штурмана требуется исключительная собранность, четкость действий, строгий расчет во всем. Из первой статьи, которая знакомила с сущностью ралли, их программой, вы уже знаете виды дополнительных испытаний. В сложных ралли, рассчитанных на спортсменов, имеющих уже опреде-' ленный опыт, включают скоростные участки — наиболее трудные дополнительные соревнования. Как правило, в этом случае Положением предусматривается установка на автомобилях каркаса безопасности. Для тех, кто не собирается ограничиться одноразовым участием в ралли и предполагает в дальнейшем выступать в таких соревнованиях, полезно будет познакомиться с некоторыми деталями прохождения скоростных участков. Прибыв на старт скоростного участка, приготовьте маршрутную карту и постарайтесь поставить автомобиль так, чтобы колеса не попали в глубокие колеи, выбоины, проложенные ранее прошедшими машинами (имеется в виду, конечно, грунтовая или заснеженная дорога). Заранее экипаж выясняет, к ак дается старт: отмашкой флага, отсчетом оставшихся секунд, вручением контрольной карты или специального контрольного листа. За 10—15 секунд до начала движения водитель включает первую передачу и ожидает сигнала старта, постепенно увеличивая обороты двигателя. К ак только подан сигнал — резко трогается без пробуксовки колес и переключает передачи, доводя в каждом случае обороты двигателя до максимальных. Теперь — все внимание скорости и состоянию дороги. И последнее. Длительная езда за рулем всегда утомляет. Этому подвержены все, даже очень опытные водители. К ак снять усталость? Конечно, лучше всего остановиться и какое-то время отдохнуть. Но на соревнованиях это исключено. Сделать же кратковременную остановку и выполнить несколько гимнастических упражнений можно. Если устали глаза (такое обычно случается ночью), переводите взгляд поочередно направо, налево — это поможет снять напряжение. Глоток воды или яблоко, стакан крепкого чая или кофе из захваченного с собой термоса вольют свежие силы. Этой статьей завершается знакомство начинающих раллистов с тем, что представляет собой ралли, как стать его участником. Остались не освещенными вопросы, связанные с организацией и проведением соревнований, но таких задач мы не ставили перед собой, поскольку статьи были обращены не к организаторам соревнований, а к участникам. В. ЩАВЕЛЕВ, заслуженный мастер спорта 35