ДОСААФНОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫТакое же положение ис ночной ездой. Прежде в ночь выезжало три — восемь автомобилей, сейчас — 15, по строгому плану. Вождение в сетке расписания потребовало четкой работы, дисциплины. Отныне школа должна работать как часовой механизм. Одновременный выезд, одновременный возврат в парк — это стало законом. Каждая неявка мастера или курсанта на занятия выбивает из ритма всех, ломает единый график. Поэтому речь ныне идет о системе обучения, о заинтересованности обучающих и обучаемых в результатах. Иначе все теряет смысл. В этой связи мне хочется сказать о том, что строже надо спрашивать с каждого отстающего. Отныне мастер вождения стал в центре учебного процесса. Но 'такое смещение акцентов не имеет пока централизованного «подкрепления». В частности, требуется упорядочить систему премирования этой категории работников, четче сформулировать их права и обязанности. Н ужнаи единая методика по контрольному осмотру и ежедневному обслуживанию автомобилей. Это — одно из полезнейших нововведений. Водителю-воину, безусловно, необходимо уметь поддерживать машину в исправности, ухаживать за ней. Поэтому мы ждем от методкабинета ЦК ДОСААФ скорейшей разработки карт по ТО, перечня вопросов, на которые следует делать упор при утреннем и вечернем осмотре учебных машин. Нам в этом смысле повезло: старший мастер Н. Г. Компанец написал отличную, на наш взгляд, разработку по осмотру и обслуживанию автомобилей, которая помогает быстро и высококачественно провести работы. До сих пор я рассказывал главным образом об изменениях в обучении вождению. Ну а что происходит в преподавании устройства автомобиля, правил движения? С сокращением количества часов резко возросла цена каждой минуты урока. Вот почему мы так внимательно подходим к росту профессионального уровня наших преподавателей. Замечу, что большинство из них имеет немалый опыт и любит свое дело. Чтобы убедиться в этом, можно заглянуть в некоторые классы. Здесь вы, конечно, обратите внимание на обилие наглядных пособий, на выдумку, с которой они выполнены руками педагогов и курсантов. Возьмем класс В. А. Бякова. В нем есть все: и разрезные электрифицированные агрегаты, и автомобиль, к ак говорится, «на ходу», и ЛЕТИ, и устройство для быстрого опроса учащихся. А недавно Василий Алексеевич установил на автомобиле панель, на которой закреплены пробирки с образцами всевозможных смазочных материалов. Если дотронуться до какой-либо из них, то в машине загорается лампочка, указывающая место заливки этого материала. Наглядно — и легко запоминается. К сожалению, в новой программе не нашлось места для часов самоподготовки. А польза их несомненна. Поэтому наши преподаватели проводят самоподготовку по собственной инициативе. Так, Н. С. Ничипоренко, один из лучших наших педагогов, почти ежедневно говорит курсантам своей группы после окончания занятий: «Давайте час пообедаем и отдохнем, а потом — все в класс». Конечно, преподаватель может оставить только отстающих, но чаще задерживаются все, чтобы сильные могли помочь слабым. И сам педагог будет с ребятами в классе до конца, причем совершенно безвозмездно. Когда мы начинали работу по новой программе, возникли сомнения: к акже так, теперь преподаватель должен дважды в день объяснять одно и то же — сначала одной подгруппе, потом другой. Но в том-то и дело, что перед ним не 30 учащихся, как прежде, а 15, поэтому эффективность каждого урока выше, есть возможность лучше вникнуть в материал и проверить знания курсантов. Много, кстати, зависит и от них самих. Мы стремимся научить ребят максимально использовать наглядные пособия, стенды, работать с этими средствами обучения самостоятельно, стараемся развить у них чувство взаимопомощи. Поэтому у нас практикуется соревнование не только между группами, но и внутри них. Я уже говорил о том, что в школе полностью были переоборудованы классы и лаборатории. Здесь также вы увидите отличные наглядные пособия, прекрасные рабочие места, где всегда под рукой и инструкции и инструмент. Эта работа постоянно продолжается, появляются новые приспособления, улучшается оборудование, осмотровые канавы и эстакады. Все направлено на то, чтобы повысить эффективность каждого урока, дать возможность курсантам извлечь из него максимум знаний. Вот тут мне надо сказать о завоевавших в последнее время большую популярность автотренажерах. Есть они во многих школах, но... использование их полностью отдано на личную инициативу преподавательских коллективов. Нет ни методических пособий, ни сколько-нибудь обоснованных предложений по обучению на тренажерах. Сколько часов надо им уделить: 6, 10? А может быть, только 2? Неизвестно. Более того, в программе упражнения на тренажерах вообще не предусмотрены. Значит ли это, что они не нужны? Они очень даже нужны! Однако, пока руководители автошкол — одни из сознания необходимости, другие по соображениям «моды» и «престижа» — покупают и устанавливают тренажеры, обучаемые относятся к ним недоверчиво, не видя в них особого проку. В чем-то они правы: не определены, к акя сказал, оптимальные границы работы с тренажерами. Назрела необходимость провести всесторонние исследования, разработать обоснованные, подтвержденные практикой инструкции и методики. В нашей школе восемь тренажеров: четыре «легковых» и четыре «грузовых». Стоят они недешево, а эффективность пока невелика. И мы согласны, если нам поручат, принять на себя эти исследования: ввести в учебный процесс различное количество «тренажерных» часов, найти оптимальный вариант, подготовить проект методического пособия. Это, повторяю, нужно всем автошколам ДОСААФ, ведь речь идет о качестве обучения. Но вернемся к новой программе. С какими результатами прошло ее внедрение? Признаться, экзамены в первом потоке нас несколько насторожили: в чем-то знания курсантов стали слабее. Это заметили и члены экзаменационной комиссии. Пришлось еще раз проанализировать постановку учебного процесса, продумать заново ряд методических разработок, строже подойти к вопросам дисциплины. Мы вскрыли, например, причины некоторых срывов в обучении вождению, идущих от неумения, а порой и нежелания отдельных мастеров работать по-новому. И вот наступил май — пора'экзаменов в группах второго потока. Практическое вождение из 157 курсантов не сдал только один, да и то в силу случайностей, от которых никто не застрахован. Без осечек отвечали будущие шоферы на теоретические вопросы. «Да вас словно подменили», — улыбаясь, сказал нам председатель комиссии. Конечно, это была шутка. Просто нашли мы ключик к новой программе, освоились в ней. И. М ИКУЛЬСКИЙ , начальник автошколы ДОСААФ г. ЖитомирLГОДЫ, ШАКТЫ1971 г., 8 ИЮЛЯ. Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по ускорению создания сети предприятий по техническому обслуживанию легковых автомобилей и других транспортных средств, принадлежащих гражданам», а также постановление «О создании специализированных автоцентров Волжского автомобильного завода», положившее начало фирменной сети автотехобслуживания ВАЗа. 1971 г., ИЮЛЬ. Известный гонщик Илья Тихомиров установил свой одиннадцатый всесоюзный рекорд: в категории газотурбинных машин весом 500 кг он преодолел дистанцию 500 мс места за 16,865 сек., что соответствует средней скорости 106,7 км/час. 1971 г., СЕНТЯБРЬ. Кубок Европы по мотоболу впервые был разыгран в СССР. Соревнования, проводившиеся в Элисте, закончились победой нашей команды. 1971 г., СЕНТЯБРЬ. В Москве проведен первый Всесоюзный конкурс профессионального мастерства водителей. 1971 г., СЕНТЯБРЬ. Столица Белоруссии приняла участников первых Всесоюзных соревнований владельцев личных мотоциклов на призы журнала «За рулем». 1971 г., ОКТЯБРЬ. Финишировало ралли-марафон «Тур Европы» протяженностью 14 000 км. Дебютанты этих соревнований — советские спортсмены одержали двойную победу: «Золотой Кубок» (зачет по четырем экипажам) выиграла команда на «москвичах—412» производства АЗЛК, «Серебряный кубок» (зачет по трем экипажам) — команда на ВАЗ—2101. 1971 г., НОЯБРЬ. Исполнилось 30 лет со времени создания ледовой трассы по Ладожскому озеру — легендарной Дороги жизни. Она действовала 152 дня. По льду герои-автомобилисты доставили 361 тысячу тонн грузов. Из города вывезено около 550 тысяч жителей. 1971 г., 21—24 ДЕКАБРЯ. В Большом Кремлевском дворце состоялся VII Всесоюзный съезд ДОСААФ. Он прошел под знаком мобилизации оборонного Общества на борьбу за претворение в жизнь решений XXIV съезда КПСС. Между VI и VII съездами ДОСААФ в школах, клубах и курсах Общества получили права водителей-профессионалов, повысили классность, стали автолюбителями около 2,5 миллиона чело век, подготовлено 2,3 миллиона М ' О тоцикяистов. \ТОЩ