Новоселье по старому адресуБеседы во ВНИИмотопромеНет ни одной модели мотоцикла, мотороллера или мопеда, выпущенного в нашей стране, который бы на пути к конвейеру не побывал здесь. Одни родились и выросли в этом доме, другие приезжали, чтобы избавиться от сложного недуга, и все без исключения сдавали экзамен на зрелость и получали путевку в серийное производство. «Здесь» — это Всесоюзный научно-исследовательский, конструкторский и технологический институт мотоциклов и малолитражных бензиновых двигателей внутреннего сгорания, а сокращенно — ВНИИмотопром, Его адрес — Серпухов Московской области — известен не только советским, но и зарубежным мотоциклистам по научным работам и гоночным машинам, успешно выступавшим на чемпионатах мира и Европы. Свою родословную институт ведет с далекого 1942 года. Тогда на территории мотозавода обосновалось Ведущее конструкторское бюро мотоциклостроения, и в Серпухов с родины советского мотоцикла, Ижевска прибыла группа специалистов во главе с В. В. РОГОЖИНЫМ, который бессменно руководит коллективом до сих пор. Ветеран мотоциклостроения, долгие годы руководивший КБ на ижевском заводе, он хорошо знает потребности практики. Наша беседа начинается в его кабинете. Всеволод Вячеславович весь в заботах о делах института. — Теперь нам тесно в старых стенах. Известное постановление «О развитии в 1976 — 1980 годах производства товаров массового спроса ио мерах по повышению их качества» прямо обязывает нас создать И освоить новые виды мотоциклов, мопедов и велосипедов с улучшенными техническими и потребительскими свойствами. Уже в 1973 году мы начали строить комплекс зданий института на новой территории. Сейчас готова лабораторно-испытательНая станция — смонтировано оборудование и начато его освоение. Одновременно неподалеку растет большой жилой дом для работников института. — Наша основная забота сегодня, — продолжает Всеволод Вячеславович, — строительство и быстрейший ввод в действие новых помещений: в самое ближайшее время предстоит значительное расширение и ускорение исследований, а это, само Собой, требует новой базы. И мы отправляемся осматривать институт. Первый зал. Его занимает конструкторский отдел. — Одна из наших главных обязанностей, — поясняет его начальник О. П. ПАНИН, — помощь заводам в освоении новых и совершенствовании выпускаемых машин. Вместе с заводскими КБ мы ведем конструкторские и поисковые работы по созданию перспективных мотоциклов, которые увидят свет через 7 — 10 лет. Ведь путь от чертежа до изделия, сходящего с конвейера, очень непрост. Сначала надо изготовить опытные образцы, испытать их и довести. Затем подготовить производство машины, а для этого нужна перестройка не только на заводе-изготовителе, но иу его многочисленных смежников и поставщиков. На все уходит немало времени. Порой из-за этого новая машина опаздывает к потребителю. Выход один — интенсифицировать все процессы, составляющие освоение новой модели. Наши надежды здесь связаны опять Же с реконструкцией института, и в частности с его опытным производством. С ним нас знакомит его начальник, В. И. СКОТИНКИН, человек, отлично знающий все тонкости сложного дела изготовления экспериментальных образцов по «сырым» чертежам, часто даже по эскизам. — Мы сами делаем практически все, начиная от литья и кончая окраской. Нередко применяем такие технологические процессы, которых нет пока на заводах. Например, хромирование зеркала алюминиевого цилиндра, изготовление Me-«У ра л»прибавляет силы«Урал» М—67 — верный помощник сельских тружеников. Более миллиона тяжелых мотоциклов «Урал» с коляской изготовил ирбитский ордена «Знак Почета» мотоциклетный завод. На дорогах страны, и прежде всего в сельской местности, можно и ныне встретить все выпущенные ранее модели: М—72, М—72М, М — 6 1 , М—62, М—63, М—66, М—67. В нынешнем Году семейство «уралов» пополнилось еще одной машиной — М67—36. Конструктивные изменения, отличающие ее от предшествующей, направлены на увеличение мощности двигателя и, следова-