Автомотоспорт и его мастераСемнадцать лет нелегкого счастьяОн стоял на верхней ступени пьедестала почета и улыбался. Был по-ленинградски пасмурный день. Но ему казалось, что все вокруг залито солнцем. А таких цветов он еще никогда в жизни не держал в руках. ...Готовиться к этим соревнованиям Викису Олеке было нелегко. Клуб «Азотас», за который он выступал, к сожалению, не смог выделить ему никаких деталей и запасных частей. Выручили друзья. Сварщик Михаил Садовский помог переделать кузов и выхлопную систему. С большим трудом Викису удалось достать нужные поршни и кольца. Не раз с благодарностью вспоминал он потом Стасиса Брундзу, одолжившего ему карбюраторы «Вебер». И многих других бескорыстных друзей, которые по праву могут сегодня считать себя соавторами его большой победы. Викис верил, что на этот раз «боевая» машина как никогда готова к сражению. Однако уже на тренировке в Ленинграде его ожидала неприятность. В контрольных заездах лучшее время показал москвич Юрий Теренецкий. Викис отстал от него всего лишь на две десятых секунды. Но на старт Олека попал в последний ряд: несмотря на то, что по новым техническим требованиям для автомобилей второй группы разрешались произвольные выхлопные системы, судьи решили почему-то руководствоваться старым доку-. ментом. Что делать? Пришлось надеть стандартный глушитель и довольствоваться последним местом на старте. Но, как говорится, беда одна не ходит. Накануне в первом цилиндре лопнуло кольцо. Пришлось идти на поклон к спортсменам из тольяттинской команды. Только ночью, в половине первого ему позвонили и предложили снять с «фургона» запасной двигатель, разобрать его и взять с поршня кольцо. Викис и механик Саулюс потратили на это полтора часа. До семи утра собирали двигатель своей машины. Викис лег спать в восемь, а в одиннадцать был ужена стадионе, на техническом осмотре. В тринадцать часов стартовал. Узде после первого круга Олека с последнего места переместился на седьмое. Еще круг — и он второй. Впереди Теренецкий. Наконец на двенадцатом круге Викис «садится на колесо» лидеру. Теренецкий —- умный, опытный гонщик, и обойти его непросто, тем более что на прямых более мощный двигатель давал лидеру ощутимое преимущество. «Не горячись, — сдерживал себя Викис, — лучше приехать вторым, чем перевернуться первым». Да, поистине это было состязание в хладнокровии и выдержке. На двадцать четвертом круге Теренецкий вдруг неудачно тормозит на повороте. На какой-то миг перед Олекой открывается просвет. И вот он уже первый* Теренецкий отстает на пятьдесят, сто метров... А еще через два круга его машина неожиданно совсем исчезает из поля зрения. Потом Викис узнал, что у автомобиля Теренецкого спустила шина. Олека подумал тогда: «Как хорошо, что удалось обогнать Юру раньше. А то победа не была бы такой радостной. Выиграл бы, как говорят, на чужом несчастье...» Чемпион Союза! Чтобы завоевать это звание, Олеке потребовалось четырнадцать лет. Это не значит, конечно, что все эти годы, позабыв обо всем на свете, он только и делал, что карабкался на эту вершину. Много лет возглавлял Федерацию автомобильного спорта Литвы и считал, что это не дает ему каких-то преимуществ перед другими, а, наоборот, ко многому обязывает, и прежде всего — помогать молодым. Так он представлял себе движение вперед. Уже будучи мастером спорта, он взял в напарники на ралли молодого гонщика Т. Баниса. А потом отдал ему свою машину для участия в первенстве страны по кольцевым гонкам, где Банис завоевал серебряную медаль и выполнил норму мастера спорта. В шестьдесят пятом году Викис отдал свою отлично подготовленную машину тогда еще никому не известно-Фото к корреспонденции — на 2-й стр. обложкиУВЛЕЧЕННОСТЬмышленный город. Как отвлечь ребят от стихийных гонок, занять увлекательным, настоящим делом? Чтобы ответить на вопрос, не требовалось особых исследовании. Комсомольским активистам, работникам ДОСААФ было ясно, что если говорить о спортивных занятиях, то большинство ребят отдаст предпочтение мотоциклу. В Каменск-Уральском мотокросс и гонки по льду давно уже завоевали сердца горожан. Посмотреть соревнования здесь собираются тысячи зрителей, и самые страстные из них, самые искушенные ценители — ребята. И вот горком комсомола, комитет ДОСААФ несколько лет назад решили провести состязания мотовелосипедистов и мопедистов, по примеру тех, что устраивают рижане на приз «Золотой мопед». Гонки привлекли свыше ста ребят. На следующий год их повторили. Потом опять. Польза начинания была бесспорна, но оно не решало основной задачи — занять подростков во внешкольное время, уберечь от дурного влияния улицы. Тогда родилась идея создания детско-юношеской спортивнотехнической школц. В городском комитете партии горячо поддержали предложение. С помощью местных советских органов, комсомола, профсоюзных организаций оно воплотилось в жизнь. Конечно, прежде чем школа начала работать, потребовалось немало усилий для решения организационных вопросов. И тут надо отдать должное большому энтузиасту мотоспорта заслуженному тренеру РСФСР бывшему секретарю заводского комитета комсомола Владимиру Друзю, который сделал очень много ив период, предшествовавший созданию ДЮСТШ, и во время ее становления. Он бывает здесь чуть ли не каждый день и теперь, помогает советами, делом. Создана школа при досаафовском спортивно-техническом клубе «Румб» на одном из предприятий города, где многие годы существует известная во всей области мотоциклетная секция, воспитавшая ряд мастеров спорта, в том числе чемпионов республики и страны по ледовым и ипподромным гонкам, таких, как Вячеслав Чупин и Виктор Тетерин. Активисты секции и стали настав-Сережа Кутепов решил поступить в детско-юношескую спортивно-техническую школу. По-разному отнеслись к этому родители восьмиклассника. Отец сразу дал согласие, а мать заколебалась: — Опасно, скорость какая! Да и не запустил бы уроки — в школе ведь теперь столько требуют... Дискуссия, в которой мужская сторона взяла верх, продолжалась недолго, н Сережа, получив заветную записку, начинавшуюся словами «не возражаем», с радостью помчался в ДЮСТШ. Таких ребят, как Сережа, великое множество. Что для мальчишки в наш век увлекательнее мотора! Тут и возможность посостязаться, испытать себя «на взрослость», на смелость и силу. Но нередко это, в основе своей хорошее стремление приводит к нежелательным результатам. Ребята гоняют бесцельно по улицам на мотовелосипедах и мопедах, подаренных родителями, будоражат шумом окружающих, попадают в аварии. Не был исключением и Каменск-Уральский — растущий с каждым годом про32