СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБАУЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ВАЗаЯ. Толипов из Бухарской области, другие читатели просят рассказать об условиях приема в учебный центр Волжского автозавода. М ногих интересует также вопрос о специализации инженеровитехников для работы в спецавтоцентрах и на станциях технического обслуживания. Вот что ответили нам в объединении «АвтоВАЗ».рывки, возникающие при резком изменении оборотов коленчатого вала и передающиеся от двигателя к коробке передач. Благодаря этому ее детали меньше подвержены разрушительным ударным нагрузкам. Таким образом, преимущества цепной передачи диктуют целесообразность ее применения на мотоциклах массового выпуска, каковыми являются наши ИЖи, «восходы», «туристы», «Минск» и чехословацкие ЯВЫ и 43. Мотоцикл «ИЖПланета-спорт» — высококлассная машина, предназначенная для ограниченного круга мотолюбителей. Она выпускается в небольших' количествах, поэтому использование шестеренчатой передачи в ней оправдано.«РОЛЛС-РОЙС»Студент Ю. П етрушин из Запорожья, м еханик С. Осин из Горького, некоторые другие читатели просят сообщить краткие сведения об автомобильной фирме «Роллс-Ройс».Коллектив автомобилестроителей предприятия сложился в основном из молодежи, которая под руководством опытных специалистов в короткие сроки освоила сложную автоматизированную технику ВАЗа. Те, кто при поступлении на завод не имеет специальности или меняет профессию по предложению отдела кадров, проходят подготовку в учебном центре. В зависимости от потребности в кадрах определенной категории отдел предлагает поступающим рабочим освоить одну из массовых профессий (слесарь механосборочных работ, маляр, штамповщик, сварщик на машинах контактной сварки и т. д.). Учебный центр готовит рабочих, принятых на завод, для конкретного производства по 166 специальностям. Преимущественное право при поступлении на предприятие имеют лица, достигшие совершеннолетия и, как правило, имеющие общее среднее образование. Специалисты по техническому обслуживанию автомобилей для спецавтоцентров и СТО «АвтоВАЗа» проходят дополнительное обучение в течение однойдвух недель в отраслевом учебном центре при заводе по лин"ии производственного управления «АвтоВАЗтехобслуживание» или на базе передвижных автоклассов на местах в спецавтоцентрах. Программа этих курсов предусматривает изучение диагностического и другого оборудования, а также конструктивных особенностей автомобилей «Жигули». На курсы направляются только работники спецавтоцентров и СТО «АвтоВАЗа». Специалисты других предприятий могут пройти обучение в отраслевом учебном центре на договорных началах. По всем вопросам, связанным с устройством на работу и учебу, надо обращаться в отдел кадров (445633, г. Тольятти Куйбышевской области, ул. Белорусская, 16, «АвтоВАЗ»). При этом следует выслать заполненную анкету общепринятого образца. После получения из отдела кадров ответа о возможности трудоустройства (обучения) можно ехать в г. Тольятти.Речь идет не о простом увеличении зарядного тока (этот способ достаточно изучен и используется в экстренных случаях, когда важно сэкономить время, сознательно идя, может быть, на частичное сокращение срока службы), а о применении пульсирующих или асимметричных токов. Изучение этого способа показывает, что эффективность заряда сильно зависит как от величины, формы и частоты импульсов тока, так и от степени заряженности, температуры электролита и состояния батареи. Образно говоря, каждая батарея, как человеческий организм, требует строгого выбора пищи, дозировки, дабы сохранить, а не загубить здоровье. К этому выводу пришли специалисты НИИСТА, НИИАТа и НИИавтоприборов, когда, исследуя различные известные варианты, получили в некоторых случаях худшие результаты по сравнению даже с простым ускоренным методом.. Поиски в этом направлении продолжаются, и есть основания полагать, что они закончатся успешно.Английский завод «Роллс-Ройс» основан ,в 1905 году предпринимателем Ч. Роллсом и инженером Г. Ройсом. На протяжении многих лет он строил легковые автомобили высшего класса, авиационные моторы, дизели, а с 50-х годов —. газотурбинные двигатели. Несколько лет назад фирма разделилась на две: одна делает автомобили, другая — авиационные двигатели и дизели. Автомобильный завод находится в небольшом городке Крью. В год он выпускает 3—3,5 тысячи машин. Производственная программа 1977 года состоит из пяти моделей марки «Роллс-Ройс»: «Сильвер-шэдоу» (длина — 5,17 м, масса — 2100 кг), «Сильвер-шэдоу-ЛВБ» (5,27 ми 2250 кг), «Корниш» (5,17 ми 2160 кг), «Камарг» (5,17 ми 2345 кг) и «Фантом VI» (6,04 ми 2720 кг). Кроме того, фирма изготовляет машины марки «Бентли» (которые отличаются от «роллс-ройсов» только облицовкой радиатора и эмблемами) моделей «Т» (аналог «Сильвер-шэдоу») и «Корниш» (аналог «Корниш»). Все модели оснащены V-образными 8-цилиндровыми 3двигателями рабочим объемом 6745 см , мощность которых фирма по традиции хранит в секрете.ДУБЛИКАТ ТЕХНИЧЕСКОГО ПАСПОРТА«В результате несчастного случая мой автомобиль сгорел до такой степени, что от него сохранились лишь некоторые детали ходовой части. Вместе с машиной сгорели и документы на нее. Вот в такой ситуации могу ли я получить дубликат технического паспорта, чтобы потом восстановить машину?» — спрашивает Н. Цицюлин из Житомирской области.Согласно «Правилам регистрации и учета автомототранспортных средств», технические паспорта (а также талоны и номерные знаки) могут быть выданы органами ГАИ взамен утерянных или при' шедших в негодность на основании заявлений владельцев автомототранспортных средств после технического осмотра их машин и уплаты установленных сборов. В описанном случае провести технический осмотр автомобиля невозможно, и поэтому Госавтоинспекция не вправе выдать дубликат технического паспорта.МАРКИРОВКА БАТАРЕЙ«Объясните, пожалуйста, что обоз начают буквы и цифры, входящие в маркировку мотоциклетных аккуму ­ ляторных батарей — отечественных и чехословацких», — просит Н. Тимош енко из Черниговской области.ЕСЛИ ОДИН ГЛАЗ НЕ ВИДИТПод таким заголовком в февральском номере журнала за 1975 год была напечатана заметка, в которой говорилось о том, что медицинским комиссиям разрешено в порядке исключения допускать к управлению личным автомобилем лиц с потерей зрения на одном глазу. К ак видно из многочисленных писем, полученных редакцией в связи с этой заметкой, в некоторых лечебных учреждениях врачи не знают о приказе министра здравоохранения СССР № 380 от 26 ап ­ реля 1974 года «Дополнения и изменения кинструкциио порядке медицинского освидетельствования лиц, ж е ­ л ающих получить удостоверение на право управления автотранспортом и городским электротранспортом, и переосвидетельствования водителей транспортных средств» и отказываютв освидетельствовании. А там , где этот приказ есть, не все врачи правильно его толкуют. Так, читателю В. Герасимову из Ленинграда ответили, что к управлению могут быть доп ущены только стажированные водители, имевшие «права» е ще до потери зрения.ЦЕПЬ ИЛИ ШЕСТЕРНИ?«Почему на всех отечественных двухтактных мотоциклах, кроме «ИЖ—Планеты-спорт», применяется цепная, а не шестеренчатая моторная передача?» — спрашивает Л . М ашуков из Горьковской области.Чтобы ответить на вопрос, сравним основные свойства этих передач. Шестеренчатая более надежна, долговечна и компактна. Она позволяет при одинаковых габаритах получить большее передаточное число и возможность, таким образом, снизить скорость цепи привода заднего колеса, а значит увеличить срок ее службы. В то же время при больших оборотах обычные шестерни производят значительный шум, поэтому приходится применять шестерни с косым зубом высокой точности. Производство таких деталей требует специального оборудования, сложных технологических процессов, дефицитных материалов, а отсюда высокая их стоимость. Цепная же передача более проста, менее шумна, не так требовательна к точности деталей и значительно дешевле шестеренчатой. Кроме того, цепь, обладая меньшей жесткостью, сглаживаетСогласно ГОСТ 6851—61, аккумуляторные батареи для мотоциклов и мотороллеров обозначаются так. Цифра «3» показывает количество последовательно соединенных аккумуляторов, характеризующих номинальное напряжение (6 В). Буквы «МТ» или «МТР» говорят о назначении батареи: соответственно для мотоциклов или для мотороллеров. Число в конце выражает номинальную емкость в ампер-часах при десятичасовом режиме разряда. Различие батарей МТР и МТ в том, что первые предназначены для питания электростартера при пуске двигателя, а вторые на это не рассчитаны. В новом, разрабатываемом ныне стандарте предусмотрено некоторое изменение обозначений. Так, батареи стартерные, выпуск .которых намечен на ближайшее время, будут шифроваться буквами «МТС», обычные мотоциклетные — «МТ», а батареи, предназначенные только для питания приборов освещения (то есть малой нагрузки), — буквами «МО». Кроме того, емкость будет указываться в двадцатичасовом режиме разряда. Маркировка чехословацких батарей отличается от нашей только буквами: «М» — мотоциклетная, «MS» — мотоциклетная стартерная.УСКОРЕННАЯ ЗАРЯДКА«Слышал вскользь о способе ускоренной зарядки аккумуляторных батарей. В чем он заключается?» — спрашивает В. Селнфанов из Новосибирска.Ускоренная зарядка батарей давно привлекает внимание специалистов.Редакция обратилась за разъяснением в Главное управление лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения СССР. Нам сообщили, что вышеупомянутым приказом министра определены условия, при которых могут быть выданы «права» на вождение владельцам личных автомобилей (IV группа по перечню Минздрава) и инвалидам любой категории для автомобилей с ручным управлением (VI группа). Вот эти условия: зрение на здоровом глазу без коррекции должно быть равно 1,0 (единице), поле зрения — в норме и полностью сохранена световая чувствительность. Срок переосвидетельствования допущенных к управлению автомобилем на этих условиях — через один год. 37