12
13
Новоселье по старому адресуБеседы во ВНИИмотопромеНет ни одной модели мотоцикла, мотороллера или мопеда, выпущенного в нашей стране, который бы на пути к конвейеру не побывал здесь. Одни родились и выросли в этом доме, другие приезжали, чтобы избавиться от сложного недуга, и все без исключения сдавали экзамен на зрелость и получали путевку в серийное производство. «Здесь» — это Всесоюзный научно-исследовательский, конструкторский и технологический институт мотоциклов и малолитражных бензиновых двигателей внутреннего сгорания, а сокращенно — ВНИИмотопром, Его адрес — Серпухов Московской области — известен не только советским, но и зарубежным мотоциклистам по научным работам и гоночным машинам, успешно выступавшим на чемпионатах мира и Европы. Свою родословную институт ведет с далекого 1942 года. Тогда на территории мотозавода обосновалось Ведущее конструкторское бюро мотоциклостроения, и в Серпухов с родины советского мотоцикла, Ижевска прибыла группа специалистов во главе с В. В. РОГОЖИНЫМ, который бессменно руководит коллективом до сих пор. Ветеран мотоциклостроения, долгие годы руководивший КБ на ижевском заводе, он хорошо знает потребности практики. Наша беседа начинается в его кабинете. Всеволод Вячеславович весь в заботах о делах института. — Теперь нам тесно в старых стенах. Известное постановление «О развитии в 1976 — 1980 годах производства товаров массового спроса ио мерах по повышению их качества» прямо обязывает нас создать И освоить новые виды мотоциклов, мопедов и велосипедов с улучшенными техническими и потребительскими свойствами. Уже в 1973 году мы начали строить комплекс зданий института на новой территории. Сейчас готова лабораторно-испытательНая станция — смонтировано оборудование и начато его освоение. Одновременно неподалеку растет большой жилой дом для работников института. — Наша основная забота сегодня, — продолжает Всеволод Вячеславович, — строительство и быстрейший ввод в действие новых помещений: в самое ближайшее время предстоит значительное расширение и ускорение исследований, а это, само Собой, требует новой базы. И мы отправляемся осматривать институт. Первый зал. Его занимает конструкторский отдел. — Одна из наших главных обязанностей, — поясняет его начальник О. П. ПАНИН, — помощь заводам в освоении новых и совершенствовании выпускаемых машин. Вместе с заводскими КБ мы ведем конструкторские и поисковые работы по созданию перспективных мотоциклов, которые увидят свет через 7 — 10 лет. Ведь путь от чертежа до изделия, сходящего с конвейера, очень непрост. Сначала надо изготовить опытные образцы, испытать их и довести. Затем подготовить производство машины, а для этого нужна перестройка не только на заводе-изготовителе, но иу его многочисленных смежников и поставщиков. На все уходит немало времени. Порой из-за этого новая машина опаздывает к потребителю. Выход один — интенсифицировать все процессы, составляющие освоение новой модели. Наши надежды здесь связаны опять Же с реконструкцией института, и в частности с его опытным производством. С ним нас знакомит его начальник, В. И. СКОТИНКИН, человек, отлично знающий все тонкости сложного дела изготовления экспериментальных образцов по «сырым» чертежам, часто даже по эскизам. — Мы сами делаем практически все, начиная от литья и кончая окраской. Нередко применяем такие технологические процессы, которых нет пока на заводах. Например, хромирование зеркала алюминиевого цилиндра, изготовление Me-«У ра л»прибавляет силы«Урал» М—67 — верный помощник сельских тружеников. Более миллиона тяжелых мотоциклов «Урал» с коляской изготовил ирбитский ордена «Знак Почета» мотоциклетный завод. На дорогах страны, и прежде всего в сельской местности, можно и ныне встретить все выпущенные ранее модели: М—72, М—72М, М — 6 1 , М—62, М—63, М—66, М—67. В нынешнем Году семейство «уралов» пополнилось еще одной машиной — М67—36. Конструктивные изменения, отличающие ее от предшествующей, направлены на увеличение мощности двигателя и, следова- iВ этом зале на втором этаже нового корпуса временно разместилась часть экспонатов будущего музея института. Фото В. Князеваталлокерамических поршневых колец. Кроме того, н аше опытное производство изготовляет для заводов разработанное институтом прогрессивное технологическое оборудование. Мы бы могли делать больше, но мешает теснота в старых помещениях, поэтому с нетерпением ждем окончания строительства" нового корпуса. Надеемся на будущий год справить новоселье. Следующий отдел, с которым мы знакомимся, ведет эксперименты и исследования. Возглавляет его К. И. М АТЮШИН , работающий в институте со дня его основания. — Главное направление наших работ, — рассказывает он, — у лучшение эксплуатационных качеств мотоциклов: повышение комфортабельности, надежности и долговечности, активной и пассивной безопасности, разработка отдельных систем, в частности новых электрооборудования, з ажигания , приборов, создание новых методик исследований, испытания и изучение наиболее совершенных мотоциклов. Диапазон, к ак видите, ш ирокий . Только в прошлом году наши водители-испытатели на 50 мотоциклах и мопедах в общей сложности более девят ираз «объехали» Землю по экватору. На стендах побывало 135 двигателей и 174 разных узлов и агрегатов. Каковы результаты? Назову лишь некоторые. Для серийных мопедов «Верховина», «Рига», мотоциклов «Минск» и «Урал» разработаны и испытаны глуши ­ тели, позволяющие заметно снизить уровень шума . Совместно с автополигоном НАМИи заводом ЯВА (ЧССР) при участии «Ленкарза» определили средства снижения токсичности двигателей. Исследования торможения мотоцикла с коляской привели к внедрению двухкулачковых тормозов на «Урале» и «Днепре» последних моделей. Созданы методики для лабораторных исследований основных механических характеристикшин , расчета шатунного подшипника двухт актных двигателей и другие. Чтобы осмотреть следующий отдел, направляемся внижнее помещение. — Здесь раньше были двигателисты, — говорит директор. — Теперь, когда они переехали в новый корпус, эти помещения отданы отделу спортивных мотоциклов. Руководит им кандидат техничес кихнаук В. Т. КУЗНЕЦОВ, являющийся по общественной линии председателем технического комитета Федерации мотоциклетного спорта 'страны. — В последние годы, — говорит он, — участие наших спортсменов в международных соревнованиях свелось практи ­ чески к двум видам — кроссу и ледовому спидвею, где достигнуты немалые успехи. Но советские мотоциклисты выступают главным образом на зарубежных машинах. Перед промышленностью стоит задача обеспечить в ближайшие годы наш спорт отечественными машинами, способными соперничать на международных трассах случшими ' зарубежными моделями. Приказом министра автомобильной промышленности «О мерах по дальнейшему улучшению работ по созданию и выпуску спортивных мотоциклов и велосипедов» на институт возложены задачи по развитию спортивной техники для обеспечения организаций ДОСААФ. Первый шаг , к ак видите, сделан. Мы уже проектируем и изготовляем опытные спортивные мотоциклы и двигатели к ним, оказываем техническую помощь заводам в создании и выпуске кроссовых и гоночных моделей. Вот несколько примеров. Построенный в институте мотоцикл с коляской модели ВНИИ — 5 75 класса 500 смз для шоссейно-кольцевых гонок («За рулем», 1977, № 5 — Р ед . ) к сезону нынешнего года подвергся дальнейшим усовершенствованиям. В частности, мощность двигателя поднята до 80 л. с , и под обозначением ВНИИ — 576 он примет участие в соревнованиях. Другая машина института — кроссовая, класса 125 смв модели ММВЗ — 3.222. Дебют ее состоялся на первом этапе чемпионата страны нынешнего года в Кишиневе. Обладая массой 86 кги двигателем мощностью 26 л. с. при 11000 об/мин, она не уступает по основным параметрам известным 43 , а по некоторым показателям превосходит их. Кроме того, во ВНИИмотопроме разработаны конструкции двигателей классов 50, 125, 250 и 500 смз на уровне лучших мировых образцов. Рассчитываем в ближ айшие годы увидеть их на соревнованиях самого высокого ранга. Порукой тому энтузиазм нашего дружного коллектива и хорошие условия для работы, созданные ныне. Сегодняшние мотоциклы, особенно спортивные, очень сложные машины, где каждая дополнительная лошадиная сила добывается не путем проб и ошибок, к ак было еще недавно, а в результате серьезных научных и лабораторных изысканий. Вот почему кроме искуснейших механиков в лаборатории работают и ученые. Мы покидаем старую территорию института и едем к его новым корпусам, расположенным через несколько кварталов. В первом готовом двухэтажном здании со сплошными рядами окон кипит работа. Весь нижний этаж занимают боксы, оборудованные современными стендами и аппаратурой. Звукоизоляция тут столь эффективна, что, находясь рядом, едва слышишь работающие двигатели. В каждый бокс подведены от центрального поста трубы с пятью разными марками бензина; в потолке — окно, через которое в случае возгорания автоматически обрушится масса гасящейпены. Вдоль окон выстроились новенькие пульты управления, способные вести испытания по заданной программе и передавать их результаты в измерительновычислительную систему, созданную в институте на основе ЭВМ «Наири-2». На нескольких стендах мы видим агрегаты, в которых узнаем роторнопоршневые двигатели, предназначенные для мотоциклов. Несколько лет назад один из первых образцов демонстрировался на ВДНХ, вспоминаю я, но эти заметно отличаются. — С тех пор мы создали уже несколько разновидностей, — говорит возглавляющий эти работы кандидат технических. наук С. Ю. И ВАНИЦКИй , один из организаторов и руководителей института. — Последняя модель, с жидкостным охлаждением, имеет удовлетворительные данные по токсичности отработ авших газов и расходу топлива. Дорожные испытания роторного двигателя, установленного на «Днепр» МТ9, показали ряд его преимуществ перед обычным, поршневым, главное из которых — больший крутящий момент вши ­ роком диапазоне оборотов. Надеемся довести конструкцию до серийного производства, где .она, полагаем, с успехом найдет применение на тяжелых мотоциклах. Был бы грех, думаю я, стоять рядом стакой машиной и не проехать на ней. Поэтому, набравшись храбрости, прошу разрешения попробовать мотоцикл на ходу. Компактный, цилиндрической формы двигатель с электрическим стартером удобно разместился на обычном месте. Между мотоциклом и коляской — радиатор водяного охлаждения. Все остальное, к ак на серийном «Днепре». Н ажимаю на кнопку — и двигатель заработал. Звук его не похож на мотоциклетный, и от этого чувствуешь себя как-то не совсем уверенно. Поворачиваю ручку «газа» — обороты растут, и, включив сцепление и передачу, довольно резво набираю скорость. Включаю вторую передачу, резче поднимаю обороты — и мотоцикл устремляется вперед. Поездив на разных передачах, начинаю ощущать , что этот мотор действительно «тяговитее» обычного: скажем, на второй передаче можно ехать со скоростью от 15 до 40 км / ч ас . Он менее чувствителен к увеличению нагрузки (при встрече с подъемом), не требует при этом обязательного включения низшей передачи. Заканчивая поездку, п рихожук мнению, что такому двигателю будут рады мотолюбители, особенно в сельской местности. Но впереди еще много работы, т ак что говорить о серийном производстве пока не приходится. Эта поездка и завершает нашу экскурсию. И мы благодарим гостеприимных хозяев. Б. СИНЕЛЬНИКОВ, спецкор «За рулем» Серпухов — Москвателыно, на улучшение динамических и эксплуатационных качеств. О дновремен ­ но снижен уровень шума мотоцикла. Прирост мощности , д остигающей 36 л. с , получен установкой новых головок, с увеличенным сечением впускных каналов, и модернизированных карбюраторов К — 3 01 Г, отличающихся от К — 3 01 большими диаметромдиффузораи пропускной способностью главного жикле ­ ра. М одернизированный двигатель потребовал применения новой свечи за ­ жигания. М отоциклснабжен эффективными глушителями выхлопа, внешне отличающимися от прежних несколько большим наружнымдиаметром . Владельцам «уралов» 'прежних выпусков — М — 6 6иМ — 6 7 — отрадно будет узнать, что мо ­ дернизированный глушитель, новые кар ­ б юратори свечу (см. таблицу) м ожно установить (при очередных ремонтах ) на их машины. Д ляоценки новой модели ирбитскийзавод впрошлом году провел испытания пяти машин по маршруту , охвативш ему все зоны, г де эксплуатируются наши мотоциклы. На любых дорогах в горах Кавказа, в жарких районах Средней Азии, в средней полосе России они показали себя с наилучшей стороны, Ныне на заводе заканчиваются испытания ряда новых узлов для мотоциклов «Урал», среди них — б олееэффек ­тивный воздушный фильтр, к оробкапе ­ редач с задним ходом, усиленные коле ­ са с литым алюминиевым барабаном. Все работы, направленные на улучшение эксплуатационных показателей наших мо ­ тоциклов, ведутся сучетом пожеланий потребителей. А. Х АЛТУРИН ,заместитель главного конструктораг. ИрбитСравнительные данные Максимальная мощность двигателя, л. с. Тип свечи зажигания (в скобках — прежнее обозначение) Наружный диаметр глушителей выпуска, мм Карбюратор: тип диаметрдиффузора , мм пропускная способность главного жик ­ лера, с м ' / и ин«Урал» М—67«Урал» М67 — 3632 А10НТ 70 К—301 24 185 (А8У)36 АНН (А7.5УС) 85 К—301Г 28 2103. «За рулем» № 813