В организацияхНОВАЯ ПРОГРАММАгоды, Ш АКТЫ1970 г. За восьмую пятилетку оборонное Общество выросло на 8 миллионов человек. С 1966 по 1970 гг. количество учебных организаций ДОСААФ увеличилось на 31%. Объем капиталовложений для пополнения и обновления материально-технической базы Общества, капитального строительства, развития технических видов спорта увеличился в три раза по сравнению с предыдущей пятилеткой. 1970 г. Развернулось строительство на новой территории завода РАФ в Елгаве. 1970 г. К концу восьмой пятилетки протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составила 511,6 тысячи километров. 1970 г. В организациях ДОСААФ широко развернулось социалистическое соревнование в честь 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Выполняя обязательства, досаафовцы Кировского завода (Ленинград) подготовили более 600 шоферов, мотоциклистов, трактористов; совершили 460 автомотопробегов и походов по местам революционной и боевой славы. 1970 г. На таллинском опытном авторемонтном заводе начато производство гоночных автомобилей «Эстония—16М» с колесами, отлитыми из магниевого сплава. 1971 г., 22 ЯНВАРЯ. Львовский автобусный завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. 1971 г., ЯНВАРЬ. Журнал «За рулем» учредил «Трофей заводов», который стал ежегодно вручаться коллективу предприятия, чьи спортсмены добились наилучших результатов в чемпионатах страны по автоспорту. 1971 г., 2 ФЕВРАЛЯ. Минский автомобильный завод награжден орденом Октябрьской Революции. 1971 г., МАРТ. На финальных соревнованиях в Инцелле (ФРГ) чемпионом мира по мотогонкам на льду в четвертый раз стал Габдрахман Кадыров. Второе место занял его товарищ по команде Владимир Чекушев. 1971 г., МАРТ. Заложен первый дом на месте нового города для автомобилестроителей КамАЗа, спроектированного на 250 тысяч жителей. Созданы первые прототипы автомобилей КамАЗ. 1971 г., ИЮНЬ. Ралли «Золотые пески» в Болгарии положило начало розыгрышу Кубка дружбы со циалистических стран в этом виде соревнований.В конце прошлого года житомирская автошкола ДОСААФ, как и другие школы оборонного Общества, перешла на новую программу обучения водителей для армии и народного хозяйства. К моменту, когда писалась эта статья, нами было выпущено уже два потока курсантов и, следовательно, накоплен определенный опыт, которым яи хочу поделиться. За это время проявились как безусловно положительные стороны новой программы, так и ряд недостатков и организационных сложностей, поэтому разговор о ней, на наш взгляд, нужен. Что представляет собой новая программа! В чем ее отличия от прежней! Прежде всего — в сокращении учебного времени ровно на 150 часов. За счет чего! Прежде всего за счет времени, отводившегося для изучения устройства и эксплуатации автомобилей. Вторым существенным отличием стало обучение вождению в «сетке расписания», о чем подробнее будет сказано ниже. Эти два момента и определили главным образом коренную перестройку учебного процесса. Начали мы с того, что практически полностью обновили материальную базу: избавились от всех машин старых моделей, таких, как ГАЗ—51, и обеспечили парк автомобилями ЗИЛ —130, ГАЗ—53 и некоторыми другими, изучение которых предусмотрено новой программой. Затем соответственно переоборудовали классы и лаборатории: установили новые узлы, агрегаты, учебные пособия, сменили инструктивные карты. Но и это не все. Реконструировали и свой автодром. Он — наша гордость. На территории в5 га имеется все, что нужно для отработки упражнений по практическому вождению. Здесь же учебный класс, класс «грузовых» тренажеров, гаражи мотоспортивной секции, ряд служебных помещений. Так вот, площадка автодрома претерпела серьезные изменения в расчете на то, что на ней теперь одновременно должны находиться 15 — 16 автомобилей. Установлены переносные габаритные препятствия, ограничители новой конструкции и др. Особое внимание обратили мы на подготовку преподавателей и мастеров. Педсовет школы провел методический сбор по новой программе, были написаны планыконспекты занятий, восемь методических разработок по главным темам, причем в каждой из них упор делался на широкое применение всех средств технического обучения: наглядных пособий, ЛЕТИ, киноустановок. Кроме того, несколько специальных занятий были посвящены вопросам, которые диктовались новыми условиями, например, темам «Транзисторные системы зажигания», «Особенности эксплуатации автомобилей «Урал—375». Был продуман и составлен новый распорядок, дня. Давайте вспомним, как складывался учебный день при старой программе. Обычно он выглядел так. После утреннего построения курсанты расходятся по классам. Начинаются теоретические занятия (устройство автомобиля). В это время в класс входят два-три мастера практического обучения вождению (по-старому инструкторы) и называют фамилии курсантов, которые должны идти на вождение. То есть для этих ребят учебный процесс, я имею в виду теорию, уже нарушен. 50 часов вождения — 50 часов пропущенных лекций или лабораторных занятий. Это немногим меньше 10% учебного времени. А между прочим, при 20% пропущенных часов курсант не допускается к экзаменам. Как видим, старая программа сама обрекала их на вынужденное отсутствие. Что же касается вождения, то прежде, когда все обучаемые выполняли разные упражнения, 15—20 автомобилей разъезжались кто куда: в город, на автодром и т. д. В таких условиях не могло быть и речи о контроле за работой инструкторов, за тем, как идет обучение. В этом плане новая программа совершила переворот. Вот день в нашей автошколе. Как и прежде, он начинается в 8.00 с построения. Дежурный докладывает старшему мастеру, что курсанты учебной группы готовы к занятиям по вождению. Рядом вытянулись в строю 15 автомобилей. Старший мастер кратко излагает особенности выполнения сегодняшнего упражнения, выдает методические разработки и инструктивные карты. Хочу подчеркнуть, что без этих документов провести занятия на должном уровне невозможно. Затем 15 курсантов под руководством мастеров приступают к контрольному осмотру машин перед выездом из парка. Это половина группы. Впереди у нее 1 час, отведенный на осмотр, и 2 часа — для отработки упражнений. Тем временем вторая половина группы занимается теоретической, специальной подготовкой в классе или лаборатории. В 11 часов подгруппы меняются местами и занимаются так до 13.00. Таким образом, вся группа участвует в занятиях по вождению 5 часов. Обе подгруппы находились по два часа на теории. Чтобы уравнять часы теоретической подготовки с вождением (академический час длится 45 минут, а вождение — 60 минут), обеденный перерыв для мастеров и курсантов, которые были за рулем, мы делаем 30 минут. Так что после перерыва занятия по устройству автомобиля и вождению начинаются одновременно — в 13.00. В это время места в автомобилях занимают учащиеся следующей группы. На этот раз контрольного осмотра нет, и через 2 часа подгруппы меняются, но вторая подгруппа принимает участие в ежедневном техническом осмотре машин.. Следовательно, ежедневно согласно расписанию в школе проводится 8 часов классных, лабораторных занятий и8 часов — вождения, из которых 2 часа отведено контрольному осмотру и ежедневному обслуживанию автомобилей. Благодаря этому учебная техника постоянно поддерживается в исправном состоянии. Выше было сказано, что на вождение мы выделяем 15 машин и еще одну держим в резерве. Занятия в автошколе идут в три потока. В группы первого и второго — зачисляем по 30 человек, в третьем — несколько больше, и тогда привлекаются дополнительные машины. Посмотрим, какие преимущества дает обучение вождению в сетке расписания. Главное из них — вся группа одновременно отрабатывает одно и то же упражнение, а это значит, все 15 автомобилей постоянно находятся на одном участке дороги в городе, за городом или на автодроме. Усилился контроль со стороны старшего мастера за организацией и ходом занятий, за их качеством. Нет случаев, когда одни курсанты наездили 20—30 часов, а другие 10 — 15, что при старой программе случалось довольно часто. Особенно интересно идут сейчас занятия на автодроме, где сразу семь ЗИЛов находятся на линии «ЗИЛ» и восемь ГАЗов — на линии «ГАЗ». Отработка упражнений стала зрительно ощутимой, есть возможность для оперативного раэбора допущенных промахов. Резко улучшилась отработка такого необходимого будущему шоферу-воину упражнения, как вождение автомобиля в колонне. Раньше собрать нужное количество машин для автоколонны было целой проблемой: приходилось нарушать учебный процесс сразу в нескольких группах. Теперь каждый выезд на занятие — фактически в колонне. Мы имеем возможность постоянно наблюдать за умением курсантов держать дистанцию, соблюдать дисциплину и правила движения, за техникой вождения.\g