ДОСААФвом... Технические средства обучения и сейчас еще обновляем, совершенствуем, многое своими руками делаем. — Непременно познакомьте с вашим предшественником, — отозвался «северянин». — Хочется до глубины докопаться... Сборы ведь чем хороши — личными контактами. Официальные доклады с трибуны, изучение основополагающих документов — дело нужное, никто не спорит, но настоящего опыта набираешься все же при личных встречах. Меня, например, вот ваш хозрасчет интересует, денег, понимаете, у нас маловато, а чтобы строить, оснащаться, нужны средства... Ионас Феликсович ответил, что в бухгалтерии автошколы можно получить самые точные сведения по всем статьям хозрасчета, а здесь он может назвать лишь некоторые цифры по памяти. И назвал. Я тоже занес их в блокнот. В 1977 году коллектив каунасской взял обязательства подготовить для народного хозяйства 150 водителей категории «С», около двух тысяч — категорий «А» и «В» и 600 человек переподготовить на второй и первый классы. Это дает чистой прибыли что-то около 18 тысяч рублей. Мастерская по ремонту автомобильных покрышек, кстати, хорошо зарекомендовавшая себя, добавляет еще 8 тысяч годовых... Но, понятно, это лишь малая толика того, что вложено в наш комплекс. Здесь и средства от автомотолотереи ДОСААФ, от республиканского комитета. — Конечно, деньги деньгами, они нужны; мы пускаем их на обновление оборудования, но ту помощь, которую оказывает ДОСААФ автохозяйствам, колхозам, совхозам республики, владельцам личного транспорта, никакими рублями не измеришь, — заключил Давидсонас.30 октября —День работниковавтомобильного транспортаЗЕРНО В РУКАХ ВОДИТЕЛЯС Валентином Петровичем Щербаковым, водителем целиноградской автоколонны 2552, мы познакомились в конце прошлого года, когда ему, признанному мастеру вождения автопоезда-богатыря грузоподъемностью в 80 с лишним тонн, было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. Стояла уже глубокая осень. Закончилась горячая пора уборки и вывозки богатого урожая с целинных земель. Об этом мы и вели разговор. — Почти все время, пока шла уборка, — поясняет Валентин Петрович, — я меньше трех рейсов не делал. А это без малого триста тонн зерна. Вот и получилось, что за сезон доставил на элеватор 8200 тонн хлеба. Мы стоим рядом с новым КрАЗом — 256. На левой дверце его кабины — бронзовая пластинка с надписью: «Победителю социалистического соревнования в 1976 году В. П. Щербакову от коллектива кременчугского автомобильного завода». — Хорошая машина, — говорит Щербаков. — Работаю сейчас на ней с автопоездом — вывожу кирпич. После хлеба стройматериалы — мой самый любимый груз. Привезешь, к примеру, 10 — 15 тысяч кирпичей сразу на площадку, где выкладывают жилой дом, видишь, как люди радуются... Свою личную десятую пятилетку Валентин Петрович начал еще в девятой, которую выполнил за три с половиной года. За плечами водителя много интересных и трудных дорог. На родине, в Пермской области, закончил курсы шоферов, возил лес, служил в пограничных войсках, в шестьдесят первом приехал на целину. Здесь и остался. Все это время за рулем автомобиля. Когда сдавался в производство этот номер журнала, из Целинограда сообщили, что герой Социалистического Труда Валентин Петрович Щербаков со своим КрАЗом опять на уборочной. В честь 60-летия Октября и новой Конституции СССР он принял новые обязательства. И. БУТИН г. Целиноград«АКАДЕМИЯ»Деловой этот разговор вынужденно прервался. Участники сборов рассаживались в автобусы, чтобы направиться в Шяуляй, где их ждало тоже много интересного. О шяуляйской объединенной технической школе журнал уже писал однажды, правда, когда весь комплекс еще не был построен. В частности, только в проекте было общежитие для курсантов, строительство которого теперь уже близко к завершению, не было автодрома, многого из нынешнего современного оборудования. Теперь от старого, можно сказать, ничего не осталось. В шяуляйском комплексе ДОСААФ обучаются водители карбюраторных и дизельных автомобилей, автокрановщики. По объему капитальных сооружений (более миллиона рублей), их оригинальной архитектуре и размещению, по величине территории, принадлежащей комплексу, с ним могут сравниться очень немногие учебные организации оборонного Общества. — Прежде чем за все это взяться, — говорил мне начальник школы А. Сроугис, — я и мои помощники объездили полстраны. Посетили не только лучшие досаафовские коллективы, но и учебные автокомбинаты, школы министерств автотранспорта, автомобильные вузы. Изучали новое, передовое. Строили же не по типовым, а по индивидуальным проектам, ориентируясь прежде всего на главную задачу — весомое качество подготовки водителей, потом — и на архитектурное своеобразие, свойственное нашему, прибалтийскому стилю. Если ориентировка на индивидуальный проект в значительной мере дело вкусовое, то курс на комплексность, взятый шяуляйцами одними из первых, заслуживает особого разговора. Размах здесь впечатляющий: автодром — 25 гектаров с площадками для вождения большегрузных машин и работы автокранов; общежитие на 419 мест, новый гараж на 36 теплых боксов; пункт технического обслуживания и ремонта с осмотровыми канавами (отделанными, кстати, кафелем), рассчитанный на прием 10 автомобилей сразу. А еще — механические мастерские, лекционный зал на 400 мест. Все классы — устройства автомобилей, технического обслуживания, лабораторно-практических работ — специализированные. Известные образцы программирующих устройств, тренажеров здесь прочно прижились. Более 50 автомобилей — ЗИЛы, МАЗы, «уралы», ГАЗы... Не скрою, разные эмоции вызвал этот размах у побывавших в Шяуляе участников сборов. Один говорил: «Я бы все автошколы области здесь расселил и для других нужд место осталось». Другой: «Для чего вообще эта гигантомания?» Мой новый знакомый — сибиряк что-то усердно записывал в толстую тетрадь. Увидев меня, прищелкнул языком: «Нет, что ни говорите, молодцы литовцы!» До таких образцов, с которыми мы познакомились, многим надо тянуться и тянуться. Учебные организации ДОСААФ республики по всем показателям идут в числе первых. А это — та самая практика, которая и является критерием истины. О принципиальной позиции на этот счет мы услышали из уст ответственных работников ЦК КП Литвы и Совета Министров республики, присутствовавших на сборах. Они говорили о необходимости работать с перспективой, как учит партия, о роли технического прогресса, который неизбежно и все глужбе охватывает и деятельность оборонного Общества, о том, что строить, оснащаться надо с прицелом на годы вперед, Наконец, о том, что грамотных, квалифицированных специалистов можно обучить лишь на хорошей базе. Каунас и Шяуляй, как в свое время Хмельницкий и Таганрог, преподнесли участникам сборов добрый урок. Наверное, кто-то из них обязательно скажет: «Еще одну академию прошел». А. БАБЫШЕВ, спецкор «За рулем» Каунас — МоскваДрагоценные зерна нового урожая ласкают руки водителя.7