30
31
АВТОМОБИЛЬПроспект 50-летия СССР (фрагмент проекта). С учетом темпов автомобилизации городские улицы и дороги запроектированы по площади исходя из повышенного норматива. Жилые кварталы отделяются от проезжей части бульварами. Возле административных зданий — стоянки для автомобилей.Новый город — это острова жилых кварталов и заводских корпусов, выросш ихв степи, в тайге. Это стрелы башенных крановинеугасающие ни днем ни ночью дуги электросварки . Это молодые лица его строителей, его жителейи молодость самого города. Таких немало за последние два десятилетия появилось внашейстране . Н абережныеЧелны — самый юный среди них. Возраст его вос емь лет. Но даже за такой короткий срок он успел приобрести свой облик. Город КамАЗа проектировалсяи строится в пору зрелости советской архитектуры, градостроительства и социологии. И ужевзамысле его композиции были зал оженырешения многих современных проблем. Одна из наиболее важных — транспортная. Ритм жизни города определяетсяуже на въезде — качеством дорог, и х инжен ерным обустройством. Одна из основн ыхмагистралей — проспект Мусы Джалиля, с оединяя два административных района, ч ерезразвязкув двух уровнях выходит на две трассы : одна изних ведет к Альметьевску, д ругая — к Казани . По ней в недалеком будущем, в объезд города, пойдут к потребителям грузовики КамАЗа. Н ынешниеНабережные Челны возникли из небольшого городка, а точнее, рядом с ним. Т еперь этот городок наполовину застроен заново иявляется Комсом ольским районом. Второй — Автозаводский район • с овершенноновая часть, — подходящая ккомплексу заводов. Здесь действуют четырепродольныхи пять поперечных первоклассных магистралей с многополосным движением . Ш ирина маги30с тралей до 110 метров. На всех пересеч енияхпостроены или будут построенытранспортныеразвязки — д вижение без светофоров . Над всеми железнодорожны ­ ми переездами воздвигнуты путепроводы. Схема дорог, их техническиепараметрырассчитаны на рост интенсивности трансп ортных потоков, на то, чтобы обеспечив атьвысокуюпропускную способность и сегодня, и завтра, и послезавтра... — Создание иразвитиетранспортнойсистемы — р езультаты труда целых коллективов специалистов разных минис терстви ведомств, — говорит главныйархитекторНабережных Челнов Ренат Сахиулович НАСЫРОВ. — Здесь и научнои сследовательскиеипроектные организации Госгражданстроя, Министерства жилищногои коммунального хозяйства РСФСР, М инистерства автомобильного транспорта РСФСР, с оюзные министерства здравоохраненияисвязи . З а восемь лет осуществлено более трети (по объему работ) общих замыслов , в которыхучитываласьперспектива роста города. Скажем, согласно генеральному плану, в течение часа должно перевозиться до 100 тысячпассажиров , о днакоуже сегодня эта цифрапревышена . Но в проекте такое «перевыполнение» было предусмотрено. И потому увеличениепассажирскихперевозок не отразилось на их ритме. В Набережных Челнах не увидишь длинных очередей на остановках. Ч ерезкаждыедве — д вес половиной минутык заводским проходным подходит трамвай . В первую смену интервалсокращается . Возле каждого завода — с тоянки для индивидуальных машини автобусов. Поперечные магистрали через транспортные узлыв виде клеверного листаи два кольцевыхпересечениявливаютсяв скоростную дорогу, по которойчерез три ввода идет доставкарабочихв призаводскую зону. Р асстояниямежду вводами определены при проектировании террит ории самого КамАЗа. А нагрузка каждого ввода — 12 тысяч рабочих в смену — п родиктовалаи основной принцип организации движения впризаводской зоне. Это — п олнаяизоляция автомобильн ых потоков от пешеходных посредством подземных переходов, в едущих от прох одныхк остановкам ив город. — Это одновременно, — п родолжает Р. Насыров, — основной принципи для жилых районов. Ведь формирование транспортнойсистемы повлияло на масштаб ихарактер их застройки . Жилые микрорайоны 800 у 800 метр ов отделены от дорог рядами озелененн ых полос, г асящимитранспортные шумы. В каждом районе есть свой бульвар, з аканчивающийся подземным переходом. На пересечении бульваров, по которымдвижутся пешеходы, р азмещаются торгово-общественные центры . Система бульв аровимагистралей подчинена главной цели — удобству движенияисвязи жителей сместами работы и отдыха. Добрососедское сосуществованиечеловекаи автомобиля — п реимущество молодых городов. В НабережныхЧелнах оно выраж аетсявсмелыхархитектурныхи градостроительных экспериментах. В центре города междудвумя магистралями сооружается земляная насыпь протяженностью 1700 метров. Хозяевами этой своеобразнойплатформы станут пешеходы, автомобилям достанется ниж- В центральной части города (фрагмент проекта) предусмотрена полная изоляция пешеходного движения от автомобильного. Это достигается созданием искусственного рельефа. Между двумя магистралями сооружается земляная насыпь-платформа, предназначенная для пешеходов. В будущем ее украсят аллеи с деревьями. Внизу, под нею, в двух ярусах — автомобильное движение. Скоростной режим машин будет стабилен. Такой проект, предложенный московскими архитекторами, соответствует современным требованиям безопасности и охраны окружающей среды.• ниний, естественный уровень. Платформа предназначена не только для полного разделения двух видов движения. В теле ее разместятся восемь двухэтажных подземных гаражей общей вместимостью на 1600 машин. Это, конечно, лишь часть, и то незначительная, автомобильных «жилищ», запроектированных в Набережных Челнах. — Сегодня в автомобильном парке города около 7 тысяч машин индивидуальных владельцев. Немного. Но ни один исследователь не может точно предсказать, сколько их будет через пять или десять лет. В Набережных Челнах живет более 200 тысяч человек. В основном это технически грамотная молодежь с постоянно растущими возможностями для приобретения автомобиля. Поэтому норма 200 машин на 1000 жителей не кажется нам завышенной. Местным автомобилистам, действительно, не на что пожаловаться. Скоростные дороги, сама их планировка позволяют быстро проехать в любой район ик автостоянкам. Сейчас их пока три — на 250, 500 и 750 машино-мест. Шесть подземных и полуподземных гаражей, пост§оенные в радиусе доступности — от 00 метров до километра, полностью отвечают запросам владельцев личных машин. Временные стоянки открываются возле заводов, кинотеатров. Зарезервированы площадки в поселках, которые вскоре сольются с городом. Гаражи строятся одновременно с жилищными комплексами, а порой ис опережением, так что резервирование площадей, о котором теперь говорят проектировщики, для Набережных Челнов понятие довольно условное. — Во всем этом нет ничего удивительного, — замечает Р. Насыров. — К примеру, пока подземное пространство не исчерчено инженерными коммуникациями, строительство подземных гаражей обходится сравнительно недорого. Подземные и полуподземные гаражи (в каждом жилом квартале их несколько) удобны для постоянного пользования автомобилем в течение года. Озелененные и благоустроенные кровли превращаются в площадки для отдыха и спортивных игр. А автомобиль, скрытый под землей, не разрушает архитектурного единства квартала. То же можно сказать ио полупод,земных гаражах, встроенных вдоль магистралей. Один, на 100 машино-мест, уже в стадии завершения. Многие эксплуатируют автомобили только летом. Лучшим видом длительного хранения станут для них многоэтажные наземные гаражи-стоянки манежного типа, спроектированные для нас новосибирским филиалом Гипроавтотранса. Они займут часть площади санитарно-защитной зоны, отделяющей комплекс заводов от жилых районов. Для любителей покопаться в машине, пока она не на ходу, в гаражах предусматриваются осмотровые канавы, эстакады, участки для мелкого ремонта. Как видите, гаражи на все вкусы. Набережные Челны по праву считаются городом будущего, городом без транспортных проблем. Пройдет время, и у него появятся младшие братья, в других районах страны, где автомобиль, система дорог, автостоянки и гаражи органично вольются в планировку, в архитектурНа черно-белых фото слева направо: Набережные Челны строятся. Стоянка в зоне домов отделена от проезжей части зеленым барьером. Стоянка для автомобилей на 500 машиномест в жилом квартале. Первоклассная городская магистраль, соединяющая два административных района города. Такие гаражи манежного типа для длительного хранения автомобилей строятся в санитарно-защитной зоне. Заводская смена. Через каждые 2 — 2,5 минуты автобусы доставляют рабочих к проходным. Фото В. Князева и из фототеки ЦНИИЭП жилища ный облик, можно сказать, будут участвовать в его формировании. Ну а как в старых городах? Ведь в нашей стране немало и таких, которые при рождении вообще не знали автомобиля. Естественно, транспортная проблема для них остается злободневной. И решать ее оптимально можно, по мнению специалистов, при умелой реконструкции жилых и промышленных районов. В какойто степени здесь поможет опыт градостроительства, приобретенный в создании города на Каме — Набережных Челнов. Е. ЛЕНСКАЯ, спецкор «За рулем» Набережные Челны —Москва 31