Кто виноват?О бгоняй ^ НО о© п равилам !В этот раз поговорим относительно обгона. Маневра, который, по определению Правил дорожного движения, есть «опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемого ряда». Маневр этот оч:ень непростой, о чем свидетельствует, увы, и статистика дорожных происшествий. Но статистика, понятно, не вдаваясь Б детали, указывает лишь общую причину аварий — нарушение правил обгона. Нас же эти детали какрази интересуют, ибо только конкретный анализ ошибок подскажет, к ак не допустить их впредь. Водитель В. Борисов из Калининграда двигался на автомобиле ГАЗ — 5 3 со скоростью 45 км/ч через населенный пункт. У конца его он нагнал трактор с прицепом. Навстречу никого не было. Борисов посмотрел в зеркало заднего гида и установил, что за ним шли еще два грузовика. Но они были далеко. Так ему показалось. Однако, когда Борисов включил сигнал левого поворота и выехал на осевую линию, то увидел, что грузовик позади начал тот же маневр, а спустя мгновение вернулся в прежний ряд . К ак утверждает Борисов, именно это обстоятельство помешало ему заметить «Москвич», который начал обгон еще раньше и сейчас быстро приближался к ним по левой стороне дороги. Но ведь оценивать ситуацию надо было чуточку раньше. Поэтому прав инспектор дорожного надзора, который так характеризует его действия: «Борисов... не убедившись в безопасности, приступил к выполнению обгона идущего впе-реди трактора, не пропустив следовавший по левой полосе в прямом попутном направлении автомобиль «Москвич—426», водитель которого, избегая столкновения, резко вывернул влево и наехал на дерево... Причиной данного происшествия явилось нарушение пунктов 86 и 91 Правил дорожного движения со стороны водителя Борисова». Сходная ситуация описана в другом письме. Оно пришло в редакцию от А. Голева из Воронелса. Ведя по ул. Донбасской автобус «Икарус» со скоростью примерно 50 км/ч, у поворота он начал обгонять движущийся в попутном направлении автомобиль ЗАЗ — 9 68 . Завершая обгон, Голав резко свернул направо, чем поставил водителя «Запорожца» в опасное положение. Тот вынужден был выехать на тротуар, да неудачно: машина столкнулась с опорой осветительной сети и получила серьезные повреждения, пострадал и пассажир. А «Икарус» даже не остановился... Обе аварии случились при обгоне, обе и закончились примерно одинаково, хотя и произошли на разных стадиях маневра. Более того, и виновники оправдываются одними и теми же слов ами : «Я ведь его не зацепил! На моей машине ни одной царапины». Давайте же обратимся к Правилам дорожного движения. Итак, водитель принял решение совершить обгон. Правила обязывают его вначале «убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном расстоянии и что этим маневром он не создает помех другим транспортным средствам и пешеходам» (пункт 91). Заблаговременно должен быть подан и предупредительный сигнал (пункт 70). Но это еще не все. Н а первой фазе обгона — при выезде из занимаемого ряда, — то есть при перестроении, «водитель обязан уступать дорогу транспортным средствам, движущимся попутно в прямом направлении» (пункт 86). Стало быть, уступить дорогу водителю «Москвича—426» Борисов был просто обязан. И то, что он уже начал обгон, никаких преимуществ ему не давало. Требование Правил состоит в том, что «водитель не должен продолжать... движение или осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других водителей вне-загаш изменить направление движения или скорость» (пункт 9). Как видите, не только убедиться в безопасности, но и не продолжать маневр, если возникла критическая ситуация. Да, столкновения с «Москвичом» не было. Но ведь его водитель был вынужден искать спасения за пределами дороги, внезапно изменить направление движения, что и привело к известному уже результату. Но допустим, что перестроение из одного ряда в другой прошло успешно (второй случай), и автомобили движутся в соседних рядах. Разве все опасности уже позади? Нет. Теперь обязанность обоих водителей — и того, кто обгоняет, и того, которого обгоняют, — поддерживать на всем пути обгона безопасный интервал. Уменьшение его в результате неосторожного маневра — явная помеха движению, реальная угроза безопасности. Особенно на последней стадии обгона, когда само опережение одного транспортного средства другим заканчивается и водитель то ли из-за встречного автомобиля, то ли просто выполняя требование пункта 78 Правил, должен вернуться в прежний ряд. Водитель же «Икаруса» Голев попросту «срезал угол», чем грубо нарушил и пункт 76 и пункт 91 Правил. В этом и состоит его вина. Отрицая ее, Голев утверждает, что «Запорожец» выехал на тротуар потому, что его водитель по неопытности сделал поворот вправо слишком круто. Действительно, впоследствии стало известно, что тот за рулем был чуть больше месяца. Но поставил его в опасное положение своими опрометчивыми действиями сам Голев, уменьшив интервал до предела. Какой же из всего сказанного напрашивается вывод? К сожалению, нередко еще, решая вопрос о возможности обгона, водители обращают внимание только на то, свободен путь впереди иди нет. А обгонять надо по всем правилам. Н а всех стадиях обгона как обгоняющему, т аки обгоняемому перед маневрированием и перестроением необходимо убеждаться, что это не создаст помехи водителю другого транспортного средства, и поддерживать необходимый интервал. В. ЯНИН, заведующий сектором ВНИИ судебных экспертизНА АОРОГАХ ВСЕГО СВЕТАБОЛГАРИЯ. В целях повышения безопасности движения максимальная скорость автомобилей на обычных дорогах ограничена 80 км/ч, на автострадах — 100 км/ч, в населенных пунктах — 60 км/ч. Стали обязательными ремни безопасности. Штраф за управление автомобилем в состоянии опьянения увеличен до 200 левов (около 150 рублей). ПОЛЬША. В осуществление большой программы дорожного строительства готовится к пуску скоростная магистраль Познань — Варшава. Всего Е стране в 1977 году будет построено 850 километров новых дорог. АВСТРИЯ. Принято постановление, по которому водительские права будут выдаваться теперь только тем, кто окончил специальные автошколы или курсы. Обучение у частных инструкторов ке допускается.2SИРЛАНДИЯ. Максимальные скорости движения автомобилей ограничены здесь в городах 48 км/ч, на дорогах — 113 км/ч. ПОРТУГАЛИЯ. Безопасность движения в стране находится пока на низком уровне. Автомобилисты не пользуются ремнями безопасности, которые здесь необязательны. Кроме того, Португалия является единственной страной в Европе, где нет норм на содержание алкоголя в крови водителя. ФРГ. Разработано электронное устройство, автоматически поддерживающее постоянную скорость автомобиля. Рычагом на рулевой колонке водитель включает стабилизатор скорости, который сохраняет ее независимо от уклона дороги или направления ветра, регулируя положение дроссельной заслонки карбюратора. Переведя рычаг стабилизатора на «замедление», можно уменьшить скорость донужного значения, а вернув его на место — восстановить прежнюю. Для перехода на ручное управление достаточно нажать на педаль акселератора, и автоматическая система отключается. ШВЕЦИЯ. Статистические данные показывают, что наибольшее количество ДТП совершается в стране в ноябре — декабре. Самым «безопасным» месяцем является апрель. Согласно этим же данным, больше всего ДТП происходит по субботам. ШВЕЦИЯ. Давно замечено, что в ДТП больше погибает мужчин, чем женщин. Однако эта диспропорция все более сглаживается, хотя общее число погибших в авариях постепенно снижается. Если, например, в январе 1076 года погибло 43 мужчины и 27 женщин, то в январе 1977 года — 35 мужчин и 26 женщин.