П ередниевилкиу всех мотоциклов — телескопические с гидравлическими амортизаторами. Наибольший ход (около 160 мм) — у «Планеты-спорт», н аименьший (127 мм ) — у 43 . У «Спорта» с амаясовершеннаявилка . Бензобаки дорожных ИЖей — самые большие, емкость свыше 18 литров, что очень существеннодля мест, где малозаправочныхстанций . Б акЯВЫ вмещ ает 16,2 литра , « П ланеты - c noDT * — 14, 4 3 — 1 3литров .САЫЖБДОТ НАЛОГА ОСВОБОЖДЕНЫX. Т ахватуляинизБузулука спраш ивает , д олжны ли инвалиды , имеющ ие автомобили сручнымуправле ­ нием, п латить «сбор с владельцев транспортных средств». И нвалиды , и меющиеавтомобилис ручным управлением ( п олученныечерез орг анысоциальногообеспечения ) , от этогоналогаосвобожденынезависимо от того, к упленлиавтомобильза полную, а также неполную цену или выдан бесплатно.ЭлектрооборудованиеЗ ажиганиеу всех пятимашин батарейное. Н аличиеаккумулятора улучш аетэксплуатациюмотоцикла — проверку и регулировку системы зажига ­ ния, обеспечивает возможность работы на крайненизкихоборотаххолостого хода, повышает безопасность ночных поездок. Н апряжениев системе электрооборудования у всех (кроме «Планетыс порт » ) м отоциклов — 6 В, генератор ы — п остоянноготока . М ощность ген ераторовдорожныхИЖей — 4 5 Вт, генераторов ЯВЫ и43 — 7 5 Вт. Возвращаясь к вопросу о приспособленности машинык тем или иным условиям, отметим: новый чехословацк ийгенератор во многом ,не отвечает требованиям сельских мотолюбителей. М ы об этомужеписали ( 1 977 , № 4) и повторим: при скорости ниже 40 км/ч на четвертойпередаче он неможет обеспечить работу приборов электроо борудования , и поэтомубыстро , особенно ночью, р азряжаетсябатарея . Н а этих скоростныхмашинах , если услов иядороги не позволяютехать быстрее 45 — 5 0 км/ч, ночью следует включатьтретью передачу, к ак бы это ни огорчало. В противном случае у владельцев ЯВЫ-634 выход один — установка прежнего генератора мощн остью45 Вт, к оторыйпозволяет двиг атьсясменьшимиоборотами . Светотехника «Планеты-3» и «Юнитера-3» оставляет желать лучшего. Их фары неважно освещают дорогу, а поставить другие, более сильные , не позволяетмалая мощность генератора. Звуковой сигнал у «Планеты-спорт», ЯВЫ и43 —• м ощный , достаточно громкий. Когда жес трудом услышишь сигнал « Ю питера » , то становится дос адно : з ачем , с обственно , он установ ­ лен? Давно пора и скромные дорожные ИЖи оснащать высококачественными электрическими лриборамиВ заключение сделаем выводы. Если мотолюбитель хочет иметь сравнительно дешевую, достаточно надежную машину. наиболее пригоднуюдля эксп луатациивдали от крупныхгородовистанцийобслуживания , е му целесообразно остановить выбор на ижевских «Планете-3» и ли «Юпитере-3». 4 ехословацкиемотоциклы ЯВА-634-8 и43 - 4 72тожевполненадежны , долгов ечны , в есьмакомфортабельны , н о треб уют более деликатногоотношенияи потому менее пригодны для сельской * местности. Об «ИЖ—Планете-спорт» мнение твердое : это — ш оссейный мотоцикл длявысококвалифицированного , вдумчивого водителя, ценящего резвость и скорость, умеющего пользоваться ими, г рамотнообслуживатьмашинуи способного самостоятельно ее ремонтиро ­ вать. 16ТОЛЬКО «ЗАПОРОЖЦЫ»И. Котов изКулянска , Н. Ф илимонов из Сафонове Смоленской области, многие другиечитателипросят расс казать , будут ли выпускатьсяновые модели « м осквичей » с ручнымуправ ­ л ением , а такжеможно ли на «москвичи» «412», «2140», их модификациии «жигули» у станавливатьручное упр авление . Ответы на эти вопросы ред акцияполучила на автозаводах , в Министерствесоциального обеспечения РСФСР и ГАИ МВД СССР. С переходом на производство машин новых моделей АЗЛК прекратил сборку автомобиля «Москвич — 408Б» с ручным управлением и выпускает сейчас модели «2140» и «2138». На этиавтомобилииихмодификацииручноеуправлениене устанавливается. Однако это нескажетсяна обеспечении инвалидовавтомобилями , так как увеличено производство «запорожцев» с ручнымуправлением . Качество, в том числе комфортабельность , этих машин за последнее время существенно улучшено. Ручное управление «Запорожца» и меет более удобныйприводдроссель ­ ной заслонки , чем у «Москвича», электромагнитное сцепление . Салон «Запор ожца » п редоставляетдостаточные удобс твалюдям любой комплекции . Так, дверной проему него ширена 168 мм, чем у «Москвича», р асстояние от руля до под ушкисиденьябольшена 50 мм, от руля до спинки — на 20 мм. Б ольшерасстоя ­ ние от кромкисиденья до педалей , а выс ота от пола кузова до подушкисиденьяменьше . Достаточно разнообразныи конструкции органов управления, что поз воляетудовлетворитьлюдей со многими видами инвалидности .В олжскийавтозаводи АЗЛК считаютнедопустимымпереоборудование на ручное управление « ж игулей » и «москвичей» н овых моделей, н а что указывает следую щаязаписьвинструкциях по эксплуат ацииэтихмашин : «...внесение каких-либо конструктивныхизмененийилизаме на заводскихдеталейи узлов специаль ­ ными не разрешается » . П римернотакаяжезаписьестьивинструкции , прилагаемой кижевскимавтомобилям . Да. и во временномположении «О техническомобслуживаниииремонтелегковых автомобилей», у твержденномМинистерством автомобильной промышленности СССР. г оворится , что «автомобили, с даваемыевтехническоеобслуживаниеи ремонт, по типуконструкциидолжны соответствов ать моделям завода - и зготовителя » . П оэтомуорганысоциального обеспечения рекомендуют ту или инуюконкрет ­ ную модельавтомобиляв строгом соответствии с характером инвалидности и предоставляют право на приобретение машины с ручным управлением только инвалидам, не имеющиммедицинскихпротивопоказанийкихвождению . Станции обслуживания не выполняютработ по изменениюоргановуправленияинеобеспечиваютсянеобходимыми для этого деталями . С оответствующиезапчасти пол учаюттолько СТО, р емонтирующие маш иныинвалидов . У правлением ГАИ МВД СССР даноуказание ГАИ МВД союзных республик ке принимать к регистрации автомобилисручнымуправлением , переоборудованные их владельцами..*»:лоД евятиклассник И. Ж аровиз Ростова-на-Дону, в стретиввкниге «Одноэ тажнаяАмерика » у поминаниео модели «Корд» с выдвижнымифарами , к оторая демонстрировалась вСША на автомобильной выставке 1935 года , просит рассказать о машинах этой фирмыи ее судьбе . «Корд* — один изавтомобилей амер иканскойфирмы «Обури», к отораябылаоснованав 1900 году. Наиболее, интересной была модель 1929 года — п ерваясерийнаяамерикан ­ с каямашинаспереднимиведущими колесами. М ашина «Корд», к оторую упоминали И. И льфи Е. П етроввкниге «Одноэтажная Америка » , б ылапоставленана прои зводствов 1936 году. Н арядус приводом на передниеколеса ее отличали убирающиеся фары, независимая передняя подвеска на поперечныхрессорах , элект ромагнитныйприводпереключения пер едач , н есущийкузов , н агнетатель горючей смеси . Однако все эти новшества американские автомобилисты встретили с недоверием, а за характерную форму переднейчастикузоваавтомобиль получил прозвище «Гроб». Эта модельстала последней Е истории фирмы, которая в 1939 году обанкротилась .Н. Г ридинизВоронежапроситопуб ­ ликовать схему регулятора напряжения, п рименяемого на мотоциклах « И Ж — П ланета - с порт » , п оскольку ее нет винструкции .В ыполняем его просьбу . На рис . 1 представляем схему, а на рис . 2, для справок — цоколевку транзисторов.1,8 кД2МД22ВВ-И12В КД 202 в9 ЪМУДЯМВжпКТ315В Л Я&в,2вШнЩзо МЛ?fT4e+Г28Р ис . 1. Схема регуляторанапряжения ИЖ РН-2С. Р езисторы R1 — РЗ. R8 — R12 — типа МЛТ; р езисторы R4 — R7, R13 — т ипа ВС. В еличинынапряжений могут отличаться от указанных на схеме на ± 2 0 % . R* — п одбираются при регулировании . Р ис . 2. Ц околевкатранзисторов : 1 КТ315В; 2 — 1Т403А; 8 — П217В; В — за: К — к оллектор ; Э — э миттер .