В канун 60-летия Советских Вооруженных Сил редакция обратилась, к начальнику отдела Центрального автотракторного управления Министерства обороны СССР генерал-майору С. Ф. КОВАЛЕВУ и попросила его рассказать об истории и сегодняшнем дне автомобильных войскЧЕРЕЗ ГОДЫ, ЧЕРЕЗ РАССТОЯНЬЯ— Товарищ генерал, наш народ готовится торжественно отметить героическое 60-летие своей славной Советской Армии и Военно-Морского Флота. Вместе со всеми готовятся к юбилею воиныавтомобилисты. Расскажите, пожалуйста, как зарождались автомобильные войска, что характерно для' их развития в годы довоенных пятилеток. — Гражданская война и разгром интервентов, конфликт на КВЖД, бои у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, военные события 1939—1940 годов — во всех этих событиях на боевом пути Советских Вооруженных Сил дело не обходилось без автомобиля. Я сознательно не стану говорить об участии автомоби 1 листов в революции и лишь частично коснусь гражданской войны, поскольку редакция ознакомила меня с публикуемым в этом номере журнала материалом, как раз подробно освещающим роль революционных автомобилистов в борьбе за власть Советов. Повторю все же, что в течение гражданской войны ЦК нашей партии, Советское правительство под руководством В, И. Ленина неоднократно обсуждали и принимали необходимые меры по организации автомобильного транспорта для нужд фронта, эксплуатации и ремонта машин, подготовке кадров шоферов и специалистов. Очень важно подчеркнуть, что Владимир Ильич Ленин лично . уделял пристальное внимание автомобильному делу. Где бы он ни выступал в тот период — среди рабочих или красноармейцев, на совещаниях или в печати, — призывал бороться за улучшение работы транспорта. В частности, он отмечал, что «военные операции часто затруднены из-за недостатка транспорта». В годы гражданской войны Советское правительство издало ряд декретов, направленных на улучшение использования автомобильной техники, поддержание ее в исправном состоянии, на обеспечение войск необходимыми кадрами специалистов. Назову лишь некоторые из них. По Постановлению i Совета Народных Комиссаров от 21 августа 1918 года было передано в военное ведомство от 25 до 50 процентов всех имеющихся автомобилей в стране. 21 ноября 1918 года Совет Народных Комиссаров под председательством В. И. Ленина принял специальное решение «Об обеспечении действующей Красной Армии автотранспортом и урегулировании эксплуатации его». 30 июля 1919 года вышло постановление о мобилизации санитарных автомобилей для нужд фронта. Меньше чем через месяц — 27 авгу2 ста 1919 года состоялось решение «О мобилизации в Красную Армию шоферов, обслуживающих мобилизуемые машины». Военные автомобилисты внесли немалый вклад в победу над белогвардейцами и интервентами. Героически сражались с врагом автоброневые отряды'. Грузовые автомобили использовались для подвоза материальных средств соединениям и частям. Нередко автомобильные части выполняли и оперативные задачи. Известен такой примечательный факт. В сентябре 1919 года прославленный герой гражданской войны командир Железной дивизии Г, Гай посадил на 35 грузовых автомобилей 5-й Курский полк, перебросил его на 180 километров в район Симбирска, ударил во фланг белогвардейцев и победно завершил операцию. Конечно, более полное обеспечение автомобильной техникой наших Вооруженных Сил началось в период социалистической индустриализации страны. Уже на XV съезде партии, утверждавшем директивы по первому пятилетнему плану, предусматривалась огромная программа строительства предприятийгигантов тяжелой индустрии, в том числе московского и горьковского автозаводов. Создание прочной материальнотехнической базы в стране позволило перейти к моторизации армии. Характерны такие цифры: в 1929 году на одного бойца в среднем приходилось 2,1 л. с, в 1930 году — немногим более 3, в 1933 году — около 7,8, в 1939 годууже до 13 л. с. За десять лет оснащенность армии техникой выросла в пять раз. Армейский автомобильный парк изменялся не только количественно, но и качественно, Была ликвидирована многомарочность парка, в войсках остались только три основные модели грузовых и две легковых машин марок ГАЗ, ЗИС и ЯАЗ. Кроме того, автозаводы поставляли армии шасси для изготовления различных специальных машин. — Скажите, Сергей Федорович, а как менялась структура автомобильной службы! — Односложно не ответишь. На разных этапах — по-разному. Скажем, в действующих войсках в 1920 году при штабах фронтов и армий имелись автомобильные управления с подчиненным им автопарком. В центре руководство автослужбой было сосредоточено в Главном военно-инженерном управлении (ГВИУ). Основным руководящим документом для войск по автомобильной службе являлась инструкция «О службеи походных движениях автомобильных частей на фронте». Любопытны отдельные ее положения. Так, скорость движения определялась не более 20—25 верст в час, суточные пробеги — до 150 верст, дистанция между машинами — 50 шагов; обязательно было техническое замыкание... В 20—30-х годах управление автомобильной службой продолжало совершенствоваться. В 1924 году ГВИУ реорганизуется в Военно-техническое управление снабжения РККА. Начинают формироваться механизированные части. В 30-х годах впервые в мировой военной практике в Советской Армии появляются крупные подвижные соединения — механизированные корпуса, в состав которых входили моторизованная пехота, танки, артиллерия и другие виды оружия. При Наркомате обороны создается Управление моторизации и механизации (УММ), в руках которого сосредоточивается руководство автомобильным и мотоциклетным делом. В 1935 году УММ реорганизуется в Автобронетанковое управление (с 1939 года — Главное бронетанковое управление).— В новой Конституции СССР записано: «Ярким проявлением силы социализма стал немеркнущий подвиг советского народа, его Вооруженных Сил, одержавших историческую победу в Великой Отечественной войне». Расскажите, пожалуйста, о том вкладе, который внесли в победу над фашистскими захватчиками труженики фронтовых дорог. — Я внимательно слежу за материалами, которые публикует ваш журнал о воинах-водителях, их подвигах на фронтах. Читатели «За рулем», вероятно, помнят галерею портретов водителей — Героев Советского Союза, описания их подвигов на журнальных страницах, посвященных 30-летию разгрома германского фашизма и японского милитаризма. Это столь обширная тема, что можно написать еще не одну книгу, и они, наверное, будут написаны. В короткой беседе много не скажешь. Но все же на ряде фактов остановлюсь. С первых дней войны Коммунистическая партия сплотила весь советский народ, наши Вооруженные Силы, вдохновила их на священную борьбу с врагом, дала им силу и веру в победу. Уже начальный период войны показал возросшее значение автотранспорта для успешного ведения боевых действий. Предстояли большие формирования автотранспортных частей и организация крупных перевозок войск и грузов. Для выполнения этих задач, для руководства автодорожной службой на основании постановления Государственного Комитета Обороны от 15 июля 1941 года было организовано Автомобильно-дорожное управление. В это же время при штабах фронтов и армий создаются автодорожные отделы с подчинением их начальнику тыла фронта (армии). Автомобильный парк страны, насчитывавший к лету 1941 года 820 тысяч машин, все больше начинает работать на нужды фронта. Формируются автомобильные подразделения в частях и соединениях родов войск, а также автомобильные части и соединения армейского, фронтового подчинения и резерва Ставки Верховного Главнокомандования. С развертыванием противотанковой, зенитной артиллерии, реактивных установок — знаменитых «катюш» автомобили включаются непосредственно в боевые порядки войск, и военные водители становятся основными номерами боевых расчетов. С каждым годом войны возрастала роль автомобильного транспорта как средства подвоза военных грузов. Для наступления наших войск в 19441945 гг. характерны были стремительность и возросший размах операций, требовавшие оромного расхода боеприпасов и других материальных средств. Особенно показательными в этом отношении были Белорусская, Висло-Одерская и Берлинская операции. Белорусская операция проходила в таких условиях, когда глубина подвоза к1 июля, то есть на пятый-шестой день операции, достигла 170 километров, к 5 июля — 300, а к 16—17 июля — 400500. И вот при таких высоких темпах наступления автомобильный транспорт обеспечил успешное продвижение войск на глубину 600—650 километров. Водителям автомобилей этот успех достался ценой огромного напряжения. Были дни, когда некоторые из них за сутки преодолевали 500—600 километров. В Висло-Одерской операции напряженность автомобильных перевозок достигла наивысшего предела. За первые 15 суток января 1945 года, в период подготовки операции, фронтовым и армейским автомобильным транспортом было перевезено 169 тысяч тонн грузов, а за вторую половину января — 320 тысяч тонн. Вместе с танкистами и артиллеристами военные водители входили в прорыв и действовали в тылу врага. В героическую историю подвигов воинов-автомобилистов славной страницей вошла Ладожская ледовая трасса, на которой работало более 4000 автомобилей. Две зимы действовала «Дорога жизни». По ней было доставлено 600 тысяч тонн грузов, эвакуировано более 750 тысяч человек гражданского населения, свыше 35 тысяч раненых и больных военнослужащих, вывезено более 15 тысяч станков и много другого имущества. Коммунистическая партия и Советское правительство по достоинству оценили заслуги автомобилистов. Семьдесят семь автомобильных частей и соединений в годы войны были награждены орденами Советского Союза. Высоких наград Родина удостоила тысячи автомобилистов. Наиболее отличившимся было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. — В ряде писем, которые получает редакция, читатели просят рассказать о наиболее выдающихся организаторах военно-автомобильной службы. Назовите, Сергей Федорович, их имена. — В летописи славных дел автомобилистов — участников гражданской войны мы найдем имена И. Аргира, возглавлявшего автомобильное управление легендарной 1-й Конной Армии, командиров автобронеотрядов — П. Бахарева, А. Войткевича, П. Поленова... Целую плеяду талантливых организаторов автомобильных войск выдвинула Великая Отечественная. Первым начальником ГАВТУ был генерал-полковник Василий Евлампиевич Белокосков. Он руководил формированием автомобильной службы в центре и на фронтах, организовал автомобильные перевозки1*войск и грузов в самые тяжелые первые месяцы войны. В течение длительного периода возглавлял Главное автомобильное управление генерал-лейтенант технических войск Иван Петрович Тягунов, внесший большой вклад в подготовку и обеспечение автомобильных перевозок в важных операциях. Проявили незаурядные организаторские способности, мужество,' преданность Родине руководители автотранспортной и дорожной службы фронтов генералы Михаил Александрович Кузнецов, Иван Александрович Лапшин, Александр Леонидович Матвиевский, Семен Михайлович Чемерис, Николай Васильевич Страхов, Николай Николаевич Степанов, многие другие военачальники. Их опыт, знания, преданность делу служат и всегда будут служить примером для всех нас. — Какое место, Сергей Федорович, занимают сегодня в войсках автомобиль и солдат за рулем, как несет службу молодое поколение воинов-автомобилистов! — Сегодня вся армия, образно говоря, на колесах — все рода войск, виды Вооруженных Сил. Ни одно соединение, часть, подразделение не обходится без автомобиля. На них монтируется вооружение и специальное оборудование; они используются для перевозки войск и техники, для буксировки вооружения и' специальных установок. В типаж армейских автомобилей входят машины и многоцелевого назначения и специальные — боевые, строевые, учебные, транспортные... Как правило, это большегрузные высокопроходимые быстроходные машины — ЗИЛ—131, МАЗ—537, «Урал—375», КрАЗ—225 и другие. Вероятно, все вы видели на парадах автомобили с установленными на них ракетами, зенитными пулеметами, пушками, прожекторные, радиолокационные станции. В большинстве это мощные четырехосные автомобили. Имея все восемь ведущих колес, они обладают проходимостью на уровне лучших образцов гусеничных машин. Многоосные автомобили снабжены системой регулирования давления воздуха в шинах, лебедкой, самоблокирующимися мостами, гидроусилителями руля, пусковым подогревателем и другими устройствами, повышающими проходимость и боевую готовность. Работникам нашего управления и лично мне доводилось принимать участие в войсковых учениях, таких, как «Днепр», «Север», «Неман», «Двина», «Карпаты». Все они проходили в обстановке, максимально приближенной к боевой, с применением современных средств борьбы. На многокилометровых маршах, при выполнении самых трудных задач, где приходилось до предела напрягать силы, воины-водители ни разу не подвели. — Как вы оцениваете, товарищ генерал, тот вклад, который вносит в подготовку водительских кадров ДОСААФ СССР, его автомобильные школы! — Оборонное общество по праву называют школой мужества, школой патриотизма, боевым резервом Вооруженных Сил. К нам в автомобильные подразделения поступают юноши — воспитанники автомобильных школ ДОСААФ в основном с хорошей технической выучкой, моральной и физической закалкой. Они быстро входят в строй, им после соответствующей подготовки доверяется боевая и транспортная техника, с которой они справляются, становятся отличниками учебы, классными специалистами. Особенно мы благодарны коллективам тех автошкол, где учебно-воспитательный процесс строится с применением технических средств, с использованием всего нового, передового, что накоплено за последние годы в практике обучения водителей. Именно из таких автошкол в армию приходят наиболее подготовленные специалисты. — Сергей Федорович, впервые в Конституцию СССР введена отдельная глава «Защита социалистического Отечества». Скажите, какие чувства и мысли вызвала эта часть Конституции у вас, человека военного, активного участника боев с фашистскими захватчиками! — Прежде всего, пожалуй, мысль о ленинских заветах по защите социалистического Отечества, о единстве армии и народа, о неразрывной связи поколений. Ратный долг остается одним из главнейших для гражданина Страны Советов. Сегодняшнее молодое поколение советских воинов стремится быть во всем похожим на фронтовиков, так же самоотверженно выполнять свой священный долг перед народом — надежно защищать его мирный труд, быть в постоянной боевой готовности, гарантирующей немедленный отпор любому агрессору. Этими мыслями и делами живут и воины-автомобилисты. Выполняя указания XXV съезда КПСС о повышении эффективности и качества, наши автомобилисты активно включились в соревнование по совершенствованию учебно-материальной базы. В практику внедряются технические средства, контрольно-тренировочные устройства. Большое внимание уделено реконструкции и совершенствованию автодромов, оборудованию участков и элементов, позволяющих создавать критические ситуации, что приучает водителей к решительным действиям в сложных условиях. На примерах автомобильной службы как нельзя лучше прослеживается единство армии и народа. Возьмите хотя бы уборку урожая. Напомню вам об успехах наших воинов на хлебных нивах в 1976 году. Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев в приветствии в адрес командиров передовых автомобильных батальонов С. Н. Ермака, К. Я. Игнатенко, Ф . П. Сердюкова и Н. И. Кизимова писал: «В успешной борьбе за уборку урожая 1976 года большую помощь труженикам села оказали воины транспортных подразделений Советской Армии и Военно-Морского Флота. Своим добросовестным и самоотверженным трудом они внесли достойный вклад в общенародное дело претворения в жизнь задач, поставленных XXV съездом КПСС перед сельским хозяйством». Сегодня военные автомобилисты живут одними помыслами со всем советским народом — достойно встретить 60-летие славных Вооруженных Сил, с честью выполнить конституционный долг — бдительно стоять на страже завоеваний Октября. Беседу вел А. БАБЫШЕВ3