10
11
Испытывает группу замка зажигания. За следующие 64 тысячи этот дефект не повторялся, „За рулем" что позволяет заподозрить какую-то неточность при установке узла во время первой замены. Вероятно, она и вызвала второй отказ за сравнительно небольшой срок. Наиболее серьезные замечания у нас были по агрегатам трансмиссии. После 100 тысяч километров пришлось заменить новыми обе крестовины кардана, на 155-й тысяче вновь заменили заднюю. Смазки в узле практи-В 1972 году на Волжском автозаводе началось производство новой тогда машины повышенного комфорта, как ее еще называют, «люкс». В первой партии сошла с конвейера машина, о которой мы сегодня будем говорить. Модель ВАЗ—2103, цвет — «гранат», номер двигателя — 0001617, шасси — 0001651. В 1973 году после серьезных заводских испытаний автомобиль был передан редакции для длительного эксплуатационного теста (см. «За рулем», 1974, № 1). Мы очень привыкли друг к другу. Годы непрерывного «общения», большие пробеги — городские улицы, проселки Подмосковья и Прибалтики, автобаны Польши и ГДР — нигде не подвел нас автомобиль, всегда мы были уверены в Момент испытанем. Мороз, жара, дождь, снег, слякоть, ний нашего авдень, ночь или туман — мы могли сотомобиля на помневаться в себе, в машине не было лигоне НАМИ и часть ленты сомнения. с записью его 160 тысяч километров — четыре раза разгонной характеристики. вокруг «шарика» по экватору (общепринятая теперь мера) — много или мало это для ВАЗ—2103? Оценим сначала состояние нашего автомобиля и его эксплуатационные качества после пяти лет насыщенной жизни. И сделаем выводы, как говорится, с учетом всех данных, Итак, примерно месяц назад на счетчике пройденных километров, который давно уже «пошел на второй круг», появилась цифра 60000, Что произошло в. жизни машины за это время? Просуммируем все, в том числе и то, о чем мы писали раньше, после 100 и 130 тысяч километров (1975, № 10 и 1976, № 7). Начнем, как и прежде, с двигателя и его систем. Вы уже знаете, что после 100 тысяч километров мотор был тщательно проверен. Заметных износов не было. А из деталей лишь один выпускной клапан нуждался в замене. В процессе эксплуатации были заменены термостат чески не оказалось, сухие иглы прода(55-я тысяча), вентиляторный ремень вили канавки и борозды. Сцепление, (79-я) и приемная труба глушителя как вы помните, мы тоже меняли (и ве(100-я). домый и ведущий диски) после 100 тыКаково положение сегодня? За 60 тысяч. А по результатам внимательной ресяч километров после ста двигатель не визии на 155-й тысяче пробега решили доставлял нам забот. Помимо обычных, заменить износившиеся ведомый диск и предусмотренных инструкцией сервисвыжимной подшипник. И буквально за ных работ и регулировок ничего делать 100 километров до 160 тысяч начала не понадобилось. Правда, взыскатель«шалить» коробка передач — стала саный слух слесарей на СТО ВАЗа, котомопроизвольно выключаться первая и рые проводили очередное ТО (после с некоторым усилием включаться зад155 тысяч), отметил слабые характерные няя передача. стуки со стороны привода распределиПришлось разбираться. Вскрытие вытельного вала. Регулировка цепи не появило причину — ослабли два из трех могла. Дело в том, что она несколько болтов, которыми фиксируют пластину, вытянулась (все же 160 тысяч) и хотя удерживающую от смещения подшипеще вполне работоспособна, но начала ник вторичного вала. Как следствие — «звучать». осевое усилие, возникающее на валу В системе зажигания дважды (после при троганье, выталкивало шестерни из 75 и 96 тысяч) заменяли контактную зацепления. А болты касались зубьевшестерни, и она почти сточила их головки, вызывая неприятные звуки. После замены болтов все пришло в норму. Заодно мы убедились, что все шестерни, синхронизаторы, валы и подшипники вполне работоспособны и 160 тысяч километров не оставили на деталях коробки (кроме болтов, как говорилось выше) опасных следов. В подвеске дважды, на 62-й и 101-й тысячах километров заменяли нижние шаровые опоры, после 100 тысяч — пружины передней подвески (они «просе-Пять лет плюс 160 тысяч километров много или мало?ли» более чем на 14 мм ниже допустимого минимума), а также реактивные штанги задней подвески. За последние 60 тысяч километров установили лишь одну новую деталь — обойму стабилизатора (правую), которая треснула после 146 тысяч. Тормоза ВАЗ—2103 отлично вели себя во всех отношениях. За время эксплуатации был заменен один тормозной шланг (левый передний), пять комплектов колодок передних колес и два задних. После 140 тысяч мы залили свежую жидкость и прокачали систему. Вот и все. Остается оценить главное для легкового автомобиля — кузов. Сразу оговоримся, мы намеренно не принимали никаких, подчеркиваем, мер по защите от коррозии: хотели воочию удостовериться, какова долговечность кузова в са- мых неблагоприятных условиях эксплуатации — при ежедневной, круглогодичной езде, безгаражном хранении, соли на зимних московских мостовых, вредных сернистых осадках в атмосфере большого города. Наш опыт, и не только с этой машиной, позволяет сделать вывод: если не принимать мер по защите кузова, в условиях Москвы (или другого крупного города) он может сопротивляться коррозии три — три с половиной года. Затем придется уже всерьез сражаться заключены поражения крыльев, порогов, днища или каких-либо других мест ржавчиной, конечно, при условии, что машина не будет в аварии и ее не коснется сварка и рихтовка. А после двух лет нужно возобновить защиту в автоцентре ВАЗ. У нас есть сведения, что разработан и принят к производству отечественный препарат «Мовиль», заменяющий дефицитный «Тектил», так что, очевидно, будет расширяться и сеть станций, где смогут обрабатывать им автомобили. Носохранность передних крыльев, а возможно даже и менять их. В следующие год-полтора ржавчина не ограничивается крыльями, а активно поражает пороги, днище, облицовку. Разрушается металл, и вспучивается краска вокруг лобового стекла, по молдингам дверей. Короче говоря, пяти лет обычно бывает достаточно, чтобы кузов был основательно поражен коррозией — вплоть до необходимости заменять многие его составляющие (благо почти все части можно отрезать и приварить новые) или даже целиком в сборе. Надо иметь в виду, что все это относится к автомобилям прежних лет производства и без специально проведенной защиты. Мы уже писали, что с 1977 года ВАЗ ввел в производство полную обработку новых кузовов «Тектилом». Таким образом, на первые два года ис-специальный длинный кронштейн, чтобы приварить его одним концом к порогу, а другим к кронштейну сиденья. Теперь о том, каковы эксплуатационные качества машины после пяти лет трудной беспорочной службы. Если говорить о расходе топлива, то наша машина оказалась очень экономичной. За последние 10 тысяч километров она расходовала на шоссе 8,0—8,1 л/100 км, а в Москве, при обычном режиме движения — 9,0 — 9,5 л/100 км. Насколько нам известно, такие показатели не столь уж редки для ВАЗ—2103, особенно с карбюраторами первых лет, Одним из важных свидетельств качества автомобиля в целом принято считать его динамику, то есть способность к разгону. Она характеризует состояние двигателя, работу сцепления, коробки передач, заднего моста, подшипников колес и шины. Обычно проверяют время разгона с места до скорости 100 км/ч, время, которое требуется, чтобы пройти 1 км со стартом с места, максимальную скорость. Мы не делали такого замера в начале теста (в 1973 году) и после 100 тысяч километров. Поэтому сравним результаты с эталоном, так сказать, образцом — характеристикой, полученной при приемочных государственных испытаниях. Разгон до 100 км/ч, как видите на ленте прибора, — 18,7 с (в среднем по двум замерам — 19,3, а по технической характеристике — 19,0 с), время прохождения 1 км с места — 39,6 с (по результатам государственных испытаний — 38,5 с), максимальная скорость — 144,6 км/ч (по технической характеристике — 150 км/ч). Вы видите: результаты у нас одного порядка с полученными самыми квалифицированными испытателями на новых, хорошо обкатанных, как говорится в самом соку, образцах. И тормозные испытания. Тормоза ВАЗа вообще отличные, Особенно у моделей с гидровакуумным усилителем, как наш «ноль-третий». Замер говорит сам за себя. Тормозной путь со скорости 80 км/ч у нашего «ветерана» составляет 30 метров (по технической характеристике — не более 38 метров), Можно только посоветовать владельэто уже отдельный разговор. А пока цам машин помнить об этом отличном вернемся к нашему редакционному качестве и не злоупотреблять тормозаВАЗ—2103. ми на перекрестках, тормозить по возМы уже говорили о его возрасте (боможности плавно. лее пяти лет) и условиях эксплуатации. Возвратимся в заключение к вопроСегодня, если смотреть на некотором су, который поставлен в заголовке: расстоянии, он производит еще прилич160 тысяч километров плюс пять лет — ное впечатление. Однако вблизи внимамного это или мало? тельный взгляд найдет многочисленные Много — если считать пройденные пузыри на краске вокруг лобового стеккилометры, сбереженное время, все то, ла, вдоль молдингов и по верхней части что увидели и где побывали благодаря крыльев. На порогах краска в нескольавтомобилю. Средний возраст — если ких местах отстала. Такая же картина оценивать дальнейшие возможности аввокруг хромированной решетки облитомобиля при своевременном и працовки радиатора. вильном обслуживании и, главное, тщаВ плохом состоянии пол. На 157-й тытельном контроле за состоянием кузосяче километров лопнул кронштейн ва. И совсем мало — если в результате крепления левого переднего сиденья. сравнения с начальными эксплуатационИ оказалось, что сварить его не так-то ными показателями машины убедиться легко. Просто не к чему внизу «прицев их устойчивости. питься» сваркой. Пришлось изобретать А. БРОДСКИЙ