26
27
...и что такое плохоЛичный автомобиль, к ак обожаемое дитя в семье, часто становится объектом неумеренного поклонения. Иной владелец машины постоянно пребывает в творческом поиске: что бы еще добавить, чем бы украсить ее, выделить среди других. При недостатке чувства меры и вкуса это приводит порой к курьезным и небезобидным результатам. Возникает вопрос: следует ли вообще доукомплектовывать приобретенный автомобиль, а если да, то что здесь полезно, а что вредно? Современные отечественные легковые автомобили выпускаются заводами-изготовителями полностью подгртовленными для длительной эксплуатации и отвечающими принятым стандартам. Однако не весь их «наряд» можно и нужно надевать прямо на конвейере. Целый ряд дополнительных принадлежностей н автомобилю выпускаются другими предприятиями и могут приобретаться владельцами по мере надобности, по их вкусу. Но есть среди них и такие, которыми надо обзавестись в обязательном порядке. С этого и начнем. Правила дорожного движения, например, требуют наличия в автомобилях аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки или мигающего красногофонаря. Тут все ясно: предписанное нужно выполнять. Наилучшими для автомобиля типами огнетушителей можно считать сухие углекислотные и порошковые. Весьма надежны, например, порошковые огнетушители ОП-1 и 0(1-2. При необходимости они могут быть легко перезаряжены порошком ПСБ, продаваемым в специализированных магазинах. Со временем «перезаряжать» приходится и автомобильные аптечки. Во-первых, содержащиеся в них стерильные бинты, перевязочные -пакеты, хирургическая вата, кровоостанавливающие, дезинфицирующие, сердечные и обезболивающие средства расходуются, а во-вторых, часть медикаментов имеет, к ак известно, определенный срок годности. Рекомендуется вложить в аптечку памятку о том, к ак ею пользоваться, с описанием приемов оказания первой помощи. Существующие конструкции для обозначения аварийной остановки автомобиля, надо сказать, не универсальны: мигающие фонари хорошо видны ночью, но плохо днем, а красные треугольники — наоборот. Вероятно, пока это так , целесообразно иметь в автомобиле и то и другое. Затем установите ремни безопасности и сделайте индивидуальную подгонку. Для этого сначала отрегулируйте положение сидений таким образом, чтобы руки были слегка согнуты в локтях, а колени не касались рулевого колеса. Угол наклона спинки относительно плоскости сиденья должен составлять 100 — 105°. Минимальное расстояние от головы до потолка — 50 мм. Водители невысокого роста могут доукомплектовать сиденье подушкой, надежно закрепленной тесемками. Передний ее край должен быть толще прилегающего к спинке. Ремень безопасности должен пересекать грудь под возможно большим по отношению к горизонтали углом (не меньше 45°) и достаточно плотно (с зазором не более чем на толщину ладони) прилегать к плечу и бедру. Теперь о том, что не возведено в обязательный комплект, но и не запрещено требованиями к техническому состоянию транспортных средств. Прежде всего, о дополнительных выносных зеркалах заднего вида. Если автомобиль эксплуатируется в основном на городских улицах с интенсивным движением, весьма желательны зеркала на обоих крыльях: тогда обеспечен хороший обзор обстановки вокруг машины с правой и левой сторон. Зеркала нужно устанавливать так, чтобы они были видны через сектор, в котором работают щетки стеклоочистителя, или через боковые стекла. Способ крепления зеркал должен быть безопасным для окружающих, а кронштейны не должны вибрировать. Зеркала следует располагать в зоне постоянного обзора водителя. Тогда вы сможете использовать их с максимальным эффектом: ведь, чтобы взглянуть на зеркало в кабине, водитель должен отвлечь внимание от дороги в среднем на 0,8 с. В помощь основным допускается установка на автомобиле двух противотуманных фар для освещения дороги при неблагоприятных метеорологических условиях. Их надо располагать не ниже 250 мм от поверхности дороги и не дальше 400 мм от крайней по ширине точки кузова. Включаться противотуманные фары должны таким образом, чтобы одновременно зажигались габаритные огни и фонарь освещения номерного знака. Свет этих фар может быть желтым или белым, а узнать их легно по сильному рифлению стекол (лампа через стекло не видна). Такой рассеиватель обеспечивает широкий пучок света, что, помимо прочего, облегчает маневрирование в темнОе время. Рекомендуется дополнительное оборудование автомобиля отражателями света — катафотами, там, где они конструкцией не были предусмотрены. На заднюю часть машины симметрично ее продольной оси устанавливают четное количество катафотов красного цвета в любой фигуре, кроме треугольника. Катафоты на передней части автомобиля должны быть белого цвета, а на боках — желтого. Нужны ли чехлы на сиденьях? Очень желательны. Речь не о красоте, а об улучшении санитарно-гигиенических условий. Для чехлов рекомендуются ткани из хлопка, льна, шерсти. Они обеспечивают нормальную воздухо- и паропроницаемость, что немаловажно для вашего самочувствия при длительных поездках. Противопоказаны для чехлов пожароопасные материалы с длинным ворсом,НА АОРОГАХВЕНГРИЯ. Введены в действие дополнительные требования, направленные на повышение безопасности движения. Отныне все водители и пассажиры легковых автомобилей обязаны при езде пользоваться привязными ремнями. Кроме того, все автомобили должны быть оборудованы двумя зеркалами заднего вида, грязезащитными козырьками задних колес и желтым мигающим световым сигналом. Познань и Варшаву к границе с СССР. Магистраль будет сдана в эксплуатацию к весне 1980 года и поможет обеспечить быстрый и удобный проезд автотуристов в Москву на Олимпийские игры. ЧССР. В настоящее время в Словакии имеется 59 автомобильных кемпингов. Для развития автотуризма к 1980 году будет построено еще 25, а также 40 нов ых АЗС и 30 станций технического обслуживания автомобилей. АНГЛИЯ. Создан глушитель с фильтрующим элементом из стальной ваты, покрытой алюминиевым трихлоридом и насыщенной натриевым фосфатом. Он задерживает свинец и сажу, выбрасываемые двигателем. ИТАЛИЯ. Растет угон не только легковых, но и грузовых автомобилей. В 1976 году эта участь постигла свыше 5000 грузовиков. «Рекорд» принадлежит окрестностям Милана, где вместе с грузом пропали шестьсот машин. НИДЕРЛАНДЫ. На улицах городов здесь преобладают не автомобили, а велосипедисты. Для повышения их безопасности на основных магистралях Гааги в настоящее время велодорожки окрашиваютПОЛЬША. Начато строительство ' новой автомобильной магистрали, которая протянется с запада на восток на 661 километр — от Франкфурта-на-Одере, через 26 Йискусственный мех. Статистика говорит о том, что несчастные случаи из-за возгорания чехлов и обивки автомобиля происходят не столь редко, как это может показаться. При выборе цвета чехлов следует учитывать, что красный и синефиолетовый утомляют зрение. Лишены этого недостатка желтый, желто-зеленый и голубовато-зеленый, то есть цвета слабой насыщенности, которым и следует отдавать предпочтение. Автомобиль надо защитить от злоумышленников. Для эгого существуют различные противоугонные средства. Сейчас поступает в продажу достаточное количество устройств такого рода. Выбиайте любое, но не ставьте самодельные. з-за несовершенства конструкции и изготовления они, как показывает опыт, могут стать причиной самых неожиданных неприятностей, от занлинивания управления до короткого замыкания в системе электрооборудования. При безгаражном хранении неплохо оборудовать автомобиль и запором на люке (крышке) заправочной горловины бензобака. Если у сидений вашей машины нет подголовников, советуем нупить их. Затраты эти оправданны, ибо с повышением интенсивности движения число столкновений транспортных средств растет, а среди них наезды сзади достигают 16%. В таких авариях часто именно благодаря подголовникам водители и пассажиры могут избежать тяжелых травм. При частых поездках по бездорожью или в распутицу можно установить перед передними колесами на бампере дополнительные грязезащитные фартуки из резины. Это уменьшит забрызгивание лобового стекла. Наконец, если вы молодой водитель, прикрепите на заднем стекле «Зеленый листок», образец которого был дан в журнале «За рулем» (1977, N9 10). А теперь о том, чего, на наш взгляд, делать не следует. Прежде всего, недопустимо выносить за габариты автомобиля любые детали, которые могут при каких-то обстоятельствах зацепить другую машину или пешехода. Обратите внимание на то, к ак конструкторы утопили сейчас вое выступающие элементы кузова вплоть до дверных ручек. В технических требованиях к самодельным микролитражкам тож е записано, что никакие выступающие острые детали или незакрытые режущие края на кузове машины непозволительны. Казалось бы все ясно. А посмотрите, что делают порой сами водители. Не так уж редко вы встретите, к сожалению, выступающие конуса воздухозаборников, торчащие в стороны на 20 — 30 см «усы» на бамперах, которые легко могут нанести травму пешеходу. Между тем в стесненных условиях движения увеличение габарита машины и на несколько миллиметров может порой привести к беде. И это надо понимать. Другой пример. Сейчас на дорогах Прибалтики ив иных местах можно видеть немало автомобилей с пластмассовыми тарелками на фарах. Таким, прямо скажем, неграмотным способом некоторые автомобилисты пытаются защитить стекла приборов освещения от камней и грязи. Но делать-то это надо иначе — при помощи сетчатых, прозрачных экранов. Ведь подсветить себе путь может понадобиться и днем, скажем, в тоннеле, при внезапном ухудшении видимости в грозу, ливень и т. д. Наконец, свет фар может служить в необходимых случаях и предупредительным сигналом. Как же можно «задраивать» их пластмассовыми крышками? Хочется возразить и тем, кто развешивает в автомобиле у лобового или заднего стекла различные талисманы. Во-первых, это сокращает поле зрения, а вовторых, что еще опаснее, постоянно и независимо от воли водителя отвлекает его внимание, увеличивая количество поступающей информации и объектов распознавания. В определенных условиях это может быть той каплей, которая переполняет чашу. Специалисты указывают также на возможность гипнотического действия монотонно покачивающегося перед глазами предмета. Ненужное украшательство — всякие эмблемы, наклейки — приобрело в последнее время прямо-таки эпидемический характер. Захватывает эта эпидемия, конечно, людей с узким кругозором и невзыскательным вкусом. Достаточно одному-двоим прилепить на машину новую картинку, подкрасить стекло «под светофильтр», как, к радости предприимчивых производителей такого ширпотреба,начинается лавинная реакция. Последняя новинка — раскрытая качающаяся ладонь с какой-либо надписью на заднем стекле. Безделушка? Не скажите. Не вызывает ли она или какая-нибудь другая игрушка у водителя позади идущей машины желания рассмотреть «сувенир» поближе и подтянуться к вашему автомобилю вплотную. Хотите ли вы этого? Вряд ли. И совсем смешно видеть на стеклах машин рекламы иностранных фирм. За рубежом за это платят деньги, в нашем же примере она бесплатная реклама, извините за резкость, ограниченности владельца машины. Или, скажем, зеркальная пленка на заднем стекле. Вроде бы, невредная вещь. Но только на первый взгляд. Ведь она в определенных ситуациях лишает водителя позади возможности увидеть, что делается перед капотом вашей машины. По этой причине, может статься, он не успеет заблаговременнно принять меры к остановке автомобиля. Вот и подумайте, безобидна ли такая пленка, ограничивающая в какой-то мере обзор тем, кто следует за вами в потоке машин. В заключение повторим, что современный легковой автомобиль, помимо прочего, является законченным произведением технической эстетики. Над элегантностью его внешнего вида, гармоничностью форм работали художники и скульпторы. Самодеятельными добавками все это можно только ухудшить. М. МОРИН, А. ОБЕЛЬНИЦКИИ, кандидаты технических наук М. ШУРЫГИН, начальник технического отдела ГАИ ГУВД Мое горисполкома Некоторые из ненужных и небезопасных «автоукрашений» мы решили показать на этих кадрах, сделанных, как говорится, с натуры. В этот раз не называя номеров машин и их владельцев. Однако редакция намерена всеми силами бороться с вредной модой. В частности, с помощью нашей традиционной рубрики «Стоп — ляп». Подобные дурные примеры вполне ее достойны. Надеемся, читатели разделят это мнение и помогут нам составить коллекцию таких «ляпов». Ждем ваших снимков.темно-красной краской, устойчивой к атмосферным воздействиям. Пока общая длина окрашенных полос в городе составляет 10 километров, но протяженность их постоянно увеличивается. США. Специалисты рекомендуют водителям после просмотра телевизионных передач дать часовой отдых глазам и лишь затем садиться за руль автомобиля. Как выяснили ученые, острота зрения после долгого сидения у телевизора понижается на 30%. а потому дорогу и все предметы водители будут видеть как бы в тумане, размытыми. Цветное телевидение оказывает при этом более сильное действие на зрение, чем черно-белое.ТУРЦИЯ. На всех автомобильных дорогах страны скорость ограничена 90 км/ч, в населенных пунктах — 50 км/ч. ФРАНЦИЯ. Считают, что первая в мире автомобильная краяга была совершена в Париже. В 1896 году водитель «Пежо» угнал машину своего хозяина. Она была найдена и возвращена владельцу. Сейчас в Париже ежегодно из сотни автомобилей угоняют 12. Большая часть пропадает бесследно. ФРГ. После длительных дебатов приняты правила, согласно которым скорость на дорогах ограничена 100 км/ч (во всех населенных пунктах — 60 км/ч). Однако на крупных автобанах никаких норм нет.ФРГ, таким образом, осталась единственной в Европе страной, где еще имеется сеть дорог без ограничения скорости. ШВЕЙЦАРИЯ. Для получения водительских прав теперь уже недостаточно знать правила движения, устройство автомобиля. Необходимо окончить курсы, на которых преподаются основы оказания первой помощи пострадавшим в автомобильных катастрофах. ШВЕЦИЯ. " С весны 1977 года размеры страховки автомобилей повышены на 1520%. Это, в частности, было вызвано резким увеличением числа автомобилистов, желающих застраховать свои машины.27