ПОЧЕМУ НЕ СТРОИТСЯ ГАРАЖ?Уже сегодня более 75% всего парка легковых автомобилей в стране составляют машины, находящиеся в личной собственности граждан. По расчетам, к 2000 году на каждую тысячу городских жителей будет по крайней мере 150200 машин. Что ж, автомобиль стал доступен самым широким слоям населения, прочно вошел в нашу жизнь. Но вместе с удобствами он создает и немало проблем, требуя все больше места под дороги, предприятия обслуживания и особенно под гаражи и стоянки. За каких-нибудь 20 лет потребность в дефицитных и дорогих городских территориях для стоянок возрастет в 13—15 раз. Это время не за горами, и вопрос, поверьте, уже сегодня стоит чрезвычайно остро. В 1971 году, например, в Москве из 105 тысяч собственных автомобилей на открытых стоянках ив боксовых гаражах находилось более 80% и ими было занято 200 гектаров городских земель. Ныне парк машин вырос до 250 тысяч, а под стоянки занято свыше 500 гектаров. В 2000 году для их размещения потребуется уже около 5000 гектаров — более 25% площади жилой застройки. Как же умерить этот «аппетит», отдав больше места под зеленые насаждения, площадки для отдыха, спорта и т. п.? Наконец, дело не только в территории. На строительство индивидуальных боксовых гаражей, получивших повсеместное распространение, расходуется непомерно много дефицитных материалов — кирпича, железобетона, металла. Многоэтажные наземные и особенно подземные гаражи наилучшим образом решают обе эти проблемы. Но на пути их массового строительства, увы, немало препятствий. Прежде всего, сооружения эти чрезвычайно дороги. Речь не только о деньгах, но ио необходимых трудовых и материальных ресурсах. Да и как может быть иначе, если типовых проектов заглубленных и подземных гаражей вообще нет, а разработкой индивидуальных занимаются проектные организации самых различных министерств и ведомств, не имея порой ни опыта в этой области, ни соответствующих специалистов. Уходит у них на это три — пять лет, причем нередки случаи, когда проекты по несколько раз переделываются, передаются другим организациям и т, д. В результате объем документации все возрастает, проекты все усложняются и дорожают. Поэтому заказчики — гаражные кооперативы и управления капитального строительства — нередко отказываются уже от готовых проектов или прекращают строительство, едва начав его. Вот несколько примеров из московской практики. Изза большой стоимости машино-места (более 4 тысяч рублей) не взяли сделанные им проекты ГСК «Надежда», «Звезда», «Телефонист» и другие. На стадии вырытых котлованов и возведения стен закончилось сооружение кооперативных гаражей «Зюзино», «Тропарево», «Спутник». Эти примеры говорят о неэффективном использовании даже тех небольших лимитов и средств, которые выделялись для сооружения кооперативных гаражей. И разве можно признать нормальным, что в предлагаемых сегодня проектах гаражей-стоянок для индивидуального пользования при одинаковом в общем-то уровне обслуживания стоимость машино-места различается не на сотни — на тысячи рублей. А в 1976 году мастерская № 5 «Моспроекта-1» установила своеобразный «рекорд», выпустив проект одноэтажного подземного гаража-стоянки для кооператива «Надежда» со стоимостью одного места в 5475 рублей. Это же почти кооперативная квартира или новые «Жигули». Вместе с тем расчеты и экспериментальные проекты доказывают, что при почти одинаковых площади застройки, строительном объеме и сметной стоимости, принципе расстановки машин вместимость гаражей, как правило, может быть увеличена в полторадва раза и даже более, а стоимость одного места примерно на столько же снижена. Скажем, в проекте трехэтажного наземного гаража, разработанного мастерской № 9 «Моспроекта-1» для ГСК «Звезда», при доработке нашлось место еще 130 автомобилям. В итоге стоимость машино-места уменьшилась почти на 700 рублей. После переделки проекта двухэтажного заглубленного гаража на 180 машин для ГСК № 10 (мастерская № 12 «Моспроекта-3») вместимость гаража, при тех же его габаритах и общей стоимости, была увеличена на 76 мест, а значит, каждому владельцу гараж обойдется не в 3200, а в 2200 рублей. Наконец, в проекте трехэтажного наземного гаража на 380 мест для ГСК № 25 (Чертаново) после устранения многих ошибок, допущенных мастерской № 5 «Моспроекта-1», и более рациональной расстановкой оказалось возможным увеличить вместимость на 250 мест, а стоимость каждого из них снизить на 400 рублей. Перечень подобных примеров нетрудно было бы продолжить. Стало быть, можно ив нынешних условиях с успехом строить хорошие и экономичные гаражи для индивидуальных машин. Мешает этому не столько «отсутствие лимитов» на проектирование и нехватка «мощностей стройорганизаций», сколько отсутствие необходимой грамотности со стороны заказчика и особенно проектировщика и строителя. Мораль: нужна специализированная «гаражная фирма», которая решала бы все эти проблемы в комплексе. Другая сторона вопроса. В решении гаражной проблемы нет еще четкой градостроительной политики, не разработаны научные основы и методика проектирования, необходимый нормативный материал, отсутствует стройная система в отводе территорий под гаражи. Исполком Моссовета, например, ежегодно отводит участки для кооперативных гаражей различных типов на 8—10 тысяч автомобилей. Однако проектная документация готовится едва на 4 тысячи мест, а в титульных списках строительства эти объемы сокращаются до 1,5 тысячи. На практике же нередко срывалось выполнение и этих урезанных планов, в эксплуатацию ежегодно сдавались гаражи не более чем на тысячу автомобилей. Несмотря на ежегодное увеличение парка индивидуальных машин на 30—35 тысяч ГлавУКС Мосгорисполкома сегодня вообще почти прекратил отвод земельных участков, проектирование и строительство новых кооперативных гаражей. Одна из причин — в мнении, что гаражи не являются объектами первостепенной важности. Вот и не выделяются лимиты на их проектирование и строительство, фонды на строительные материалы, механизмы, транспорт и т. д. На сооружение гаражей в крупных городах уходит 5—10 лет и более. В процессе формирования гаражно-строительных кооперативов, отвода земельных участков, проектирования, согласования, строительства и эксплуатации гаражей принимают участие десятки организаций, сотни специалистов различных учреждений. Думается, что пришла пора серьезно пересмотреть отношение к росту потребности в гаражах-стоянках в крупных городах ив качестве практического шага решить вопрос о срочном строительстве ряда экспериментальных объектов гаражей-стоянок различных типов и вместимости с минимальной стоимостью одного места. В дальнейшем оправдавшие себя экспериментальные сооружения могут быть взяты за образец для массового строительства. Необходимо быстрее разработать единые общесоюзные нормы на гаражи и стоянки, создать различные типовые проекты, каталог строительных конструкций и принципиальную схему размещения и, конечно же, установить пределы стоимости одного места в гаражах в зависимости от их типов, инженерного обеспечения и уровня механизации. В наземных многоэтажных рамповых гаражах оно, на наш взгляд, должно стоить не дороже 1000 рублей, в заглубленных — до 1500 рублей ив подземных — до 2000 рублей. Наконец, в связи с быстрым ростом автомобильного парка индивидуального пользования назрела необходимость срочно создать всесоюзное специализированное проектно-строительное объединение, которое занималось бы научными разработками и проектированием, подготовкой нормативных документов и технической информацией, решением вопросов финансирования и эксплуатации, экспериментального и массового строительства, а также оказанием всесторонней помощи крупным городам страны. В «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 19761980 годы» в разделе «Программа социального развития и повышения уровня жизни народа» четко сказано о необходимости увеличить объем и виды услуг, связанных с ростом транспорта личного пользования, развивать сеть СТО, АЗС, а также кооперативных гаражей и стоянок для транспортных средств, принадлежащих населению. Как видите, задача эта государственного масштаба, и, чтобы решать ее, надо преодолеть существующие еще узковедомственные взгляды на проблему. Л. АГАЛАКОВ, архитекторi7t