стные зарубежные фирмы — изготовители шин постоянно выпускают усовершенствованные образцы. В этом году все ведущие спортсмены использовали новые итальянские шины «Слик», а также японские, что давало им выигрыш в 1—1,5 с на круг. Пересчитать на 16 кругов — и получится 15 — 20 с. Учитывая, что в сухую погоду круг проходят за 41 — 4 3 с, это составит 200—250 метров. При заездах по мокрому покрытию многие применяли также широкопрофильные шины «Слик», но с нарезным рисунком — в нрупную шашку с канавками глубиной 4—5 см. Очень много полезного получили мы, наблюдая за системой проведения соревнований. Вообще нужно сказать, судейская коллегия Польского моторного союза (руководитель соревнования, то есть главный судья по нашим правилам, инженер Анджей Петржик) провела чемпионат образцово. Не было ни одного протеста, и даже замечания. Ряд методов, примененных на этих соревнованиях, вероятно, следовало бы рассмотреть и после соответствующих изменений в правилах применить у нас. Высокой четкостью отличается старт. После того, к ак спортсмены заняли свои места на размеченном так же, к аки сама стартовая площадка, предварительном старте, дается сигнал выезда. На старте — короткая остановка каждого на своем месте. Если все расположились правильно и никто не поднял руку (показывая тем самым, что у него заглох двигатель), главный судья (я пользуюсь привычной нам терминологией) дает сигнал красным флагом, означающий, что механики должны немедленно покинуть стартовую площадку и что через несколько секунд будет включен автомат стартового светофора. Если же кто-то поднял руку или не стал на свое место, главный судья подает сигнал «один круг». Все трогаются со старта и, не нарушая первоначального расположения, без обгонов, на умеренной скорости едут по трассе. Подъезжая к старту, все должны снова занять свои места. В случае необходимости сигнал «один круг» может быть повторен. Следующая полезная для безопасности и четкости проведения гонки мера. От спортсмена для получения зачета не требуется обязательного финиша. Наоборот, если у него неисправность, он обязан немедленно покинуть трассу и поставить карт в безопасное место. Категорически запрещены всякие катания картов на руках по трассе или движение на низкой скорости. Гонщик все равно получит зачетное место, а соревнование будет значительно безопаснее. Эту же цель преследует и правило сине-красного флага. По его сигналу с показом стартового номера спортсмен обязан немедленно уехать в парк. Показывают его тем, кого лидер обогнал на круг. Характерны для этих соревнований дружеские отношения между участниками. Когда в конце первого дня у Рябчикова полностью развалилось сцепление, а заменить его уже было нечем, нам пришли на помощь норвежские спортсмены. Они дали инструмент, шлифовальную машинку, помогли со сваркой. Будущему чемпиону Барони понадобилось изготовить новое крепление выхлопной системы, и мы дали ему инструмент, верстак, нашли материал. Очень внимательно относились к нашей команде польские организаторы и спортсмены. Этому чемпионату в Европе ив ФИА придается большое значение. Достаточно сказать, что на соревнования приехали и внимательно наблюдали за всем их ходом президент международной комиссии картинга ФИА Шарль Дефранческо, другие члены комиссии. Во время чемпионата было проведено ее заседание, на котором по инициативе польских товарищей был поставлен вопрос о выработке взаимоприемлемых технических требований. Пока они имеют существенное различие. Если в социалистических странах основное направление — доступность картинга для широких масс спортсменов и, как результат, оснащение машиИ двигателями от серийных мотоциклов, то на Западе считается нормальной установка уникальных двигателей. В заключение надо еще раз подчеркнуть, что мы узнали много нового и интересного, приобрели определенный опыт. Кое-что, думается, можно и нужно использовать применительно к нашим условиям. В. СТЕЛЛИФЕРОВСКИЙ, судья всесоюзной категории, руководитель советской спортивной делегацииИтоговый результат: 1. Н. Лауда (Австрия), «Феррари-312Т2» — 72 очка; 2. И. Шехтер (ЮАР), «Вольф-ВР1» — 55; 3. М. Андретти (США), «Лотос-77» — 47; 4. К. Рейтеманн (Аргентина), «Феррари-312Т2» — 42; 5. Д. Хаит (Англия), «МакЛарен-М26» — 40; 6. И. Масс (ФРГ), «МакЛарен-М26» — 25.** *РАЛЛИВ розыгрыше Кубка дружбы социалистических стран на протяжении почти всего сезона среди команд лидировала сборная ЧССР. Однако после предпоследнего этапа в ГДР с ней сравнялась по сумме очков команда' СССР. Решающее значение для окончательного распределения мест имел седьмой, советский этап, ралли «Русская зима». Эти соревнования прошли в декабре, и их результаты не успели попасть в этот номео. IV этап («Дунайское ралли», СРР). Личный зачет: 1. С. Квайзар — И. Котек (ЧССР), «Шкода-130РС»: 2. В. Блахна — Л. Главка (ЧССР), «Шкода-130РС»; 3. Р. Петков — К. Гурлев (НРБ), «Лада1600». Командный зачет: 1. НРБ; 2. ВНР; 3. СРР. V этап («Татры», ЧССР). Личный зачет: 1. Квайзар — Котек; 2. П. Шедивый — Я. Янечек (ЧССР), «Шкода-130РС»; 3. С. Брундза — А. Брум (СССР), «Лада1600»... 5. С. Вукович — В. Московских (СССР), «Лада—1600». Командный зачет: 1. ЧССР; 2. СССР; 3. НРБ. VI этап («Вартбург», ГДР), Личный зачет: 1. Квайзар—Котек; 2. П. Павлик — О. Готтфрид (ЧССР), «Шкода-130РС»; 3. К. Гирдаускас — А. Гирдаускас (СССР), «Лада—1600»... 5. Я. Агишев — М. Титов (СССР), «Москвич—2140»; 6. Э. Оху — 8. Динер (СССР!, «Лада —1600», Командный зачет: 1. СССР; 2. ГДР; 3. ВНР. Сумма очков после шести этапов. Личный зачет: 1. Блахна — Главка (ЧССР) — 196 очков; 2. Петков — Гурлев (НРБ) — 161; 3. Квайзар—Котек (ЧССР) — 150;... 9. Вукович — Московских (СССР) — 122. Командный зачет: 1—2. ЧССР—СССР — по 28 очков: 3. НРБ — 27; 4. ВНР — 24; 5. ГДР — 16; 6. ПНР — 10; 7. СРР — 9.Первенство Европы 1977 года для машин формулы II выиграл француз Р. Арну на «Рено-Мартини-22». Среди спортсменов, оспаривавших почетный титул чемпиона Европы на автомобилях формулы III, первое место завоевал итальянец Т. Гинцани на «Марч-733».КАРТИНГЛичный чемпионат Европы 1977 года в классе 100 смЗ без коробки передач проходил в г. Эсториль (Португалия). Победил А. де Чезарис (Италия) на машине «Сирио» с одноименным мотором. Англичанин М. Хайнс на карте «Зип» с мотором «Ямаха» выиграл первенство Европы 1977 года в классе 250 смЗ. Соревнования проходили в Дании. Интересно, что в этом классе, где мощность двигателей доходит до 50 л. с , результат лучшего круга составил 106,8 км/ч.РАЛЛИ-КРОССОдиннадцать этапов шла борьба на чемпионате Европы. Этот вид соревнований представляет гобой своеобразные кольцевые гонки по короткой земляной трассе, напоминающей скоростной участок традиционных ралли. Участники стартуют на специально подготовленных легковых автомобилях группы Б5. Почетный титул в 1977 году завоевал австриец Г. Грюнштаудль на «Альпин-рено».МОТОКРОССДва традиционных международных командных соревнования, называемые «Кроссом наций» (в классе 500 смз) и «Трофеем наций» (в классе 250 смз), сегодня по существу стали чемпионатами мира среди национальных сборных. Наиболее давняя история у «Кросса наций», который в 1S77 году отметил 30-летие. Его выиграла сборная Бельгии. На втором месте — команда Швеции, на третьем — Англии. «Трофей наций» тоже выиграли бельгийцы, вторыми были американцы (неожиданный успех!) и третьими англичане. Наши гонщики в этих соревнованиях участия не принимали.АВТОГОНКИЧемпионат мира 1977 года на машинах формулы I стартовал в январе, а финишировал в октябре. Последний, семнадцатый этап не сыграл роли в распределении мест. Лауда, досрочно ставший чемпионом, не приехал в Японию. И не только потому, что считал опасной трассу в Готембо, лежащую неподалеку от подножья знаменитой Фудзиямы. У австрийца истек срок контракта с «Феррари» и после «развода по-итальянски» он стал фирменным гонщиком «Брэбхэм». А вакантное место в команде итальянской фирмы занял молодой темпераментный канадец Ж. Вернев. На шестом круге (из 73) он столкнулся с Петерссоном, его «Феррари» взлетел в воздух и упал на группу зрителей, которые по халатности полиции перелезли через защитный барьер и столпились у обочины трассы. Двое зрителей отправились на кладбище, девять — в больницу. Несчастный случай на трассе в Готембо стал серьезным предупреждением для организаторов соревнований. Финишная гонка первенства мира была отмечена не только трагическими событиями. Неожиданностью для любителей спорта стал старт японской машины формулы I «Коджима». Гонщик Т. Хошино (Япония) занял на ней 11-е место, а его земляк Т. Такагаши на «Тирреле» финишировал девятым. XV этап (США): 1. Д. Хаит (Англия), «Мак-Ларен-М26»; 2. М. Андретти (США), «Лотос-78»; 3. И. Шехтер (ЮАР), «ВольфВР1»; 4. Н. Лауда (Австрия), «Феррари-312Т2»: 5. К. Регаццони (Швейцария), «Энсайн-Н177»; 6. К. Рейтеманн (Аргентина). «Феррари-312Т2». XVI этап (Канада): 1. Шехтер; 2. П. Депэлле (Франция), «Тиррел-П34»; 3. И. Масс (ФРГ), «Мак-Ларен-М26»; 4. A. Джонс (Австралия), «Шэдоу-ДН8»: 5. П. Тамбе (Франция), «Энсайн-Н177»; 6. B. Брамбилла (Италия), «Сертисс-ТС19». XVII этап (Япония): 1. Хаит: 2. Рейтеманн; 3. Депэлле; 4. Джонс; 5. Ж. ЛафФит (Франция), «Лижье-Матра-ЖС7»; 6. Р. Патрезе (Италия), «Шэдоу-ДН8».* * #В первенстве Европы 1977 года на машинах класса 1000 смЗ с коляской победу одержали швейцарцы Р. Грогг и А. Хюссер на мотоцикле «Нортон» с коляской «Уосп». На последующих двух местах—пара из ФРГ Р. Вэлер и Г. Пеппингхаус на «Ямаха-Уосп» (с четырехтактным мотором) и экипаж из Голландии К. ден Биггелар и К. ван деп Байль на «Ямаха-ЭМЛ». Чемпионы lf76 года голландцы Т. ван Хейгтен и Д. Штеенбергер заняли на этот раз девятое место. В чемпионатах мира помимо результатов в личном зачете Международная мотоциклетная федерация ежегодно подводит итоги выступлений среди марок мотоциклов. В классе 125 смз было представлено десять марок, из которых в тройку сильнейших (по набранной сумме очков) вошли «Сузуки» (17 побед в 24 заездах), «Ямаха» (шесть побед) и 43 (без побед). В классе 250 смз среди восьми марок наилучший результат — у КТМ (18 побед). На последующих двух местах 43 (три победы) и «Майко» (две победы). В классе 500 смз было представлено семь маиок. Первые три места заняли «СузуKJI» (семь побед!, «Ямаха» (13 побед) и «Хонда» (три победы).СПИДВЕЙГонки на приз «Золотой шлем» в г. Пардубице (ЧССР) в пятый раз выиграл датчанин О. Ольсен. На втором месте — И. Штанцль (ЧССР), на третьем — И. Маугер (Новая Зеландия). Советский гонщик А. Корнев занял 9-е место. 35