19
20
вать. Вообще-то мне не обязательно собирать целую группу обучающихся. Расписание составляется так, что каждый должен приходить к своему часу. Но я все же первую встречу делаю общей, Знакомлюсь с каждым, приглядываюсь. За долгие годы навык появился, почти без ошибки могу сказать с первого взгляда, с кем будет легко, с кем трудно. Но можно ведь и ошибиться. Потому и беседую. По-разному проходят эти беседы. Начинаю обычно издалека: с истории автомобиля, с его трудовой и боевой славы. Всегда стараюсь подчеркнуть, что шоферский труд — нелегкий; рассказать о трудностях, какие встретятся, о физической, моральной, психологической нагрузке, об ответственности каждого водителя за жизнь людей, за сохранность груза. Без этого нельзя начинать работу. Ведь иные идут к нам, представляя себе все в розовом свете: «ветер за кабиной проносится с пылью,., а у меня в руках «баранка», и я повелитель могучей машины!» А когда расскажешь, что такое сменить колесо грузовика где-нибудь в грязи или — обычное дело — на морозе разобщать да собрать карбюратор, то у иных из «романтиков» и охота к учебе пропадает. К счастью, таких единицы. И я их не разубеждаю. Правду нужно говорить в глаза. И чем раньше — тем лучше. Не упрекнет он тогда: «Что ж, мастер, вы мне обещали молочные реки, а тут холод да грязь!» Я это, если хотите, в принцип возвел: говорить правду о нашей трудной, спав-' ной, замечательной профессии. С владельцами личных автомобилей здесь несколько проще. Эти вопросы им преподавать не нужно. Но с ними речь идет о вежливости на дороге, о взаимовыручке, чувстве шоферской солидарности. К будущим воинам-водителям опятьтаки свой подход. Уверен: мое дело — не только научить езде (хотя это и главное!), но и привить любовь к самому труду, к работе, а не к вождению как к таковому! Ведь как бывает иногда. Парень на уроке скучает, не знает чем заняться. Сел за руль — другой человек! Все у него клеится, все ладится. Видно, что водителем ему быть на роду написано. А другой за рулем полчаса посидит — и готов, как вареный. Ни внимания, ни собранности. Зато дай ему чтонибудь собрать — разобрать, будет день копаться, не отрываясь. Вот яи должен увидеть, что в каком пареньке главное, разобраться, повлиять на него так, чтобы и это главное не упустить, и ему помочь нащупать свою жилку. Не всегда это просто. Приходится с каждым отдельно заниматься. И не только в первые дни знакомства, а на протяжении всей работы. В кабине мы вдвоем, он да я, можно говорить откровенно, никто не мешает. Слово за слово, разговоришься — и вдруг оказывается (было такое!), что парень ездит учиться из соседнего района. Что у него мать больная, и пока он не вернется, в доме будет нетоплено. Значит, для него нужно особое расписание ввести, нельзя долго задерживать на занятиях. Это было первым решением. Потом пошли дальше, стали назначать ему место смены у платформы и туда же, прямо к электричке, подвозить в конце занятия. Человек на глазах преобразился. Или вот еще пример. Был в группе паренек — неразговорчивый, тихий какой-то, но исполнительный. И вдруг пропустил три занятия подряд. Думаю, ошибся, не угадал характер. Пошел к нему домой. Оказалось, .семья у парня неблагополучная, отец у сына получку отбирает и пропивает, тому иной раз пообедать не на что. Стал я после этого в день получки встречать парня у завода. Деньги пересчитаю, веду обедать. Потом в магазин. Купили одежду. Повеселел малый, постепенно человека в себе почувствовал. А потом и дома взял управление на себя. В армии отслужил, женился. Сейчас у него хорошая семья, сын растет... Вспоминаю об этом потому, что хочу еще раз подтвердить старую истину: нет двух одинаковых людей. К каждому нужен свой «ключик», особый. Если, конечно, мы хотим сделать его мастером своего дела, воспитать гражданина. Ясно, что справиться с задачей воспитания может только преподаватель, пользующийся авторитетом, Завоевать его непросто. Взять хоть самое элементарное. Некоторые инструкторы жалуются: «трудно разговаривать с этими ребятами, очень уж языкастые». Это верно. Эрудиция у парней хорошая, лебезить не приучены — вот и лезет из них желание подчеркнуть свою независимость любым способом. Но тут уж инструктору надо быть на высоте положения. Это, по-моему, закон: если хочешь учить — сам не стой на месте. Я, когда это понял, тут же пошел учиться. Теперь имею диплом автомеханика и чувствую, как это помогает. Собственные знания стали глубже, фундаментальнее, и ученики это сразу почувствовали. Но каким бы авторитетом ни располагал инструктор, в одиночку он не много добьется. Нужно соединить свои усилия с усилиями преподавателей. Ф ор ­ мально мы с ними, вроде бы, не связаны. Они делают свое дело в классе, мы — на дороге. По существу же на дороге закрепляется все, чему новичка учили на теоретических занятиях. Потому для меня очень важно знать, как тот или иной ученик вел себя в классе, что он усваивал легко, а что давалось ему с трудом. Зная это, могу соответственно строить свой занятия, обращать на одну тему больше внимания, на другую меньше — выравнивать положение. Значит, с преподавателями я должен видеться каждый день. В этом контакте — одно из непременных условий успеха обучения. Примеры можно было бы и еще привести. Хоть по техническому обслуживанию (мы теперь этому уделяем много внимания), хоть по безопасности движения, по устройству. Но в этом, наверное, нет нужды.' Каждому понятно: одно дело говорить про обслуживание в классе и совсем другое — провести пусть даже простейший осмотр настоящего автомобиля, на котором сам же ты вот сейчас выедешь за ворота. Тут и ответственность, и ощущение реальности, серьезности дела, и сама обстановка — все заставляет подтягиваться... Вот так — ежедневно, кропотливо, совместными усилиями мы в школе готовим водителей. И в этой работе я нахожу истинное удовлетворение. Если бы мой приятель, дальнерейсовик, понял это, он никогда не спросил бы «тебе не надоело?.,» Н. ТУШЕВ Московская область, г. ПодольскВсе о школеДОСААФВведено в действие руководство по организации учебновоспитательного процесса в школах оборонного ОбществаОдиннадцать глав, схемы, графики, в которых детально расписаны функциональные обязанности должностных лиц (руководителей, преподавателей, мастеров), даны ценные'советы по методике, планированию учебно-воспитательной работы, по созданию материально-технической базы, оборудованию классов, организации и проведению выпускных экзаменов — таково в самой сжатой форме содержание «Руководства», которое разработано Центральным комитетом ДОСААФ СССР и будет служить делу повышения качества и эффективности подготовки кадров массовых технических профессий для Вооруженных Сил и народного хозяйства. Известно, что среди учебных организаций Общества больше всего автомобильных, технических, объединенных технических школ, готовящих водителей разных категорий. Поэтому ив «Руководстве» отводится значительное место конкретным указаниям и советам о том, как лучше обучать и воспитывать будущих водителей, целесообразнее организовать труд преподавателей и мастеров, какими методами и новыми техническими средствами они должны пользоваться, чтобы подготовить водителя, обладающего прочными техническими знаниями и навыками управления автомобилем. В качестве примера из многих рекомендаций приведем хотя бы такую. Для подготовки водителей карбюраторных и дизельных автомобилей, говорится в «Руководстве», школа должна иметь следующее минимальное количество классов (кабинетов) и сооружений в зависимости от числа одновременно занимающихся учебных групп в одну смену. И далее дается перечень классов (сооружений), их назначение и размеры. Каков этот обязательный минимум? Это — ленинская комната; классы: общевойсковой подготовки, устройства и эксплуатации автомобилей, правил и основ безопасности движения, лабораторно-практических занятий по техническому обслуживанию; автодром на площади не менее 3 гектаров. Другой пример — из функциональных обязанностей лиц, работающих в автошколе. Вот, скажем, один из пунктов требований к старшему мастеру производственного обучения вождению: на эту должность назначается специалист, имеющий образование не ниже среднего, удостоверение водителя 2-го или 1-го класса и свидетельство об окончании курсов по методике обучения вождению машины. Далее подробно расписаны обязанности старшего мастера. В приложениях вы найдете и. перечень обязательных средств наглядной агитации в школе, и требования к оборудованию классов, и определение итоговой оценки курсанта по результатам сдачи выпускных экзаменов, график очередности обучения вождению, форму плана методической работы, многое другое. 19 В помощь организациям ДОСААФВ № 9 журнала за 1974 год был помещен материал, рассказывающий о том, как рационализаторы узбекской республиканской объединенной технической школы и уфимской автошколы ДОСААФ оборудовали автомобиль ГАЗ—66 для использования в качестве учебного. Время показало, что вопрос этот волнует многие учебные организации оборонного Общества. В редакцию пришло немало писем, авторы которых — преподаватели, мастера вождения, дополняя друг друга, вносят все новые предложения. Поэтому мы решили вернуться к устройствам для двойного управления. Мнение всех наших корреспондентов, высказавшихся по этому вопросу, единодушно: на автомобиле нужен второй руль. Но вот способы его установки' предлагаются разные. Так, В. ЯНЕВ из Арзамаса предлагает дополнительный руль укреплять в кабине жестко и соединять с основным по-Предпочтительнее других представляется нам вариант, предложенный мастером каунасской автошколы ДОСААФ Я. ЮОЗО. По его схеме в правой половине кабины для мастера устанавливается рулевой механизм автомобиля ГАЗ—53 с сошкой и шаровым пальцем (рис. 1). Палец сошки 1 входит в кулису 2, закрепленную на конце вала 3, лежащего поперек рамы на двух опорах 4. На левом конце вала закреплена точно такая же кулиса 2, в которую входит палец сошки основного механизма. Палец имеет внутреннюю резьбовую проточку для присоединения продольной тяги основного рулевого привода. Чтобы при подъеме кабины палец не выходил из левой кулисы, на ней сделан ограничитель хода. Правая кулиса «раскрыта» и не мешает подъему кабины. Автомобиль с таким сдвоенным рулевым управлением эксплуатируется в школе уже более трех лет. (На этой странице внизу показана схема установки вала. Номера позиций соответствуют тем, что указаны для рисунка 1.) Немало предложений получили мы и по установке вторых педалей сцепления и тормоза для инструктора. Почти все их авторы сходятся на мысли, что в данном случае механический привод слишком сложен, громоздок, и отдают предпочтение гидравлическому. Воён-го достаточно места за сиденьем инструктора.Преподаватель СПТУ-1 со ст. Харанор Читинской области С. ЧЕКАНОВ рассказывает о том, что в их профтехучилище не ограничились установкой второго руля, но сделали еще и двойную кабину (рис. 2). Дублирующие педали инструктора связаны с основными гидравлическим приводом, схема которого показана на рис. 6. В этой схеме самое сложное звено — запорные клапаны 4. Изготовить такой клапан—он показан отдельно на рис. 5 — несложно из тройника, используемого в гидроприводе тормозов. Сквозное отверстие нужно рассверлить до диаметра 6,2—6,3 мм, чтобы в него свободно входил 6-миллиметровый шарик. Он надежно перекрывает правый или левый трубопровод, если развальцованная часть трубок хорошо обработана. Поскольку это перекрытие идет с некоторым запаздыванием, то в системе предусмотрен компенсационный бачок, соединенный с обоими цилиндрами.Старший мастер производственного обучения В. КУЗНЕЦОВ и мастер Г. ЗАЙЦЕВ из ошской технической школыДВОЕ ЗА РУЛЕМсредством вала диаметром 16 мм и шестеренчатой передачи, используя для этого две полуосевые шестерни и два сателлита. Преподаватель СПТУ-14 из г. Лукоянова Горьковской области В. СЕРЕБРЯКОВ отдает предпочтение цепной передаче, но считает целесообразным дополнительный руль устанавливать на трубчатом кронштейне, закрепленном на основной рулевой колонке. ный преподаватель В. ТИХОМИРОВ рассказывает, что он использовал главный цилиндр привода тормозов и сцепления и комплект педалей от ГАЗ—66, два разделителя тормозов автомобиля ГАЗ—24 и тормозные трубки (рис. 3). Разделители тормозов пришлось переделать: поршни сместить к краям, а между ними поставить разжимную пружину. Установка цилиндров, педалей и разделителей, видимо, в пояснениях не нуждается. Но отопитель приходится убирать — для неД ОСААФ применили в своей практике такую же схему, но тройники решили изготовить по собственному чертежу (рис. 4). Они рекомендуют брать шарик диаметром 6—8 мм. Схема установки вала: 1 — палец сошни дополнительного рулевого механизма; 2 — кулиса; 3 — вал; 4 — опора. Справа на монтажном чертеже указаны необходимые размеры.