«РемниСпоры вокруг них, как известно, не утихают. Не чужая ли это мода? У нас, мол, и условия движения другие и машины не те. Будут ли ремни эффективны на наших дорогах? На этот вопрос должна была ответить специальная анкета, которую поместил журнал в прошлом году. Обращена она была к тем, кто потерпел аварию и, таким образом, не умозрительно, а на практике имел возможность увидеть, что дают ремни безопасности. Как помнят, вероятно, читатели, ознакомившиеся с анкетой, цель ее была — установить вид дорожно-транспортного происшествия (ДТП) и на какой скорости оно случилось, кто в автомобиле был пристегнут ремнями безопасности, какими были последствия аварии, а также выяснить ряд других вопросов. И вот сегодня можно подвести итоги анкеты. Анализ данных, полученных при обработке, подтверждает: ремни безопасности в автомобилях безусловно эффективное средство в снижении тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий. Вот цифры: при авариях легковых автомобилей 58% водителей и пассажиров, которые пользовались ремнями безопасности, остались совершенно невредимыми, 41,1% были ранены и только 0,9% погибли. Среди тех, кто ехал без ремней, не получили травм лишь 17,6% человек, 80,7% были ранены и 1,8% погибли. Иными словами, каждые четверо из пяти человек, не пристегнутых ремнями, пострадали от аварий не только морально, ко и физически, порой весьма серьезно. Да и травма травме рознь. Характер и тяжесть повреждений у тех, кто не пренебрегал ремнями, также говорят в их пользу. Ремни позволили не только снизить количество раненых и убитых, но и существенно сократить число серьезных ранений. Анкета показала, что среди пострадавших водителей и пассажиров, пристегнутых при авариях ремнями, около 70% составляют люди, отделавшиеся легкими травмами. В то жебезопасности:брасывает вперед. Вот ремень безопасности в этом случае и спасает человека от удара о рулевое колесо, панель приборов и другие детали внутреннего оборудования кузова. Боковые же столкновения часто заканчиваются опрокидыванием, когда, не будучи пристегнутыми, люди в машине оказываются в критическом положении. Надо заметить также, что ремни предупреждают новую аварию: ведь при травмах головы водитель может потерять ориентировку, а иногда и сознание. Естественно, свою роль ремни безопасности сыграют лишь тогда, когда правильно пригнаны. Они должны плотно прилегать к телу, с зазором не более 3 см. Вообще устанавливать их надо строго по инструкции. Слишком высоко расположенная диагональная лента при аварии может травмировать шею, слишком низко — живот. В последнем случае ремень не спасает вас и от удара головой о стекло или другие детали.время из тех, кто не пользовался ремнями, свыше 46% получили тяжелые ранения. Применение ремней безопасности позволило почти полностью исключить такие травмы, как множественные переломы ребер, позвоночника, костей носа и челюсти, основания черепа и другие тяжкие и менее тяжкие травмы. Данные анкеты позволяют проследить также зависимость количества пострадавших и тяжести их травм от скорости движения автомобиля, потерпевшего аварию. Так, при столкновениях и опрокидываниях машин на скоростях от 60 до 90 км/ч — 78,3% водителей и пассажиров в ремнях не получили травм. При скоростях свыше 90 км/ч эта цифра снизилась до 46%. Для сравнения: среди людей, не пользовавшихся ремнями, те же показатели составляют соответственно 37,7% и 25%. Стало быть, применение ремней безопасности позволяет снизить число пострадавших в полтора-два раза во всем диапазоне скоростей. Конечно, наиболее ценен эффект, который ремни дают при фронтальных столкновениях и опрокидываниях машин. Но, как свидетельствует анкета, они неплохо работают и при боковых столкновениях, и при наездах, сзади. Удивительного здесь ничего нет. При наезде сзади кинематика нашего тела такова, что в начальный момент нас прижимает к спинке'сиденья, затем отНаконец, если ремень натянут слишком слабо, вы можете при столкновении просто выскользнуть из-под него. Такие случаи тоже бывали. Не секрет, что среди автомобилистов, в принципе одобряющих ремни безопасности, немало таких, кто считает, что применять их стоит только за городом, когда скорости достаточно высоки. Заб-Н ААОРОГАХ ВСЕГОВЕНГРИЯ. В настоящее время в Будапеште на 1000 жителей приходится 45 автомобилей, однако уже сегодня пропускная способность отдельных участков улиц н особенно дунайских мостов почти на пределе. По прогнозам, к 2000-му году на 1000 жителей придется 350 машин. Не случайно генеральный план города большое внимание уделил развитию транспортной сети. Специалисты считают, что в условиях высокой автомобилизации резко возрастет роль транспортных узлов. Особенно это касается площадей возле мостов, которые в дальнейшем превр;атятся в двух-трехъярусные пересечения. Для лучшей организации пешеходного движения планируется строительство 40 с лишним подземных переходов. Проектируется также автодорожный тоннель под Дунаем, который свяжет Буду с центральной частью столицы. ПОЛЬША. Управление безопасности движения, Польский союз автомобилистов. редакции газет и телевидение ежегодно проводят на улицах Варшавы конкурс «Джентльмен езды». В нем участвуют водители грузовиков, автобусов и такси. В конкурсе учитываются знание правил движения и своего города, корректность при вождении и другие факторы. В 1977 году «джентльменами года» стали Петр Фолтын (автобус), Збигнев Пенькос (грузовой автомобиль), Вальдемар Гуйски (таксомотор). Специальные призы, подготовленные фирмой «Полена», получили женщины. ПОЛЬША. Исполнилось десять лет со дня начала кампании «Стоп! — ребенок на дороге». Она проводится по инициативе и при участии Союза польских журналистов. министерства просвещения и воспитания, министерства коммуникации, государственной службы безопасности движения, Союза польских харцеров (пионеров), Общества-друзей детей, правления Польского союза автомобилистов и других общественных и государственных организаций. В ходе кампании идет широкая пропаганда знаний по безопасности движения среди детей, пропагандистская работа среди водителей — любителей и профессионалов, сбор и анализ статистики ДТП, связанных с детьми. «Будьте внимательны к детям», — говорят водителям организаторы кампании.26