С ног на голову,или как рождаются жалобы«ШЛАГБАУМЫ»Сотни тысяч автомобилистов ежегодно проводят отпуск на колесах, и в нашей редакционной почте письма автотуристов составляют заметную часть. В письмах этих впечатления о состоянии дорог, организации движения, дорожном сервисе, дисциплине водителей и многих других сторонах нашей автомобильной жизни. В них, разумеется, немало добрых слов: за последние годы сделано многое для того, чтобы водители ив дальней дороге чувствовали себя как дома, чтобы росло не только количество, но и качество дорог. Вместе с тем наши читатели высказывают и критические замечания, огорчаются по поводу досадных препятствий на путях автомототуризма, недостатков, которые, по их мнению, не так уж трудно устранить. Авторы многих писем накопили за годы путешествий немало интересных наблюдений. А как известно, наблюдая, сравниваешь. «Я проехал на мотоцикле по дорогам Латвии, Украины, Закарпатья, Литвы, Белоруссии, — пишет В. Колосов из д. Макашаны Резекненского района Латвийской ССР. — И если в Латвии и Литве почти повсюду исчерпывающая дорожная информация, то в Белоруссии и особенно в западных областях Украины на знаки и указатели скупятся. Едешь — и не знаешь, куда ведет дорога. К тому же во многих населенных пунктах она почему-то становится местом для прогулок и спортивных игр. Расхаживают по дороге индюки, куры, нет никаких запретов для пешеходов. А уж если попадаются плакаты или указатели, то они либо не отвечают ГОСТу, либо не.имеют никакого отношения к дорожной информации. Например, часто встречающийся плакат «Соблюдайте Правила движения!». Очевидно, каждый, кто за рулем, знает, что это необходимо. Куда важнее способствовать тому, чтобы эти правила были выполнимы». Информация для водителей. Как показывает редакционная почта, это вопрос вопросов, и понятно, что в гостях все просчеты в ней чувствуешь острее. Дома-то все знакомо, а в дороге кто расскажет, как проехать до такого-то места, бензоколонки, гостиницы и т. п. Складывается впечатление, что роль путевой информации еще не понята работниками, обслуживающими областные и местные дороги. А в этом смысле нет первостепенных или второстепенных дорог. Каждая требует от человека за рулем сосредоточенности и внимания. При любой интенсивности движения непредвиденные остановки, неопределенность положения отвлекают от управления машиной, нервируют, а это не на пользу делу. Да ив городах транзитному водителю нелегко. Как свидетельствует почта, и здесь встречаются примеры разного рода. «Ни одной стрелки-указателя в г. Орле. Зато спокойно чувствуешь себя в Кривом Роге, всецело доверяя знакам и указателям», — вспоминает А. Вильховой из Воркуты, Между тем эти города близки не только по народнохозяйственному значению, но и по уровню автомобилизации. Неравнозначно лишь понимают в каждом из них роль дорожных ориентиров, их влияние на организацию и безопасность движения. Другой пример: на въездах всех городов Крыма имеются подробные схемы движения легкового и грузового транспорта, а также расположения памятных мест. Такой подход к своим обязанностям со стороны дорожников, Госавтоинспекции хотелось бы видеть повсеместно. Это и удобно, и оставляет добрую память О тех, кто заботится о нашем отдыхе, — отмечают автотуристы И. Сериков из Магадана, В. Иоффе из Кисловодска, многие другие. Читая почту автомототуристов, встречаешь немало критических замечаний ив адрес служб, обязанных следить за состоянием дорог. «Попал в аварию на участке Борислав—Трускавец. Оказывается, когда-то в этом месте автобус сбил правое ограждение у мостика. Над поврежденным местом нависли ветки, замаскировав провал, туда упала и моя машина. Как выяснилось, времени прошло немало, а ограждение так и не было восстановлено. Не исключено, что здесь по-прежнему водители терпят аварии. Кто несет за это ответственность?» — спрашивает минчанин И. Выговский. Конечно, дорожные организации. Но не лишне напомнить инспекторам дорожного надзора ГАИ об их обязанности постоянно контролировать работу этих организаций. Добиваться, чтобы опасность на дороге была своевременно устранена или по крайней мере водители о ней были предупреждены, как говорится, их святое дело. Между тем нередко такого в прямом смысле дорожного надзора ГАИ не чувствуешь. На магистралях общесоюзного значения во многих дорожных управлениях есть службы организации движения, которые совместно с ГАИ определяют дислокацию дорожных знаков, их выбор и необходимость. Почему же, как пишет нам В. Токарев из Саратова, «в одной области — частокол из знаков, в другой — едешь 100—200 километров — и ни одного ограничения. Каких только лимитов скорости не встречаешь при проезде мостов — 20, 30, 40, 50 км/ч. И почти во всех случаях дорожные условия равноценны. Особенно много таких знаков на трассе Москва—Симферополь в Харьковской и Запорожской областях». Такая же путаница в выборе скоростей, сетуют читатели, и на знаках перед населенными пунктами. А сколько забытых знаков в местах ремонта дорог. И работыТяжкое, скажу я вам, дело учить других, когда сам не в ладах с предметом. Помните, наверное, анекдотическую ситуацию: — Объяснил ему раз, объяснил два раза, на третий — сам понял, а он все не понимает! . Вот так приблизительно действовала харьковская областная автоинспекция, по-своему толкуя Правила дорожного движения. Случилось, что один водитель, возвращаясь из Белгорода в Харьков, остановился на окружной дороге. Как положено, на обочине, в разрешенном месте. Однако, когда он минут через 10—15 вернулся к машине, автоинспектор Москаленко потребовал у него «права» и сделал просечку в талоне предупреждений. За что? За длительную якобы стоянку, при которой машину полагается убрать за пределы дороги. Водитель, естественно, написал жалобу в ГАИ Харьковской области. Но в ответе командира подразделения дорожного надзора М. Сидоренко действия Москаленко, как ни странно, были признаны правомерными. Читатель попросил защиты у журнала. Через полтора месяца приходит ответ за подписью того же Сидоренко, который начинается удивительными словами (сохраняем стиль и орфографию): «Согласно правил дорожного движения стояние транспортных средств на обочине дорог запрещена». Откуда т. Сидоренко почерпнул это, не знаем. Правда, тут же он зачем-то объясняет, что стоянкой называется остановка на срок более 5 минут. Но какое это имеет отношение к описываемому случаю? Ведь водителя наказали не за стоянку, а за длительную стоянку. Пришлось снова обращаться в ГАИ. Теперь уже нам ответил сам начальник ГАИ Э. Буряк. Прочитали. Час от часу не легче! Тов. Вуряк утверждает, что длительная стоянка это и есть остановка на срок более 5 минут. Трудно было предположить, что руководитель такого авторитетного органа заблудился в Правилах, как в трех соснах. Скорее напрашивалась мысль, что перед нами обыкновенная отписка, попытка любой ценой спасти «честь мундира». Такое положение вещей нас, понятно, не устроило. Снова начинаем доказывать, что просто стоянка и длительная стоянка — понятия разные. И вот спустя полгода после начала всей этой истории, после утомительной переписки и невразумительных объяснений тов. Буряк сообщает: «Просечка в талоне предупреждений отменена, так как в пункте 97 правил дорожного движения нет точного определения, что подразумевается под длительной стоянкой». И точка. Даже извиниться забыли. И обратите внимание на смысл этих коротких строчек: мы, мол, здесь не виноваты — Правила плохо написаны. Вот уж, Йействительно, с ног на голову. Да, в равилах нет нормы времени Для длительных стоянок. Это и невозможно сделать. Но они совершенно недвусмысленно говорят о том, что понимать под этими словами — ночлег, отдых и т. п., а комментарий к Правилам добавляет — ожидание экскурсантов, устранение технической неисправности и тому подобное. Что же тут еще не ясно товарищам из ГАИ Харьковской области? Что же им помешало сразу признать ошибку, исправить ее, то есть отреагировать на критику по-деловому? В. ИНДИИ24