Шины, давление, аквапланирование и др.Разговор об автомобильных шинах, начатый на 1бб-м заседании «Клуба» («За рулем», 1977, № 6), вызвал живой интерес читателей, многие из которых просят разъяснить еще ряд вопросов. Беседу продолжает сотрудник НИИШПа инженер В. А. РОДИН. В последнее время среди автолюбителей распространилось мнение: повышенное на 0,2 атм давление, рекомендованное инструкцией для длительного движения с большой скоростью, следует поддерживать постоянно, чтобы снизить износ покрышки. Так ли это? Указанное в инструкции нормальное давление в шинах является оптимальным для обычных условий эксплуатации автомобиля, поскольку удовлетворяет сумме всех многочисленных, часто противоречивых требований к ним. Отклонение от нормального давления в ту или иную сторону улучшает одни, но ухудшает другие характеристики автомобиля. Например, на перекачанных шинах можно достичь большей максимальной скорости и снизить расход топлива (благодаря уменьшению сопротивления движению), зато проиграть в управляемости и устойчивости автомобиля, комфортабельности. Рекомендация заводов повышать давление на 0,2 кгс/см2 при длительном (более часа) движении со скоростями, превышающими 115—120 км/ч, вызвана необходимостью обеспечить нормальную работу шин в таких условиях. Здесь уже учтено возможное повышение давления на 0,3 кгс/см* вследствие нагрева покрышки. При обычных же скоростях, которые даже на шоссе, не говоря уже о неровных дорогах (даже асфальтированных, но с выбоинами и заметными стыками), не должны превышать 90 км/ч, перекачанная шина при наездах на неровности в меньшей степени поглощает толчки, которые передаются через подвеску кузову. Кроме того, из-за уменьшения пятна контакта шины с дорогой ухудшается сцепление, а стало быть устойчивость автомобиля. Что касается влияния повышенного давления на износ покрышки, то, даже если водитель и отметил большую сохранность рисунка протектора, это не значит, будто обязательно увеличился срок ее службы. Не стоит забывать, например, о том, что шина с повышенным давлением больше подвержена проколам, легче пробивается острыми предметами (камнями, щебнем и т. п.), да и протектор у нее стирается более неравномерно. Таким образом, суммируя все «за» и «против», можно утверждать: лучше ездить с нормально накачанными шинами, чем с повышенным давлением в них, тем более что скоростных дорог с разрешенным движением свыше 90 км/ч у нас мало, Известно, что давление зависит от температуры шины. Надо ли учитывать это в поездках? Зависимость давления воздуха в шине от ее температуры выражена законом Шарля, согласно которому определенная масса газа при нагревании на 1°С в постоянном объеме увеличивается на 1/273 часть его давления при нулевой температуре. Подсчитанные по соответствующей формуле давления в шине при разных температурах приведены в таблице. Из нее видно, например, что давление 1,7 кгс/емг, зафиксированное при нормальной температуре (то есть 20"С), повысится в нагретой до 40° шине всего на 0,1 кгс/емв, Эта величина не оказывает заметного влияния на работу шины и поведение автомобиля. Кстати, от-части поэтому шинный манометр МД-214, имеющий допустимую погрешность ± 0 , 1 кгс/см*, рекомендован для массового применения. Вы говорите о постоянном объеме, но ведь шина резиновая и при накачивании воздуха расширяется? Только до тех пор, пока давление не превысит 1 кгс/см*. Дальше ее объем практически не увеличивается, потому что этому препятствует каркас (корд), который практически не растягивается. Встречаются камеры, имеющие резиновый вентиль двух диаметров. Больший не входит в отверстие обода. Почему выпускают разные камеры и как заменять одну другой? До недавнего времени камеры снабжались обрезиненными типа ЛК вентилями диаметром 16 мм у основания, а обода колес имели отверстие для них диаметром 17 мм, В последние годы большинство зарубежных фирм и наша промышленность перешли на вентили меньшего диаметра — 12 мм. Соответственно было уменьшено и отверстие в ободе. При монтаже камеры с таким вентилем на старый обод рекомендуется в его отверстие устанавливать переходную пластмассовую втулку (рис. 1), выпускаемую для этой цели. Своими силами ее можно сделать из полиэтиленовой пробки диаметром 16 мм от полулитровой бутылки. Для этого достаточно просверлить или аккуратно вырезать в пробке отверстие диаметром 12 мм и укоротить ее. Если же вентиль больше отверстия в ободе, можно рассверлить или распилить его круглым напильником, притупив затем острые кромки. Почему при сильном дожде машина менее устойчива, чем при слабом? Вода ухудшает сцепление шины с твердой дорогой, а стало быть устойчи-ЛФ25%-to1X' ,>1'L Ф11 J>tKРис. 1. Втулка, используемая при установке камеры с вентилем диаметром 12 мм в колесах с отверстием для него диаметром 17 мм.ч~11УРис. 2. Контакт шины с дорогой: а — сухой, б — мокрой, в — при сильном дожде; 1 — участок контакта; 2 — участок водяного клина.16