МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ с участием советских спортсменовАвтомобильный спорт РАЛЛИ. Кубок дружбы социалистических стран: «Пневмант» — ГДР, 1 апреля: «Волан» — Венгрия, 2628 мая; «Золотые пески» — Болгаия, 17 — 19 июня; «Рейд Польский» — ольша, 7—8 июля; «Дунай» — Румыния, 28—30 июля; «Татры» — Чехословакия, 15 — 16 сентября; «Русская зима» — СССР, 16—17 декабря. КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ. Кубок дружбы социалистических стран: I этап — СССР (Киев), 5—6 июня; П этап — ГДР, 5—6 августа; III этап — Чехословакия, 2627 августа; IV этап — Польша, 9—10 сентября; V этап — Болгария, 30 сентября — 1 октября. КАРТИНГ. Кубок дружбы социалистических стран: I этап — ГДР, 30 апреля — 1 мая; Ц этап — Чехословакия, 17 — 18 июня; III этап — СССР (Москва), 5—6 июля; IV этап — Венгрия, 19 — 20 августа; V этап — Польша, 3—4 сентября; VI этап — Болгария, 14—15 октября. Мотоциклетный спорт КРОСС. Личный чемпионат мира в классе 125 см» (12 этапов): Австрия, 9 апреля; Италия, 16 апреля; Бельгия, 23 апреля; Голландия, 30 апреля; Франция, 7 мая; Югославия, 21 мая; ФРГ, 28 мая; Швейцария, 4 июня; Польша, 11 июня; США, 23 июля; Испания, 13 августа; Чехословакия, 27 августа. Личный чемпионат мира в классе 250 см» (12 этапов): Испания, 9 апреля; Италия, 7 мая; Чехословакия, 21 мая; Югославия, 28 мая; Австрия, 4 июня; ФРГ, 11 июня; Англия, 18 июня; Франция, 2 июля; США, 30 июля; Швеция, 13 августа; Финляндия, 20 ащ-уста; СССР (Ленинград), 27 августа. Командные кроссы. «Трофей наций» (250 см3), Бельгия 10 сентября; «Кросс наций» (500 см3), ФРГ, 3 сентября. Чемпионат Европы на мотоциклах с коляской (10 этапов): Дания, 15 мая; Швеция, 21 мая; Голландия, 4 июня; Бельгия, 11 июня; Франция, 18 июня; Англия, 16 июля; ФРГ, 23 июля; Австрия, 20 августа; Швейцария, 27 августа; Финляндия, 3 сентября. Кубок дружбы социалистических стран в классе 250 см3 (8 этапов): Югославия, 7 мая; СССР (Витебск), 14 мая; Чехословакия, 21 мая; Польша, 28 мая; Румыния, 6 августа; Болгария, 13 августа; Венгрия, 20 августа; ГДР, 27 августа. Международные соревнования в классах 125, 250 и 500 см3: Чехословакия, Австрия, Бельгия, Италия, март; Югославия, май — июнь; Чехословакия, октябрь: Куба, ноябрь. ГОНКИ ПО ЛЕДЯНОЙ ДОРОЖКЕ. Чемпионат мира (полуфиналы): ФРГ (Инцелль), 18 — 19 февраля; СССР (Уфа), 18 — 19 февраля; финал — Голландия (Ассен), 4—5 марта. ГОНКИ ПО ГАРЕВОЙ ДОРОЖКЕ. Личный чемпионат мира. Четвертьфиналы: ФРГ, 7 мая; Польша, 7 мая; Италия, 7 мая; Венгрия, 7 мая. Полуфиналы: ФРГ (Норден), 28 мая, ФРГ (Поккинг), 28 мая. Континентальный финал — Чехословакия, 2 июля. Финал личного чемпионата мира — Англия, 2 сентября. Командный чемпионат мира. Континентальный четвертьфинал — Югославия, 21 мая. Континентальный полуфинал — ФРГ. 16 июля. Континентальный финал — СССР (Ленинград), 30 июля. Финал командного чемпионата мира — ФРГ, 17 сентября. Чемпионат Европы среди юниоров. Полуфинал — Венгрия, июнь. Финал — Италия, июль. Международные соревнования: Болгария, апрель; СССР (Полтава, Вознесенск, Червоноград), Румыния июнь; ГДР, июль; Венгрия, август; ФРГ. Швеция, сентябрь; Чехословакия, октябрь. МОТОБОЛ. Кубок Европы — СССР (Полтава), 20—25 июня.Задача с многими неизвестнымиТот, кто хоть раз бывал на лыжных соревнованиях, видел, конечно, с каким старанием подбирают спортсмены нужную смазку. «Колдуют» долго, прежде чем найдут такой вариант, который обеспечивает идеальное скольжение. Участникам же второго этапа чемпионата СССР по авторалли на машинах группы 2, состоявшегося в Эстонии, пришлось решать прямо противоположную задачу. В какие шины обуть автомобили, чтобы уменьшить скольжение и тем самым повысить устойчивость. Минувшая осень выдалась на европейской части нашей страны дождливой и теплой. По погоде раллисты и экипировались — прихватили с собой в Таллин главным образом летние шины. В слякоть, по грязным, раскисшим дорогам «откатали» трассу, изучили скоростные участки, составили легенды. И вдруг накануне соревнований сюрприз — ударил мороз, который за несколько часов превратил все в ледяной панцирь. Довершил дело снег, коварно прикрывший ямы и колдобины — опаснейших врагов подвесок и амортизаторов. В этих условиях правильный подбор шин имел огромное значение. Куда большее, чем форсировка двигателей. Как, например, не посочувствовать С. Брундзе. К. Гирдаускасу, И. Елизарову, которые довели мощность своих «жигулей» до 140 л. с. и здесь, в Таллине, оказались практически в равном положении с теми, кто имел моторы куда слабее. То же самое можно сказать ио гонщиках автозавода имени Ленинского комсомола, располагавших машинами в 127 — 130 л. е. Поиски средств против скольжения были задачей с многими неизвестными. Да и времени для испытаний не оставалось. Одни отдали предпочтение шинам ИЯ-170, обычным от ВАЗ—2103 и 2106. Другие выбрали модель И-177 московского шинного завода, предназначенную для зимы. Третьи использовали зарубежные образцы. Некоторым гонщикам удалось раздобыть опытные шины НИИШПа. Забегая вперед, нужно отметить, что самым удачным вариантом оказались шины НИИШП-ралли. Экипажи В. Гольцова, Э. Райде и К. Антропова, занявшие три первых места, имели именно эти покрышки. Второй этап чемпионата СССР открылся гонкой на таллинском ипподроме. А затем вечером участники ушли на основную трассу протяженностью в 700 километров. Соревнования стали серьезным экзаменом для спортсменов и машин. Трудные дорожные условия, обилие дополнительных скоростных участков (их было 14 общей протяженностью 177 километров), очень высокая заданная средняя скорость — около 72 км/ч привели к тому, что из 38 стартовавших экипажей к финишу прибыло 25 и ни одному из них не удалось избежать штрафных очков. Первую половину дистанции с лучшим результатом закончил А. Козырчиков, который теперь защищает спортивную честь Москвы. На этот раз напарником его был известный столичный гонщик А. Варенко, взявший на себя обязанности штурмана. Однако им не суждено было удержать лидерство. Сначала одна остановка — развалился распределитель зажигания на их «Жигулях», затем вторая (по той же причине) — и они сошли с трассы. Звание чемпиона страны впервые завоевал экипаж в составе Владимира Гольцова и Владимира Краева. Еще до старта их называли среди претендентов на победу. Гольцов уже не первый сезон замахивается на золотую медаль. Близок он был к ней на первенстве страны по ралли в 1976 году ив гонках на ипподроме в 1977 году. Но каждый раз что-то мешало талантливому гонщику выиграть почетный титул. И на этот раз, отдавая должное мастерству Гольцова, многие участники все же сомневались: не перегорит ли он, сумеет ли хладнокровно распределить силы? 27-летний водитель-испытатель ижевского автозавода убедительно ответил на все вопросы. Его преимущество было очевидным. На восьми скоростных участках ралли разыгрывались награды, учрежденные колхозами, по территории которых проходили эти участки (вот хорошо бы это начинание сделать традиционным!). На счету Гольцова оказалось пять призов. Получив 180 штрафных очков за 3 минуты опозданий на контрольные пункты времени, он с лихвой отыграл их в скоростных дополнительных испытаниях и закончил дистанцию с большим отрывом от вторых призеров. Успешно выступил и другой ижевский экипаж, К. Антропов — С. Штин, завоевавший бронзовую медаль. Итак, очередной чемпионат по авторалли для машин 2-й группы финишировал. Он был проведен по новой системе — в два этапа. Первый состоялся в марте в Риге. Он явился логическим продолжением весеннего тренировочного сбора для сильнейших гонщиков страны и одновременно хорошей репетицией перед летним сезоном. Второй этап, таллинский, как бы подвел итоги напряженного спортивного года. Думается, что эксперимент удался; несмотря на то что ив марте ив ноябре пришлось выступать на снегу. Достоинства этой системы в том, что она практически исключила роль случайностей, которыми чревато одноэтапное первенство. Напрасными оказались опасения, что в Таллин не приедут многие из тех, кто неудачно выступил в Риге и снизил шансы занять высокое место в общем зачете. Второй этап собрал не меньше участников, более того, здесь выступали и экипажи, пропустившие мартовское соревнование. Одно замечание касается командного зачета. В положении о чемпионате говорится, что первенство среди союзных республик, городов Москвы и Ленинграда определяется по итогам выступления трех экипажей в двух из четырех зачетов, в которых разыгрываются золотые медали первенства СССР (три класса на машинах 1-й группы и абсолютный зачет по 2-й группе). Однако требования, необходимые для допуска спортсмена к чемпионату на автомобилях 2-й группы, такие жесткие, что далеко не каждая республика может найти достойных кандидатов. Да и не всюду есть условия для подготовки специальных, усовершенствованных машин. Вероятно, этим объясняется тот факт, что в Риге и Таллине стартовали представители только семи союзных республик плюс москвичи и ленинградцы. Надо еще подумать, стоит ли включать в республиканский зачет соревнования, в которых по разным причинам не выступает чуть ли не половина сборных коллективов. В. ЩАВЕЛЕВ, заслуженный тренер РСФСР, заслуженный мастер спорта Результаты соревнований Личный зачет: 1. В. Гольцов — В. Краев (РСФСР), «Москвич-ИЖ» (1-е место в Риге и 1-е место в Таллине); 2. Э. Райде — Г. Валдек (Эстонская ССР), ВАЗ—21011 (5 и 2): 3. К. Антропов — С. Штин (РСФСР), «ИЖ-комби» (4 и 5); 4. Н. Больших — И. Больших (Москва), «Москвич—2140» (2 и 9); 5. X. Оху — Т. Диенер (Эстонская ССР), ВАЗ—2103 (3 и 10); 6. Я. Агишев — М. Титов (Москва). «Москвич—2140» (7 и 6). Командный зачет. Среди союзных республик: 1. РСФСР; 2. Эстонская ССР; 3. Ленинград; 4. Грузинская ССР: 5. Москва; 6. Латвийская ССР. Первенство заводской марки: 1. «Ижмаш»; 2. АЗЛК; 3. ГАЗ; 4. ВАЗ.833