Потекут ли мовильные реки?Кузов современной легковой машины — основа, которая несет на себе все агрегаты. Он самый дорогой в производстве и ремонте среди всех узлов и агрегатов, составляющих автомобиль, наиболее болезненно поражаемый коррозией и самый дефицитный в списке «запасных частей». Поэтому сохранность и долговечность кузова, особенно защита его закрытых полостей — проблема номер один для владельца автомобиля. Журнальные материалы на эту тему всегда вызывают живой отклик. Особенно много писем принесла почта нашего «Клуба» после опубликования статей «Защитим кузов от коррозии» (1976, № 11) и «Броня от ржавчины» (1977, № 8). Главное, что интересует читателей, выпускаются ли у нас препараты, способные защитить кузов от коррозии, и где их можно приобрести. О том, что сделано в этой области и что предстоит еще сделать, рассказывает наш постоянный автор, один из ведущих специалистов проектно-конструкторского бюро «Союзбытхим» в Вильнюсе И. С. САВЧЕНКО. О значении и достоинствах составов для обработки скрытых сечений автомобилей вряд ли стоит здесь говорить. Каждый мало-мальски сведущий автомобилист представляет себе это и может легко прикинуть, какой экономический эффект для него лично может дать применение таких составов. Но есть и другая сторона дела. Победа над коррозией кузовов — это и экономия дефицитного металла, и запчастей на большие суммы, и разгрузка задыхающихся сегодня от кузовных работ станций техобслуживания, иными словами, это зримый экономический эффект уже в государственном масштабе! Вот почему нам казалось столь важным в возможно короткие сроки разработатьи наладить производство отечественных препаратов для антикоррозионной защиты закрытых полостей кузова — консервантов. Что ж, сегодня мы можем сказать: такой препарат создан. Его нарекли «Мовилем», поскольку в разработке состава участвовали организации Москвы («Мо») и Вильнюса («виль») — Всесоюзный научно-исследовательский институт нефтепереработки (ВНИИНП), московский нефтемаслозавод, вильнюсское ПКБ «Союзбытхим». Итак, «Мовиль». Новый консервант не только создает пассивную защитную пленку на поверхности металла, но и ведет активную борьбу с начавшимся процессом ржавления за счет ингибиторов коррозии, входящих в его рецептуру. Длительные всесторонние испытания показали, что он не уступает лучшим зарубежным аналогам — «Тектилу» и ему подобным, а по некоторым показателям превосходит многие из них. Очевидно, более всего обрадует читателей сообщение о том, что отечественный консервант запущен в производство, и уже в 1977 году первая партия его в размере 140 тонн поступила в магазины и на СТО Москвы, Киева, Вильнюса и ряда других городов. На текущий год планируется выпустить 740 тонн. Но, пожалуй, на этом нам придется закончить оптимистическую информацию. Если исходить из нормы расхода «Мовиля» на один автомобиль (1,62 кг), то получится, что в 1977 году им могло быть обработано 70—76 тысяч автомобилей, а в 1978 году, по расчетам, 400 тысяч. Между тем в защите от коррозии, по имеющимся данным, сегодня нуждается такое количество индивидуальных автомобилей, что необходимо в год выпускать 10 тысяч тонн «Мовиля». Сравните: 740 и 10 000 — дистанция, как говорится, огромного размера. Чтобы ее преодолеть, нужны усилия, и немалые, ряда авторитетных организаций. Дальнейшее расширение производства «Мовиля» сдерживается из-за недостатка его основного компонентаконцентрата ВЗМ-МЛ-1 — продукта нефтепереработки. Медленно, низкими темпами идет наращивание производственных мощностей предприятий «Союзбытхима». Это с одной стороны. А с другой — большинство станций техобслуживания не готовы к новому и, скажем, очень для них выгодному с точки зрения экономических показателей виду работ — антикоррозионной защите кузовов. Более того, промышленное объединение «Союзавтотехобслуживание» Министерства автомобильной промышленности СССР не определило еще потребности в консерванте — ни по республикам, ни по стране в целом. А не имея заявок на выпуск препарата в крупной расфасовке, то есть гарантированного сбыта, предприятия «Союзбытхима» не очень спешат с развитием производства «Мовиля». Выжидательную позицию занимают торгующие организации. На оптовой ярмарке хозтоваров союзное министерство торговли закупило у «Союзбытхима» даже меньше «Мовиля», чем предполагается его выпустить в 1978 году.А что если он не будет пользоваться спросом? — рассуждают представители минторга. Получается что-то вроде заколдованного круга, причем у каждой из заинтересованных сторон свои, вроде бы, убедительные «за» и «против». Но попробуем в них разобраться. Начнем с системы автотехобслуживания. Разве она не заинтересована в развитии этого вида услуг, не требующего ни запчастей, ни квалифицированных специалистов ив то же время, заметим, очень и очень прибыльного? Не секрет ведь: на тех немногих СТО, где есть установки для нанесения антикоррозионного покрытия, без труда «делают план». Конечно, для того, чтобы ввести «Мовиль» во все закрытые полости — внутрь порогов, лонжеронов, дверей, — нужно специальное оборудование, соблюдение технологии, особых мер противопожарной и санитарной защиты. Но не такая уж это сложная техническая проблема, если сравнить ее хотя бы с необходимостью ежегодно ремонтировать и красить на станциях тысячи сгнивших кузовов. Во всяком случае «Союзавтотехобслуживание», республиканские службы сервиса способны ее разрешить. А у нас, видите ли, еще даже потребность не определена. При серьезном рассмотрении оказываются несостоятельными опасения торгующих организаций. Бесспорно, «Мовиль» предназначен прежде всего для автоцентров, станций технического обслуживания. И все-таки... Владельцы автомобилей так заинтересованы в защите кузова, что готовы взяться за дело сами, тем более что «Мовиль» не так уж дорог — цена 1л (0,76 кг) 2 руб. 85 коп., а для покрытия колесных ниш, днища, внутренней части бамперов и других открытых частей никакого специального оборудования не требуется — необходимо лишь соблюдение мер противопожарной и санитарной безопасности. Любопытный факт: в один из магазинов Вильнюса была завезена партия «Мовиля». После объявления, которое дала об этом одна из местных газет, все 600 бутылок были распроданы менее чем за полтора часа. Автомобилисты Вильнюса освоили даже способ нанесения препарата внутрь порога ив другие закрытые полости с помощью... обычного садового распылителя. Не исключено, что крупные гаражные кооперативы постараются обзавестись и специальным оборудованием для использования консерванта. Так что «Мовиль» пойдет широко и повсюду — дайте ему только рекламу и рынок. Главное, мы считаем, сделано — отечественный антикоррозионный препарат, отвечающий самым высоким требованиям, создан и «пущен на поток». Теперь очередь за теми, кто обязан обеспечить ему широкую дорогу к потребителю : министерствами автомобильной промышленности, химической промышленности, нефтепереработки, торговли и, как мы полагаем, Госпланом СССР. Дело, о котором идет здесь речь, по нашему глубокому убеждению, дело государственной важности, и это дает право апеллировать к столь высоким организациям.18