uЗ ЕЛЕНАЯ ВОЛНАПОЗНАЙ СЕБЯМы часто говорим о том, что рост автомобильного парка и интенсивности движения требует постоянного совершенствования конструкции автомобилей, улучшения дорог, средств регулирования и информации, а главное — новых и новых усилий в повышении квалификации водителей. Бесспорно, безаварийная работа за рулем зависит от надежности водителя. Но все чаще, говоря об этом, имеют в виду не только его умение, знания, но к личные психические качества. А что он знает о них? Имеет ли он четкое представление о том, как выполнять свою работу или ездить на своем автомобиле с учетом личных психических особенностей, склада характера? Вряд ли. Между тем приобрести эти качества или переделать невозможно, поскольку они заложены в природе самой нервной деятельности. Остается голько познать свои психические наклонности, понять, в каких ситуациях именно вам надо быть особенно осторожным, какие поправки на индивидуальность необходимы в ваших действиях по управлению автомобилем, и применить, разумеется, эти знания на практике. Представьте, скажем, за рулем автобуса городского сообщения энергичного, «горячего» водителя, которого по типу высшей нервной деятельности принято называть холериком. Он уверенно чувствует себя в самом плотном потоке машин. Быстро меняющаяся дорожная обстановка, обилие информации, перепад скоростных режимов — как бы его стихия. Наблюдая за его порывистыми, но уверенными действиями, даже неспециалист отметит хорошую реакцию и способность быстро принимать решения. Однако не будем спешить с выводами. На дороге наступило самое напряженное время — часы пик, когда особенно важно быть предельно сосредоточенным и внимательным к наиболее значимым объектам. И у холерика неожиданно сдали нервы. Для нас — неожиданно. Психолог же скажет, что никакой неожиданности здесь нет: таково свойство его темперамента. У таких людей при продолжительных перегрузках нередко появляется раздражительность, неоправданный риск, исчезает самоконтроль. Неуютно чувствуют себя водители подобного темперамента ив дальних рейсах. Монотонность и однообразие дороги, безлюдье вызывают у них чувство отрешенности, не усыпляют, как других водителей, а, наоборот, рождают беспокойство. В результате они, как правило, увеличивают скорость, чтобы поскорей закончить рейс и окунуться в людскую сутолоку, в которой чувствуют себя уверенней. Значит ли это, что человек с такими психическими особенностями не может быть водителем? Вовсе нет. Но знать, если речь идет о профессионале, какая работа ему наиболее соответствует, он должен. Из. характеристики водителя-холерикаясно, что на него благотворно влияют смена впечатлений, разнообразие занятий. Любое расстояние он в состоянии преодолеть, если будет время от времени давать себе отдых, пусть непродолжительный, делать остановки для знакомства с местностью и т. д. Как раз такими переменными нагрузками характерна, в частности, работа в такси, и здесь холерик на своем месте. Частые остановки для высадки и посадки пассажиров, знакомство с новыми людьми, ожидание на стоянках дают возможность для небольшого, а то и полного нервного расслабления, отдыха, восстанавливают силы для нового «броска». Значительно шире возможности у сангвиников. Эти жизнерадостные, увлекающиеся, доброжелательные люди во всех областях деятельности проявляют завидную работоспособность, выносливость и разум. Сангвиники, как показывает жизнь, самые надежные и универсальные водители в любых условиях. Но и этот тип темперамента имеет свои слабости. Правильно оценивая аварийную ситуацию, сангвиник порой несколько запаздывает с принятием решения. Скорость реакции у него чуть ниже, чем у холерика, а это «чуть» может привести в определенных ситуациях к беде. Во флегматиках, людях хладнокровных, невозмутимых, отличающихся явно замедленной восприимчивостью, видят почему-то плохих водителей. А ведь именно эти качества, как мы уже убедились, необходимы для работы на городских автобусах, особенно при высокой интенсивности движения. Ни частые остановки, ни сложности взаимоотношений с пассажирами, ни жесткий график, ни всевозможные внешние раздражители не в состоянии вывести такого человека из равновесия. Оставаясь спокойным в любых условиях движения, он создает себе хороший «запас прочности», снижая скорость и выжидая там, где обстановка ему не ясна до конца. Хотя порой и приходится нарушать график движения. Не раздражает флегматика и дальний рейс. Монотонность ландшафта и самой дороги как бы соответствует его душевному настрою. Чем спокойней и продолжительней путь, тем реже возникает необходимость в быстрых и конкретных решениях. Только сложные ситуации опасны для флегматика своей внезапностью, поскольку анализирует их он значительно медленней, чем сангвиник и холерик. Несколько слов о психологической совместимости. Из-за недостатка ее нередко путешествие на нескольких авто-Н АДОРОГАХ ВСЕГОПОЛЬША. Четвертая часть туристов выезжает каждый год за границу на личных автомобилях. Многие из них пользуются услугами Бюро заграничного туризма, организованного при Польском союзе автомобилистов. Отделения бюро, открытые в 18 городах, снабжают путешественников картами, путеводителями и другой необходимой в пути информацией. Крепнет связь бюро с туристическими организациями других стран. правил движения. Особенно опасны рекламные заверения в «исключительных тормозах» или в «необыкновенно сильном двигателе» и т. п. Наслушавшись этого, в ситуациях, когда водителю необходимо вести себя осмотрительно, он нередко прибавляет скорость и совершает обгон при опасных обстоятельствах. Именно в этом причины многих дорожных катастроф. Большинство таких водителей полностью сознают, что идут на нарушения правил движения, но полагаются на свои «супербезопасные автомобили». Психологи пришли к заключению, что крикливая реклама, которая не только стремится выудить как можно больше денег у покупателя, но и толкает его на опасное поведение, сама фактически становится пособником преступлений. АЛЖИР. Строится автомобильная магистраль через Сахару. Она соединит город Эль-Уэд с ливийским городом Гадамесом и создаст необходимые условия для поиска нефти в обширных районах пустыни. 515-километровая автомагистраль должна вступить в эксплуатацию до 1981 года. ИНДОНЕЗИЯ. Рикши-велосипедисты здесь основной городской транспорт. Они заполняют улицы и своими опасными маневрами создают затруднения и пешеходам, и водителям. Тяжелые последствия происшествий с рикшами наступают изза того, что при столкновениях с автомобилями пассажиров велоколясок часто выбрасывает прямо на проезжую часть.АВСТРИЯ. Специалисты, изучающие психологию водителей, установили, что безудержное рекламирование фирмами своих автомобилей как «особенно безопасных» часто способствует нарушению24