16
17
Разговор о переделках в системе электрооборудования машин прежних выпусков для применения генератора переменного тока мы начали на прошлом заседании «Клуба». Сегодня заканчиваем его. Вновь слово инженеру В. Е. ТАБАКОВУ.Рис. 1. Кронштейн (в сборе) для крепления генератора переменного тока на ГАЗ — 2 1 : 1 — прежний кронштейн; 2 — дополнительный болт Мб; 3 — дополнительный угольник; 4 — распорная втулка; 5 — стяжной болт; б — лапы генератора.С постоянного на переменныйКрепление генератораГлавное при установке нового генератора — предусмотреть такое его крепление, чтобы не перекосился приводной ремень, иначе он быстро придет в негодность. Короче — середина желоба («ручья») шкива на генераторе должна лежать в одной плоскости с серединой шкива на коленчатом валу. Определить и выдержать это расстояние можно, > сопоставив два «волговских» генератора: Г12 и Г250. Оказывается, что у «переменника» Г250 шкив расположен на б мм ближе к лапе крышки. Однако такое смещение удачно компенсируется тем, что сама лапа толще на те же б мм. Поэтому, если установить Г250 так, чтобы передняя лапа лежала снаружи передней части кронштейна, шкив генератора по отношению к шкиву коленчатого вала будет на том же месте, что иу прежнего генератора. Можно использовать прежний кронштейн (рис. 1), добавив к нему угольник (рис. 2). Для его фиксации, кроме болта крепления основного кронштейна (через овальное отверстие), служит дополнительный болт (см. рис. 1). Распорную втулку (рис. 3) и стяжной болт (рис. 4) нужно подобрать — втулку сделать из трубки, наружный размер которой может отклоняться от указанных 16 мм. Это когда сложно с токарными работами. Можно крепить каждую лапу отдельным болтом М10Х1 с контргайкой. Допустимо (при крайней бедности технического оснащения) в передней части не рассверливать отверстия штатного кронштейна и установить там болт М8Х1 с проставочной втулкой (отрезать от трубки). Или установить один длинный болт и две распорные втулки. Тогда не нужно делать угольник. Вариантов, как видим, много. Поскольку внутренняя плоскость нижней лапы, передней у генератора Г250 совпадает с соответствующей поверхностью прежнего генератора, то это значит, что площадка специальной лапы, к которой прилегает установочная планка генератора, лежит в той же плоскости. Следовательно, верхняя точка ее крепления к блоку сохраняется. Поэтому наилучшее решение — изготовить новую планку (рис. б), хотя можно использовать и прежнюю — прямую. Одно небольшое замечание по установке генератора. Вначале (диктует длина ремня) его придется установить вплотную к блоку. Для этого крайнего случая длины прорези хватит ив прямой планке.Рис. стия стно риал2. Дополнительный угольник. Отвердиаметром 6,2 мм обработать совмес кронштейном 1 (см. рис. 1). Мате— сталь 20.6 41)1111 >)»М>>»11»1>1>>1)> >)>)>>!• аГенератор переменного тока на «Москвиче—408»Прежде всего — какой выбрать. Генератор Г250Е по местам крепления и диаметру шкива рассчитан для установки на ГАЗ—24. Для «москвичей—408» подойдет Г250Ж. Второе — вопросы крепления. Упомянутые генераторы располагаются на противоположных сторонах двигателя. Из-за этого лапа крышки, к которой закрепляем установочную планку, смещена у них для удобства в разные стороны. Детали крепления приведены на рис. 6 и 7. Обратимся к реле-регуляторам. По характеристикам и местам крепления РР360 и РР362 взаимозаменяемы и могут работать как с генератором Г250Е, так и* с Г250Ж. Легче всего провести соединение схемы, используя провода штатной проводки со всеми имеющимися наконечниками при установке Г250Ж и РР362. Зато РР350 не требует ухода и более стабилен. Но во втором варианте придется немного повозиться" и либо переделать выводы на регуляторе, либо приобрести штеккерную головку. Как вписать новые генератор и регулятор в электропроводку «Москвича»? Теперь это несложно, поскольку принципиально мы разобрали такую переделку на примере «Волги» на предыдущем заседании «Клуба». Остается практически воспользоваться схемой (рис. 8), приготовленной специРис. 3. Распорная втулка. Материал сталь 35.130 22>м-|| *гл° •* » *>§Г5iи/{<«45°г >Рис. 4. Стяжной болт. Материал — сталь 35.Рис. 5. Установочная планна. Материал — сталь 20.16 Рис. б. Кронштейн (в сборе) для крепления генератора на «Москвиче—408»: 1 — прежний кронштейн; 2 — дополнительный угольнин; 3 — болт угольника; 4 — лапы генератора.ально для «Москвича—408», где отображены отличия в расцветке проводов. Эта же схема подойдет и для «четыреста седьмой» и «четыреста третьей» моделей. Владельцам самых старых «москвичей», у которых сохранились еще (на моделях «400») трехщеточные генераторы Г28 и реле обратного тока РС28, при желании перейти на переменный ток придется значительно модернизировать электрооборудование и перевести его с 6- на 12-вольтовое напряжение. Думаю, что большинство владельцев этих машин проделали такой переход и, конечно, заменили генераторы на Г22 с соответствующим реле-регулятором РР29А. Они могли использовать генераторы и регуляторы с более поздних моделей (одно время устанавливались двухэлементные регуляторы РР102), однако для всех них при переходе на генераторные установки переменного тока пригодна приведенная здесь схема соединения с существующей проводкой, и ее можно взять за основу. У владельцев машин, сохранивших стартер с механическим приводом включения (в том числе и на «Москвиче—402»), просто уменьшается работа по соединению той части схемы, которая включает стартер и шунтирует добавочное сопротивление катушки зажигания. Возвращаясь же к «Москвичу—400», сохраненному в первозданном виде, заметим, что придется просто соединить генератор и регулятор новыми проводами, руководствуясь изложенными выше принципами и схемами. Теперь сделать их уже несложно.Особенности, предупрежденияРис. 7. Дополнительный кронштейн. Отверстие диаметром 6,2 мм обработать совместно с кронштейном 1 (см. рис. 6). Материал — сталь 20. Рис. 8. Соединение приборов в переделанной для использования генератора переменного тока части схемы электрооборудования «Москвича—408»: 1 — генератор; 2 — дополнительное реле стартера; 3 — выключатель зажигания; 4 — термобиметаллический предохранитель; 5 — амперметр; 6 — аккумулятор; 7 — стартер; 8 — катушка зажигания; 9 — реле-регулятор; а — место спайки проводов. За несколько десятков лет автомобилисты сжились с системой постоянного тока, приспособились к ней, выработали и закрепили правильные, а подчас и не совсем верные приемы диагностики и обслуживания. Установки же переменного тока отличаются некоторыми свойствами и поэтому часто не переносят фамильярного обращения. Так, если генератор постоянного тока безболезненно работает с отключенной батареей при максимальной скорости вращения и его регулятор надежно поддерживает величину напря// -красныйпГ- • +о* 1г — Щ-новый провод ООМ , Ш 83о очерн. желт~^4> нш8V-красныйжения на заданном уровне, то освободившийся от нагрузки «переменник» резко увеличивает напряжение. В таком режиме регулятор его не сдерживает, на это он и не рассчитан, поскольку генератор переменного тока обладает свойством «самоограничения», но только когда работает под нагрузкой. В результате прежде всего выходят из строя диоды выпрямителя. В практике эксплуатации при постоянном токе мы, не задумываясь, отключали батарею при работающем двигателе или отсоединяли выводную клемму генератора («Я»), наконец, провод от клеммы «Б» реле-регулятора. Теперь же работать «без батареи» нельзя, как и не полагается отсоединять провод от клеммы плюса генератора. Второе «нельзя» также связано с укоренившейся практикой проверки исправности генератора, замыканием его выводной клеммы на «массу». Имея дело с постоянным током, если при таком замыкании обнаруживалось искрение, водитель с удовольствием заключал: генератор работает. Теперь, при переменном токе, он с сожалением убедится, что таким способом похоронил один или несколько диодов выпрямителя. Что происходит? Пробой диода от чрезмерного по величине тока. Итак — нельзя замыкать на «массу» плюс генератора. Из особенностей устройства генераторной установки переменного тока исходит и третий запрет: нельзя менять полярность соединения батареи — соединять ее плюсом на «массу». Раньше от этого ничего страшного не случалось. При неработающем двигателе от прохождения тока большой силы в обмотках генератора его защищало реле обратного тока, а работающий генератор — «переполюсовывался». Теперь, при переменном токе, снова пострадают диоды выпрямителя — через них в обмотки генератора (на которые батарея практически почти замыкается накоротко) пройдет разрушительной силы ток, поскольку его протеканию в «обратную сторону» ничто не препятствует. Это может привести ик порче регулятора. Ошибки (изменение полярности) вероятны, когда для пуска временно, с поспешностью подключают другой аккумулятор. Четвертое. Нельзя допускать даже кратковременно соединения с «массой» вывода «Ш» регулятора РР350 или наконечника провода, идущего от этой клеммы к изолированной щетке генератора («Ш» на генераторе). В этом случае выйдет из строя выходной регулирующий транзистор регулятора. У регулятора же РР362 сработает реле защиты. Кстати, чтобы регулятор (когда замыкание исчезнет) начал работать, надо выключить зажигание и тут же снова включить. Это для тех, кто установит РР362. Пятое. Исправность самого выключателя зажигания. Увеличение сопротивления в любом месте цепи (плохой электрический контакт), подводящей напряжение к регулятору, повышает напряжение в системе переменного тока. Полезно знать, что вследствие износа и загрязнений сам замок зажигания иногда может иметь повышенное сопротивление. Если такое обнаружится, надо сменить выключатель зажигания.17