СоветскаятехникаДЕСЯТЬ ВЕДУЩИХ КОЛЕСсоставляет около 80 кгс/см . Конструкция трубопроводов в гидроприводе колес полуприцепа ЗИЛ—137Б имеет одну интересную особенность. В разъемных соединениях гибких шлангов предусмотрены специальные устройства, герметически их запирающие и этим исключающие потери жидкости из гидросистемы при расцепке автопоезда. При необходимости подпитать систему срабатывают два специальных клапана в клапанной коробке на гидронасосе. Они автоматически обеспечивают дополнительную подачу жидкости во всасывающую магистраль при движении автопоезда как вперед, так и назад. Жидкость поступает от насоса гидроусилителя руля, установленного на тягаче. Чтобы предотвратить чрезмерно высокое давление в гидросистеме, на гидромоторе прицепа смонтирована коробка предохранительных клапанов. Они ограничивают давление жидкости величиной 150—-160 кгс/см«. Насос гидрообъемной передачи приводится карданным валом от специальной коробки отбора мощности, установленной на раздаточной коробке тягача. Гидромотор же приводит колеса прицепа через понижающий редуктор (передаточное число — 4,0), карданные валы и ведущие мосты, которые, как и колеса с шинами и подвеска, унифицированы с соответствующими узлами тягача. Тягач ЗИЛ—137 оснащен штатными пятиступенчатой коробкой передач и двухступенчатой раздаточной коробкой, а также двухступенчатым демультипликатором. Таким образом, в трансмиссии — двадцать передач. Когда же сопротивление движению автопоезда возрастет значительно (преодоление крутых подъемов, тяжелых участков дороги), то включением привода на колеса полуприцепа можно дополнительно повысить проходимость автопоезда, сделав ведущими все его десять колес. Управление включением гидропривода выполнено так,гПеред нами автопоезд, состоящий из трехосного седельного тягача и двухосного полуприцепа. Тягач, на первый взгляд, мало отличается от ЗИЛ—131В со всеми ведущими колесами. У полуприцепа тоже все колеса ведущие, и автопоезд, таким образом, имеет колесную формулу 10X10. Этому автопоезду повышенной проходимости (с так называемым активным полуприцепом) присвоен индекс ЗИЛ—137-137Б (первая цифра относится к тягачу, вторая — к полуприцепу). Машина предназначена для длинномерных грузов. Чтобы осуществить привод на колеса прицепа, здесь впервые в нашем автомобилестроении применена гидрообъемная передача. На тягаче ЗИЛ—137 установлен гидронасос, а на полуприцепе — гидромотор. Они связаны трубопроводами, один из которых в зависимости от направления движения автопоезда служит нагнетательной магистралью, а другой — всасывающей. Оба соединительных шланга гибкие и потому не создают помех при маневрировании и движении по местности. Приводимый от двигателя тягача через его трансмиссию гидронасос подает жидкость под давлением через трубопроводы к гидромотору, который связан с ведущими колесами полуприцепа. И гидронасос и гидромотор сделаны без устройства для изменения подачи рабочей жидкости, поскольку гидропередача ЗИЛ—137 не служит для преобразования крутящего момента, а лишь передает его, заменяя сложную и малоэффективную трансмиссию из системы карданных валов и шарниров, применявшуюся ранее на ряде экспериментальных конструкций. Номинальное давление в гидравлической системе составляет 100 кгс/см 2 . Для сравнения укажем, что, например, при экстренном торможении «жигулей» давление в системе гидропривода тормозовчто он вступает в работу только при движении на первой или второй передачах, а также на пониженной передаче в раздаточной коробке или же при заднем ходе. Для сложных дорожных условий предусмотрена система, которая посредством пневмопривода автоматически (в зависимости от положения рычагов уп ­ равления трансмиссией тягача) включает и отключает гидропередачу к колесам прицепа. Полуприцеп, как и тягач, оснащен системой централизованного регулирования давления воздуха во всех шинах. Они имеют также общую систему пневматического привода тормозов. Сам тягач ЗИЛ—137 создан на базе седельного тягача ЗИЛ—131В и отличается от него усиленным (двухдисковым вместо однодискового) сцеплением, деталями коробки передач, раздаточной коробкой с измененными передаточными числами (1,00 и 1,365) и гидравлическим оборудованием, о котором шла речь выше. ЗИЛ—137 может быть использован и для буксировки обычных полуприцепов. В свою очередь, полуприцеп ЗИЛ—137Б может работать в паре с седельным тягачом ЗИЛ—131В. А. ТЕБЕКИН, инженер Краткая техническая характеристика автопоезда Общие данные: грузоподъемность — 7.2 т; нагрузка на седло — 3750 кг; снаряженная масса тягача — 7000 кг; снаряженная масса полуприцепа — 3800 кг; максимальная скорость с полной нагрузкой — 80 км/ч на дорогах хорошего качества и 60 км/ч на грунтовых дорогах. Размеры: длина — 14 080 мм. ширина-2500 мм, высота — 2480 мм; база тягача — 3975 мм; база прицепа (от оси сцепного устройства до оси балансирной тележки) — 7250 мм; база тележек тягача и прицепа — 1820 мм; минимальный радиус поворота (по колее наружного колеса) — 10,2 м; минимальный дорожный просвет — 330 мм.