УМЕНЬШИТЕ ЗАЗОР В СВЕЧАХБЫВАЛЫХСлучилось однажды вечером ехать на мотоцикле «ИЖ — Юпитер-3» с коляской по лесной дороге, когда почти полностью «сел» старенький аккумулятор. Контрольная лампочка заряда едва светилась, и пустить двигатель после очередной остановки никак не удавалось. Тогда я стал постепенно уменьшать зазор между электродами свечей, и когда он достиг 0,3 мм (нормальный — 0,7 мм), напряжения «севшей» батареи оказалось наконец достаточно, чтобы возникла искра. Я благополучно добрался до дома, несмотря на то что пришлось еще дважды останавливаться и' пускать двигатель. В. ГАВРИЛОВ 113546, г. Москва, Востряковский проезд, 1, корп. 2, кв. 319ДОРОЖНЫЙ РЕМОНТ ГЕНЕРАТОРАВ дальней поездке на мотоцикле ЯВА-350 модели «634.01» неожиданно отказал генератор. В результате разборки и прозвонки при помощи лампочки и аккумулятора я обнаружил, что какая-то из обмоток якоря пробита на «массу», из-за чего генератор давал недостаточное напряжение. Внешним осмотром место замыкания найти не удалось, и я поступил следующим образом. Обмотав коллектор якоря медным проводом (соединив таким образом все обмотки якоря параллельно), подключил мощный автомобильный аккумулятор 12 В между коллектором и сердечником якоря. Неисправная обмотка быстро нагрелась, задымила и заискрила в месте замыкания — там, где обмоточный провод изгибается и входит в паз сердечника. Дальше — уже дело техники. Отодвинув провод от острой грани сердечника, изолировал провод и залил место ремонта лаком для ногтей. Генератор заработал. С этим якорем я благополучно вернулся домой, езжу до сих пор, уже более 5000 километров, и не замечал ни перебоев, ни каких-либо отказов в работе генератора. Если подобным образом замыкание устранить не удается, можно отрезать оба конца неисправной обмотки и зачеканить две соседние пластины коллектора, к которым присоединялись эти концы, исключив таким образом пробитую обмотку из электрической схемы якоря. Концы отрезанной обмотки следует изолировать. А.ЯКОВЛЕВ 152900, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Железнодорожная, 33-в, кв. 36СВЕТ ЗАДНЕГО ХОДАМногие владельцы автомобилей ВАЗ — 2101 и ВАЗ —2102, выпущенных до 1977 года, хотят оборудовать их фонарями заднего хода, которые применяются ныне на этих моделях. Трудность представляет установка включателя, так как на коробке передач нет реаьбовых отверстий для него. Предлагаю довольно простой вариант устройства (показ.ано на рисунке), автоматически включающего фонарь при установке рычага переключения в положение заднего хода. Детали 4, 11 и 13 изготовляем из алюминиевого листа, пружину 7 — из стальной проволоки. Монтаж следует вести таким образом. Снять наружный резиновый чехол рычага, поднять резиновые коврики пола, отвернув четыре винта (на рисунке не показаны), приподнять крышку 1и просверлить в ней два отверстия диаметром 3,5 мм, как показано на рисунке. Припаять к контактам кнопки 14 два провода и пропустить их под ковриком со стороны сиденья водителя. На кронштейне 13 закрепить гайкой 9 кнопку 14 и установить кронштейн на крышке 1 при помощи винтов 12 и пластины 11. Установить крышку 1 на место, немного отогнув поролоновые прокладки 17 для размещения кнопки 14, уложить провода и закрепить крышку четырьмя винтами. Немного разогнув хомут 4, вставить винт 6, закрепить его гайкой 5, навернуть на резьбу винта 6 пружину 7, ввернуть в нее с другого конца винт 8. Установить хомут 4 на рычаг 3 над местом перегиба и закрепить его винтом 16 и гайкой 15. Поворачивая хомут 4 на рычаге 3и перемещая кронштейн 13 относительно крышки 1, нужно добиться такого их взаимного положения, при котором с включением передачи заднего хода винт 8 будет нажимать кнопку 14. Особое внимание следует обратить на то, чтобы при крайнем отклонении рычага 3 назад (когда выбраны все люфты) между винтами 6и8 оставался зазор не менее 2 мм. Место установки фонарей заднего хода — дело вкуса каждого автолюбителя. Я, например, приобрел два фонаря автомобиля BA3J-2103, сделал для них алюминиевые кожухи и закрепил под задним бампером на его краях снаружи от клыков. При этом фонари не выступают за габариты автомобиля, а провода к фонарям пропущены через резиновые уплотнители кронштейнов бампера. Теперь остается установить на место наружный резиновый чехол рычага 3, коврики и подсоединить провода к включателю освещения щитка приборов. Предлагаемая конструкция вполне надежно работает на моем автомобиле более года. Е. ШЕНДЕРОВИЧ 142080, Московская область, г. Климовск-3, просп. 50 лет Октября, 20Устройство для включения фонаря заднего хода (наружный чехол рычага условно не показан): 1 — пластмассовая крышка коробки передач; 2 — внутренний резиновый чехол рычага; 3 — рычаг переключения передач; 4 — хомут (1 шт.); 5 — гайка М4 (1 шт.); 6 — винт М4Х10 с потайной головкой (1 шт.); 7 — пружина (1 шт.); 8 — винт М4Х5 с потайной головкой (1 шт.); 9 — гайка крепления кнопки (входит в комплект кнопки, 1 шт.); 10 — шайба для винта МЗ (2 шт.); 11 — пластина (1 шт.); 12 — винт МЗХ12 (2 шт.); 13 — кронштейн (1 шт.); 14 — малогабаритная кнопка КМ1-1; 15 — гайка М4 (1 шт.); 16 — винт М4Х10 (1 шт.); 17 — поролоновые прокладки крышки.«42Г!!•f o<>ч-к,©аS36