38
39
«Тайм-аут» до Женевы?Минувший год для автомобильной промышленности западных стран был нелегким. Ожесточенная борьба за рынки, особенно обострившаяся за последнее время, требовала средств. Переходы на новые модели, модернизация существующих машин, переоснащение цехов, грандиозные рекламные расходы, затраты на участие в традиционных выставках — все это деньги, деньги, деньги. Волей-неволей пришлось брать «тайм-аут». И вот уже не четыре салона, как обычно, а только два (во Франкфурте и Лондоне) зажгли огни в конце 1977 года. Новые модели на них были представлены скуднее, чем обычно, — чувствовалось, что автомобильным фирмам нужна хотя бы короткая передышка в безостановочной гонке за покупателем. В стремлении удержать любой ценой завоеванное место, а следовательно, уровень прибылей, все фирмы направляют усилия, чтобы дать как можно более широкий ассортимент моделей. Тогда неудача с одной их группой будет компенсирована сбытом машин другой группы. Возьмем новое семейство «Гранада», освоенное в конце 1977 года филиалом «Форда» в Кельне (ФРГ). Сочетание трех разновидностей кузовов (четырех- и двухдверный седаны и универсал) в шести исполнениях («нормальный», «экономичный», «люкс» и т. д.) с рядом двигателей, имеющих семь разновидностей по мощности, дает 28 модификаций. Отметим попутно, что наряду с «Гранадой» выпускаются семейства «Фиеста», «Эскорт», «Таунус», «Капри». В этих условиях введение новой разновидности двигателя или варианта исполнения кузова сразу расширяет рыночные возможности фирмы. Именно этим путем пошло большинство заводов при подготовке моделей 1978 года. Полностью новых машин посетители салонов не увидели. Одни оказались комбинацией нового кузова с испытанными уже агрегатами (БМВ семейства «700», «Датсунстанца» и «Датсун-лорель», «Форд-гранада», «Опель-рекорд 2,0С» и «Опель-коммодор», «Тойота-крессида»), другие обрели новый двигатель («Мерседес-Бенц 350 СЛК 5,0»), «Рено-20ТС», «Ровер-2600», «Форд-фиеста-.1300»), третьи представляют собой модернизацию выпускавшихся ранее моделей («Ауди-100-авант», «Пежо604-У6-ТИ», «СААБ-турбо», ФИАТ-127-1050 КЛ, «Шевроле-импала»). Лишь в единичных случаях заводы начали выпуск полнокровных новинок («Пежо-305-СР», «Санбим-ГЛС», ВАЗ—2121 и ГАЗ—14). Особенно приятно отметить два последних автомобиля, созданных советскими конструкторами. Правда, эти машины еще не экспонировались в международных салонах, как, впрочем, и некоторые японские и американские модели, но без них обзор последних автомобильных новинок был бы неполным. Многие современные машины одного класса в силу острой конкуренции не только располагают близкими техническими данными, но и очень похожи внешне. Почти невозможно различить по силуэту, скажем, «Ауди-авант», «Рено-30», «Фольксваген-пассат» или СИМКА-1308. Лишь приглядевшись к декоративным деталям, можно заметить разницу. Гонка за техническими новинками «ноздря в ноздрю» и боязнь оказаться непохожими на других лишила модели последних лет индивидуальности и дала обратный эффект — это чревато ухудшением сбыта. Вот почему за последние годы (а 1978-й отнюдь не исключение) законодатели автомобильной моды начали делать акцент на многочисленные отдельные усовершенствования, способствующие улучшению аэродинамики или скоростных качеств, повышению безопасности или комфорта, облегчающих обслуживание. Недавно вошли в обиход споилеры и автоматические жалюзи радиатора, стеклоочистители фар и подголовники, обогреватели и «дворники» на заднем стекле. А сейчас уже идет широкая реклама контрольных приборов с дигитальными (числовыми) указателями, атермальных (теплонепропускающих) стекол, указателей износа тормозных накладок, эконодрайвов (указателей экономики наивыгоднейшего режима движения). Наряду с этими новшествами, введение каждого из которых может быть объяснено с позиций практичности или теха оа tea Модель истранао 2*Л 0)нической необходимости, широко применяются и чисто декоративные элементы. Здесь и облицовка радиатора из черного пластика, и консоли у панелей приборов, и колеса без колпаков. Но оставим в стороне эти детали и обратимся к более значительным усовершенствованиям. Прежде всего отметим, что фирмы активно включились в борьбу с загрязнением окружающей среды. Дожигатели, системы впрыска топлива, головки, позволяющие двигателю работать на бензине без свинцовых присадок, усовершенствованные карбюраторы — вот что встречается на моделях последних салонов. Топливный кризис несколько лет назад нанес болезненный удар по экономике капиталистических стран. Шрам от этого удара все еще саднит, что заметно по введенному в США ограничению расхода топлива. Так, в 1978 году продукция каждой автомобильной фирмы должна быть такой, чтобы средний расход топлива на одну ее машину составлял 13,1 л/100 км. А к 1985 году эта норма достигнет, по оценке специалистов, 8,5 л/100 км. Как следствие, над сокращением расхода топлива сегодня ломают голову не только специалисты США, но и инженеры автомобильных фирм из европейских стран и Японии, экспортирующих свою продукцию за океан. А пока уже сходит с конвейера американский «АМК-гремлин» с европейским мотором «Ауди», расходующий бензина как раз 13,1 л/100 км. Вспышка интереса к применению дизелей на легковых автомобилях теперь вполне понятна. Не только «Пежо», «Ситроен», «Опель», но и «Форд-кельн» и даже американский «Олдсмобиль» (!) начали производство дизельных модификаций. А «Мерседес-Бенц» с явным прицелом на американский рынок в 1978 году станет выпускать легковые машины с дизелями, имеющими турбонаддув. Впрочем, использованием энергии отработавших газов для подачи горючей смеси в цилиндры под давлением всерьез заинтересовались и БМВ, и «Порше», и СААБ, и... «Бюик». Почему? Турбонаддув позволяет снять с литра рабочего объема более высокую мощность. Следовательно,ЛA t-0 аsrs«АМК-гремлин» (США) «Ауди-100-авант-ЛС» (ФРГ) БМВ-728 (ФРГ) ВМВ-733И (ФРГ) «Датсун-станца-180Б» (Япония) «Датсун-лорель-200Л» (Япония) « Л янча - г амма - к упе » (Италия) « М ерседес - В енц 250Т» (ФРГ) « М ерседес - Б енц 300СД» (ФРГ) « М ерседес - Б енц 350 СЛК 5,0» (ФРГ) «Мицубиси-саппоро-1600» (Япония) « Н ива » В АЗ — 2 121 (СССР) « О пель - р екорд 2,0С» (ФРГ) « О пель - к оммодор » (ФРГ) « П энтер - с икс » (Англия) «Пежо-305-СР» ( Ф ранция ) «Рено-20ТС» ( Ф ранция ) « Р оллс - Р ойс - с ильвер - ш эдоу - 2 » (Англия) «Санбим-ГЛС» (Англия) «СААБ-турбо» (Швеция) « Т ойота - к рессида » (Япония) « Т ундра » У АЗ — 4 69Б (СССР) «Форд-ЛТД» (США) «Форд-фиеста-1300» (ФРГ) «Феррари-308ГТС» (Италия) ФИАТ-127-1050 КЛ (Италия) « Ч айка » Г АЗ — 1 4 (СССР) « Ш евроле - и мпала » (США) 52 5—5 5—4 5-4 5—4 5—4 2—2 5—5 5—4 4—2 2—2 4-3 5—4 5-4 22 5—4 5—4 6—4 4—3 5 —3 5—4 7—5 6-4 4-2 2—2 4—3 7—4 6—4а SmоXос £ о ККплуатанный ход топлива, )0 км5 °s ИЗ aosСГ ЯОo оо ЯA Я loi id ОSts 80 115 170 197 88 97 140 129 115 240 73 80 100 115 600 74 109 212 70 145 89 75 135 66 255 50 220 170Я°-5.УоS\0яS ая > ийSi о5фяЯ < и СГ С2а3 4444454АА4844А44А4448А454ААю2 о « £ оа га Я] Оis §*S SаяяRК ЯиЯо,£ОАь аО (Вй .Яя US 1193 1150 1530 1600 1080 1180 1320 1460 1765 1515 1045 1150 1170 1170 1302 940 1260 2160 920 1200 1093 1540 2020 775 1090 745 2590 1795S3 аоо0-~Vа, к14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 13 16 14 14 13/16 14 14 15 13 15 14 15 15 12 14 13 15 15St4310 4607 4860 4860 4210 4530 4480 4725 5220 4750ив о»146 179 196 204 170 170 197 180 165 225 155 130 176 176 360 153 170 190 153 185 164 100 168 158 252 143 175 185щп18.0 10,7 9,5 8,7 13,2 13,4 9,9 11.2 16,0 8,3 14,0 25,0 12,6 12,0 3,8 13,2 13,0 11,0 14,5 10,1 13,9 15,2 12,3 6,8 16.9 15,0 12,5а0и яаи13,1 13,0 15,6 15,5 11,2 12,0 16,0 15,5 13,5 16,5 13,0XSffldо О U"Яо и *о фьоио *о! » а ОS™п ККК КККККк кпКцп пккпкккпцпкк4—1984 4—1984 6—2788 6—3210 4-1770 6—1998 4—2484 6 — 2525 5 — 2998 8—4990 4—1570 4—1568 4 — 1289 6 — 2490 8 — 8194 4—1472 4—1994 8—6750 4—1598 4—1985 4—1968 4—2445 8—5756 4—1297 8 — 2926 4—1049 8—5526 8—57405000 5500 5800 5500 5600 5600 5400 5500 4200 5800 5000 5200 5200 5200 5500 6000 5500 4500 4800 5000 5000 4000 3200 5600 7700 5600 4200 38008,1 9,3 9,0 9,0 8,5 8,6 9,0 8,7 21,2 8,8 8,5 8,5 9,0 8,8 8,5 9,2 9,2 8,0 8,8 7,5 8,5 6,7 8,3 9,2 8,8 9.3 8,5 8,2Н Н ВНЭ БНРЭ Н— 3720 4593 4593 4880 4237 45205190 3829 4420 4530 4025 5690 3560 4230 3645 6114 5800£1ч гг нт нн нэВТ— 13,9• —16,2 10,5 12,0 22,0 13,8 13,7 16,5 22,5 9,6 19,0 8,6 23,0——ч гHP—н гУсловные обозначения. Прочерк в графе означает отсутствие данных; А — автоматическая трансмиссия; Б — двигатель с оппозитным, горизонтальным расположением цилиндров; В — система впрыска топлива; Г — гидравлические толкатели в приводе клапанов; Д — дизельный двигатель; К — классическая (двигатель — впереди, ведущие колеса — задние) компоновка; Н — независимая подвеска всех колес; П — привод на передние колеса; Р — два распределительных вала в головке двигателя; Т — турбонаддув; Ц — центральное расположение силового агрегата; Ч — четыре ведущих колеса; Э — электронная бесконтактная система зажигания.38 при равной мощности двигатель с турбо наддувом будет иметь меньший литраж меньший вес, меньший расход топлива (сравните последний параметр у «Лянчагамма-купе» и «СААБ-турбо» — моделей, располагающих почти одинаковой мощностью). То же можно сказать ио системах впрыска топлива, которые в 1978 году станут применять многие европейские фирмы. Другой путь снижения расхода топлива — уменьшение массы автомобиля. Этой проблемой сейчас особенно озабочены американские фирмы. Заморский клиент неохотно покупает малогабаритную тесную машину — он к таким не привык. И сегодня американские конструкторы не только столкнулись с необходимостью отливать блоки цилиндров. к артеры коробок передач и колеса из алюминиевых сплавов. Они пошли и на применение алюминия для капотов и крышек багажников, для бамперов и турбинных колес автоматических трансмиссий. В этом смысле представляют интерес штампованные из стального листа картеры сцепления. По заявлению американских специалистов, такой картер весит 16 кг — на 6.4 кг меньше чугунного литого. Большие перспективы имеет и применение карбоволокнистого материала. Изготовленная из него однолистовая рессора весит 2 кг, в то время как равноценная ей стальная — 12,7 кг. Но, пока американцы экспериментируют, для экспорта в США на 1978 год уже готова модель «Мерседес-Бенц 350 СЛК 5,0». На ней применен новый двигатель с алюминиевым блоком и впрыском топлива. Благодаря крышке багажника, капоту, дверям, колесам из алюминиевых сплавов масса машины снизилась на 115 кг. Хотя в большинстве стран установлены жесткие ограничения максимальных скоростей на дорогах, хотя бензин с каждым годом дорожает, микролитражные модели до сих пор не нашли широкой популярности. Наибольшим распространением в Европе пользуются машины классов 900 — 1100 смЗ и 1300 — 1600 смЗ. Дорогие представительские и спортивные модели имеют довольно ограниченный, но зато устойчивый спрос. Разумеется, они оснащены сложным и дорого1. На БМВ-728 запасное колесо расположено вертикально в правом заднем крыле, о чем свидетельствует выступающий вниз полукруглый «карман». 2. ФИАТ-127-1050 КЛ подобно многим современным моделям уже не «носит» колпаков на колесах и оснащен эластичным бампером из пластика. 3. Завод «Тойота» придерживается традиционной классической компоновки. Это нашло отражение ив модели «Крессида», несмотря на то что ее основные конкуренты «Рено-20ТС» и «Ауди-100-авант» отдали предпочтение схеме с приводом на передние колеса. 4. Один из немногих современных открытых автомобилей, «Феррари-308ГТС» имеет защитную дугу, встроенную в заднюю обтекаемую часть кузова. Расположение силового агрегата — центральное, то есть позади пассажиров, но перед задними ведущими колесами. 5. Среди особенностей «Пэнтер-сикс» — шестиколесная схема, центральное расположение силового агрегата, турбонаддув, дигитальные (цифровые) контрольные приборы на жидких кристаллах, радиотелефон. 6. «Пежо-305-СР» идет в ногу с модой: привод на передние колеса, сиденья с подголовниками, колеса без колпаков, прямоугольные фары, утопленные дверные ручки и кузов, спроектированный известной итальянской фирмой «Пининфарина». 7. «Опель-коммодор» стал теперь выглядеть как большая часть других моделей концерна «Дженерал Моторс» (американских, английских, бразильских): скошенный вперед нос, массивные прямоугольные фары, граненые формы кузова. 8. Пятицилиндровый дизель «МерседесБенц 300СД» с турбонаддувом. Слева — агрегат турбонаддува, справа в головке цилиндров — форсунка подачи топлива, • а совсем справа — топливный насос.В мире моторовстоящим оборудованием. Так, на модернизированном «Роллс-Ройс-сильвер-шэдоу-2» применен кондиционер с так называемой послойной климатизацией в кузове (на разной высоте от пола — разные температура и влажность). На машине стоят восьмидорожечный стереомагнитофон, сигнализатор наличия льда на дороге, указатель падения уровня тормозной жидкости, электронный шестизначный (намек на большой пробег без ремонта) спидометр. Обратимся, однако, к другой группе легковых автомобилей, которая за последнее время обрела возросшую популярность. Это джипы. Японские, американские, английские фирмы уже давно выпускают их в довольно широком ассортименте. На осенних выставках 1977 года экспонировались АРО из Румынии инаш УАЗ—469Б, который на экспортных рынках получил название «Тундра». Как и другие советские автомобили, он пользовался во франкфуртском салоне заслуженным успехом у посетителей. Что касается ВАЗ—2121, то этот джип, как уже было сказано, пока еще не дебютировал на представительных международных выставках, однако начатое в 1977 году его серийное производство позволяет надеяться, что и он будет достойно принят и оценен зарубежными автомобилистами. Сейчас 1978-й год, время новой выставки, женевской. Обычно на ней показывали модернизированные модели, спортивные модификации — то есть примерно то, что было представлено осенью во Франкфурте и Лондоне. А теперь? Ждать в Женеве после «тайм-аута» всплеска активности? Л. ШУГУРОВ, инженер39