ДАВАЙТЕ ПОСТАВИМ ЗЕРКАЛА!ВМЕСТО АКТУАЛЬНОЙ КОЛОНКИНаш импровизированный контрольный пост размещен неподалеку от ре§ акции, в самом начале Сретенки. десь движение одностороннее, и если стать у перекрестка на той стороне, где нечетные номера домов, можно хорошо видеть предмет нашего сегодняшнего интереса — наружные зеркала на автомобилях. Пока машины набирают скорость после светофора, успеваешь посчитать, сколько их при зеркалах, а сколько без. На первый раз решаем ограничиться «жигулями» — всем моделям этой марки зеркало снаружи положено, так сказать, по штату. Наш микротест предельно прост. Лист бумаги поделен надвое. Правая сторона для тех, у кого зеркало на своем месте. Левая — для остальных, кто возит его в вещевом ящике, держит дома, в гараже. Наипростейшим статистическим приемом — палочками отмечаем на бумаге каждую интересующую нас транспортную единицу. погода, если исходить из целей микротеста, лучше не придумаешь — самая что ни на есть гнусная. С ночи повалил мокрый снег. Убрать его с проезжей части не успели, — она сузилась, и автомобили идут почти прижавшись друг к другу. Снег на земле превращается в грязную жижу , и машины обляпаны ей, что называется, с головы до пят. В грязи даже задние стекла, и только на передних без устали работающие «дворники» расчищают «окно в мир». В общем это то, что нам сегодня требуется: условия движения, видимость — все осложнено. 14-00. Мы начинаем. Зеленый сигнал открывает путь машинам, скопившимся на перекрестке. Глаз безошибочно выхватывает в потоке привычные очертания «жигулей», и на листе бумаги появляются первые палочки. Одна, вторая, третья — пока все на левой стороне. Ага, вот он, «именинник» — универсал, да не с одним, а с двумя, зеркалами — палочка направо. Снова пошли «безэеркальники»: раз, два, три, четыре. Стоп. Сразу две «третьих» модели при зеркалах. Палочка направо, палочна направо, и опять налево, налево, налево. По правде говоря, мы полагали, что в дневном потоке машин «жигулей» будет больше. Преобладают же «волги» — такси, служебные. Они-то несравненно чаще с наружными зеркалами. Настоящий водитель-профессионал не представляет себе езду без зеркала. Впрочем, удивляться тому, что вазовских автомобилей в этот час не так уж много, не приходится: разгар рабочего дня, да в такую погоду не каждый владелец машины отва3*жится выехать, не говоря ужо том, что подавляющее большинство поставило свои автомобили на зимний отдых. Значит, ездят самые опытные. Палочка налево, палочка налево, палочка налево... Чего же тогда ждать от остальных? Начинает морозить, шариковая ручка дает сбои, приходится в короткие паузы отогревать ее в ладони. Несмотря. на то, что все машины в грязевом наряде, нетрудно заметить: зеркала поставлены теми, кто, к ак говорят, блюдет автомобиль, относится и нему серьезно. У некоторых они стоят с обеих сторон или же дублируются — на двери и на крыле. Кто-то, видимо, считает это пижонством, ненужным шиком. Мы придерживаемся иной точки зрения. Но об этом потом. Наше контрольное время — 15 минут — уже истекло. Можно сосчитать палочки. В левой части из 43, в правой — 23. На каждую машину с зеркалом почти две без него. Поначалу казалось, соотношение будет хуже. Посмотрим, что покажет следующий подсчет. Ровно в1800 снова занимаем место у того же перекрестка. Мороз покрепчал, стало скользко. Машин заметно прибыло — конец работы, вечерний час пик, а скорости, естественно, поубавились. Нам это наруку — легче считать. «Шарик» прыгает с одной стороны листа на другую. Справа ничего, вроде бы, не меняется, зато в левой половине ряды палочек растут куда быстрее, чем днем: без зеркала, без зеркала, без зеркала... Да, большинство владельцев «жигулей» игнорирует наружные зеркала. Вечерний подсчет, когда на дороги выплеснулась масса машин, показал: на 72 вазовских автомобиля, зафиксированных нами за четверть часа без зеркал. пришлось только 25 с зеркалом. И это в такой трудный для движения день! Не станем более утомлять арифметикой, определять, сколько «в среднем» пользуются зеркалами, а сколько нет. При всей, с первого взгляда, нерепрезентативности наших чисел каждый и без подсчетов, просто на глаз, сможет сам убедиться в том, что они отражают истинное положение — владельцы автомобилей в массе своей недооценивают наружные зеркала. Давайте вместе поразмыслим над этим. Так ли уж безобидна для безопасности движения недооценка? Не ведет ли она к серьезным издержкам? Автор известной у нас книги «Мастерство управления автомобилем» француз Андре Бонн писал, что управлять — это значит предвидеть, предвидеть быстро, хорошо, чтобы не ускользнули из поля зрения все детали картины, которая может возникнуть при движении. Так вот, без наружного зеркала очень важная деталь, а именно ближайшая часть дороги, что слева по ходу движения, выпадает — она находится в слепой зоне, не просматриваемой через внутреннее зеркало. Чтобы как-то восполнить недостающую при перестроении, поворотах зрительную информацию, водитель оборачивается, притормаживает, нарушает ритм движения, иными словами, создает неспокойную обстановку на дороге. А чаще просто начинает маневр, не удостоверившись, что слева нет помех. Мы не располагаем данными, в скольких случаях из ста ДТП, связанных с ошибками водителей, происшествия случились по этой причине, но смеем утверждать, что во многих, потому как (признаемся в этом) тоже ездили без наружного зеркала и не раз становились объектом гнева водителей из-за того, что недоглядели, не учли — нарушили. Если вам случалось видеть гоночные автомобили со всеми их аксессуарами, то, конечно, обратили внимание на количество зеркал. Неспроста ведь это! Гонщик в каждый миг, не отрываясь от главного — управления машиной, должен видеть, что происходит рядом, сзади, слева, справа. Да что там гоночные! На обычных автомобилях, наших «жигулях», «волгах», наружное зеркало — обязательная деталь, элемент активной безопасности, предусмотренный конструкцией. Так вправе ли мы им пренебрегать, порой тем самым создавая аварийную обстановку. Предвидим возражения: «Все это нам известно, но кто гарантирует сохранность зеркала на его рабочем месте? Оно недешево стоит, да поди его достань». Что ж, от прозы «автомобильной» жизни не уйдешь. Случается, пропадают зеркала. И все же не будем преувеличивать масштабы зла. Да, есть еще злоумышленники, есть и дефицит — не всегда на СТО ив спецмагазине купишь зеркало. Но даже при самом неудачном исходе мы рискуем десяткой, а ставим из-за этого на карту куда большие ценности — сохранность автомобиля, здоровье, жизнь. И так ли уж велика опасность утраты? Мы знаем многих не имеющих гаражей, кто снимает зеркало лишь на ночь и безбедно ездит с ним годы. Ну, а если не хотите рисковать совсем — пользуйтесь быстросъемными приспособлениями — за 5 секунд можно зеркало снять и поставить. Все средства здесь хороши, кроме одного — возить его в вещевом ящике или багажнике. Видимо, с времен «побед» и старых «москвичей», когда наружное зеркало считалось предметом автомобильной роскоши и ставилось только в дальнюю дорогу, укоренилось мнение, будто оно нужно в «большом походе», а не в каждодневных поездках по городу. Сегодня оно в большей мере необходимо на загруженных улицах. Без него трудно ориентироваться в огромном потоке транспорта, опасно маневрировать, без него просто нельзя, И это должен осознать каждый. Пусть одним из мерил культуры водителя, его сознательности, уважения к тем, кто рядом с ним на дороге, станет маленькое зеркало на кузове автомобиля. Так что давайте поставим зеркала! И будем помнить, что это не просто добрый жест, одолжение, а выполнение обязательных для всех требований Правил дорожного движения, где, между прочим, пунктом 165 запрещается эксплуатация нерельсовых механических транспортных средств при отсутствии или неправильной установке предусмотренного конструкцией зеркала заднего вида. В связи с этим хотелось бы обратиться к нашей Госавтоинспекции. Без наружных зеркал встречаются не одни личные, но и государственные машины, в том числе грузовики. Да только редко приходится видеть и слышать, чтобы работники ГАИ строго спрашивали за это. Мы сами сторонники в первую очередь воспитательных, разъяснительных мер, но, бывает, надо и власть употребить. И последнее — о производстве зеркал. Как важный элемент безопасности, наружное зеркало не может, по нашему глубокому убеждению, быть в списках дефицитных запчастей. И уж конечно оно должно занять свое место на тех моделях «москвичей» и «запорожцев», где пока еще не предусмотрено. М.ТИЛЕВИЧ15