МЫСЛИ ВСЛУХЗаботой об улучшении подготовки профескадров массовых технических сий для народного хозяйства были проникнуты выступления участников II пленума ЦК ДОСААФ СССР, обсудившего доклад маршала авиации А. И. Покрышкина по этому вопросу. Редакция обратилась к некоторым из них с просьбой рассказать о повышении эффективноширокое расколлеки новасти и качества учебной работы, о том, как этому способствует тивов, торства, творческой пространение опыта передовых инициативы рождаемых циях ДОСААФреспубликиподготовкойкадров для народного хозяйства занято около 11 тысяч мастеров ипрепода ­ вателей. С егодня этого уже недостаточно, и тем более завтра. Н екоторые областные комитеты Общества на своей базе организовали подготовку преподавателей, д ругие исп ользуюткурсовую сеть Министерства автомобильного транспорта УССР. Регулярно практикуются методические сборы. Действуют республиканские курсы переподготовкируководителей учебных организаций . И все же , на мой взгляд, следовало бы значительно расширить номенклатуруобучаемых на кур ­ сах. М ыдумаем над тем, ч тобы создать школы методического мастерства. Нельзя ведь забывать, что от квалификации преподавателей, мастеров произ ­ водственного обучения и практического вождениявбольшой степени зависит качество подготовкикадров , то есть выполнение одной из важнейших наших задач, стоящих в этом пятилетии.ванное снабжение областных комитетов ДОСААФ запасными частями для машин всех марок , гаражно-парковым оборудованием, тренажерами и прогр аммирующими устройствами для обучения иконтроля . При этом надо все время смотреть вперед, стараться под ­ держивать учебно-материальную базу на уровне развития отечественного авт омобилестроенияизагодя принимать меры , чтобы это соответствие не нарушалось.И. ДУБЯГА, председатель ленинградского городского комитета ДОСААФсоциалистическимсоревнованием.А. ПОКАЛЬЧУК, председатель ЦК Украинской ССРДОСААФМ не представляется весьма примеча ­ тельным тот факт, что в деле обучения кадров для народного хозяйства заметно увеличился удельный вес спортивно технических клубов. Наряду со школами СТК стали основной базой подготовки специалистов массовых технических профессий , и самой популярной из них — водителей транспортных средств. Если в 1975 году спортивно-технические клубы давали всего 35 % специалистов, то ужев 1976-м — более 52 % , а сейчас участие первичных организацийи СТК в военно-техническом обучении граж ­ дан республики еще более возросло . Значительно улучшилась их техническая вооруженность , м ногие из них по оснащ ениюи качеству преподавания не уступают нашим автошколам, к омбинатамдругих ведомств. У чебные площади СТК в республике увеличились за последние десять лет в 12 раз. В общем , о це ­ нивая итоги прошлых лет и наши ны ­ нешние возможности , м ожно сказать: если за последние 10 лет вДОСААФбылообучено без отрыва от производ ­ ства и затрат государственных средств свыше 7 миллионов человек, то сейчас вклад оборонного Общества в дело технического обучения трудящихся республики можетидолжен стать гораз ­ до более весомымизаметнымв нар одном хозяйстве. Д ля этого, о днако , требуется повысить уровеньорганизаторской работы во всех ее звеньях, добиться значительн огоулучшения планирования имате ­ риально-технического обеспечения. На многоемы рассчитываем, ш ирокораз ­ вертывая социалистическое соревнование междуспорттехклубами , активно обобщаяи распространяя опыт лучших из них. О стро стоит вопросоподбореиповышении квалификации преподава ­ т ельского состава. В учебныхорганиза ­нужны школы методического мастерстваМ. РОГОЖИН, председатель ферганского областного комитета ДОСААФ Узбекской ССРМ ыв своей работе за последние го ­ д ымного внимания уделяли созданиюиукреплению учебно-материальной базы, строительству учебных зданий исо ­ о ружений — только за девятую пятилетку введено в эксплуатацию семь объектов общейстоимостьюоколо 1,5 мил ­ лиона рублей , в прошломгоду начали действовать Дома военно-технического обучения в районных центрах Куве, Янгикурсане иАлтыарыке . В настоящее. в ремя все учебныеорганизациии большая часть СТК размещеныв новых, благоустроенных помещениях. Строительство велось по типовомупроекту . М ногое сделано ив оборудовании классов для лабораторно-практических занятий по устройству и техническому обслуживанию автомобилей. Успехам в немалой степени способствует развернувшеесямеждуучебными организациями социалистическое соревнование, за образцовоеоснащение классов, л абораторий , пунктов технического обслуживания. Но жизнь идет вперед, требования к качеству подготовки специалистов все более возрастают, и это заставляет по ­ стоянно обновлять и совершенствовать оснащение иметодику преподавания. Чтобы сделать современный стенд или макет, н еобходимы детали и агрегаты новых моделеймашин , м ыкрайненуж ­ даемся такжев автотренажерах ипрог ­ раммирующих устройствах. Известно, какие сложности возникают при изготовлении их своими силами, о собеннов сельски)Срайонах. П оэтому , м не думается, н еобходимо наладить централизонеобходимое ствиесоответ-На пленуме ЦК ДОСААФ СССР мно ­ го внимания было уделено вопросам планирования всей работы по подготовке кадров массовых технических про ­ фессий. У нас вгородеуже имеется некоторый опыт в этой области, с ложи ­ лась определенная система планирования, контроля и оказания помощи учебным организациям, спортивнотехническим клубам. Горком ДОСААФ тщательно изучает потребности в специалистах различногопрофиля , в частности водителей различных категорий , владельцев личного транспорта, советуется спартийными , с оветскими , х озяй ­ ственными органами , взвешивает свои реальные возможности , после чего найд енный оптимальный вариант выносится на согласование с плановой комис ­ сией Ленгорисполкома . Ш ирокоепри ­ менение в организациях ДОСААФ получила договорная система обучения специалистов. Наш опыт подтверждаетсвоевремен ­ ность принятого на пленуме ЦК ДОСААФрешения , т ребующего выработать и внедрить единую научно обосн ованную систему планирования. Так ую , к оторая открыла бы передкоми ­ тетами ДОСААФ ясную перспективу, позволила бы составлять четкие, конк ретные планы подготовки специалистов для народного хозяйства на каж ­ д ыйгоди на пятилетку в целом. До тех пор , пока это не осуществится, п о ­ лезные инициативы могут «уходить в песок». Вот живойпример . Потребность Ле ­ нинграда вподготовке водителей тран ­ спортных средств категории «В» составляет 19—20 тысяч человек вгод . Наши реальные возможности в настоящее времяпозволяют обучить примерно9 тысяч, о коло3 тысяч могут дать все другие учебные организации города. Наш горкомв связи с этим неоднократ ­ но ставил вопросотом , чтобы пору ­ чить подготовку всех водителей катег ории «В» о рганизациямДОСААФ , для чеговгороде надо построить два здания, ранее, кстати, предусмотренные планом Ленгорисполкома . Нас поддер ­ жала «Ленинградская правда», созвавшая заседание « к руглого стола» с участием представителей заинтересованных организаций . На заседании многоговорилосьотом , что городские автош колыДОСААФ готовят водителей ка ­ т егории «В» лучше, ч емдругиеучебныепланы на год и на пятилетку в целом о рганизации . И все жевопрос до сих пор не разрешен . Не сомневаюсь, что единая научно обоснованная система планирования будет способствовать повышению всего уровня организаторской деятельности комитетов ДОСААФ , совершенствован ию стиля работы ируководстваучеб ­ ными организациями .А. К ОЗИК , начальник брестской объединенной технической школыЛучше использовать материально-техническую базуП ри всей справедливости нареканий на недостаточное порой снабжение школи спортивно-технических клубов материалами и наглядными пособиямимного зависит и от местной инициативы, от желанияиумения наиболее эффек ­ тивно использовать имеющиеся возм ожности . М ы убедились в этом, к огда получили с Волжского завода некон ­ д иционные двигатели, к оробки передач идругие агрегаты, у злы , п риборыиде ­ тали «жигулей». Наши умельцы все это превратили в наглядные пособия , р аз ­ местили в классах и лабораториях, где создаются сейчас действующие электр ифицированные стенды, м акетыи схем ы . Разумеется, пришлось позаимство ­ вать опыт других учебных организаций — делегации брестскойшколыпо ­ бывали с этой целью вГродно , Витебске, Таганроге, Ж итомире , Каунасе, д ру ­ гих городах . Сейчас у нас вшколе все классы оснащены современным учебным оборудованием , т ехникойисред ­ ствами для программного обучения; имеются автотренажеры, п остроен хор ошийавтодромс асфальтированными площадками , о борудованными для обу ­ чения водителей легковых автомобилей имотоциклов . Д ляподготовки водителей категорий «А» и «В» в отдаленных районах мы создаем передвижной класс. Постоянно развивая, совершенствуя и модернизируя учебно-материальную базу, м ы получили возможностьока ­ зывать помощь первичным организациям предприятий, к олхозови совхозов, с реднимшколамв сельской местности. Так, за последнее время совм естными усилиями работников брестс кой технической школыи первичных организацийДОСААФсозданы вполне приличнооборудованные классы в двух средних школах на селе (Домачево, Ж абинки ) , в колхозе «40 лет Октября» К аменецкого района иещев трех первичных организацияхДОСААФ .зы, так ив повышении мастерства пре ­ подавателей. Некоторое время назад мы провели в нашей передовой автомобильной школе (г. Канаш) показательное занятие — с демонстрацией лучших образцов наглядных пособий , рассказ ом об их создании и использовании. Оно положило начало изготовлению подобныхпособий во всех СТК ипро ­ б удило инициативу на местах. Со своей сторонымы оказали поддержку работникам СТК, обеспечили их списанными деталями для изготовления стендов и разрезов. Вообще, надо шире использовать все средства распространения передо ­ вого опыта. К этому нас призывает Письмо ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМпартийным , советским, хозяйственным, профсоюзным и комсомольским организациям, т рудящимсяСоветскогоСоюза «О развертывании социалистическогосоревно ­ вания за выполнение иперевыполнение плана 1978 года и усилении борьбы за повышение эффективности производства и качества работы». О дной из формраспространения опыта стали у нас сбо ­ ры руководителей , преподавателей, м а ­ стеров автошкол и СТК. Такие сборымы , н апример , провели на базе той же канашской автошколы, где люди получили представление об изготовлении наглядных пособий , повысили методиче ­ ские знания. Систематически практику ­ е мпроведение семинаров с начальник ами СТК, а нализируемсвою деятельность. Большую роль во всей этой работе играет созданный недавно при обкомеДОСААФметодический совет, в состав котороговключены наиболее подготов ­ ленные преподаватели, мастера практи ­ ч ескоговождения , начальники СТК.чальникам СТК при первичных организациях более активно участвовать в учебн ом процессе, увеличить количество оплачиваемых часов за проводимые ими занятия, что поможет подбирать на эту должность более квалифицированных специалистов.М. ПОПОВ, председатель ставропольского краевого комитета ДОСААФБольше шоферов и механизаторов для колхозов!В. ПОГОРЕЛОВ, председатель комитета первичной организации ДОСААФв производственном объединении нЛакокраска» г. ЯрославльП рямоскажу , что при всей сложностиишироком размахе подготовки специалистов, задач, к оторыемырешаем , больше всего заботит обучение профессиональных водителей и механизаторов. Сама жизнь диктует особый интерес к ним — в колхозах и совхозах нашего края работают десятки тысяч автомобилей, т ракторов , к омбайнови прочих сельскохозяйственных машин и механизмов, но из-за недостатка кадров коэффициент сменности дажев лучших хозяйствах редко превышает 1,5, а на тракто ­ рах итогоменьше . П оэтомумыориен ­ т ируем соответственным образоми наши спортивно-технические клубы — в невинномыеском СТК, н апример , к роме семи оборудованных классов, гаража и легковых автомобилей, имеются три трактора и два грузовика ; в прошломго ­ ду здесь среди 500 специалистов массовых технических профессий , водителей автомобилей III класса и трактористов, было подготовлено более 140 механизаторов широкого профиля, к оторыеуспе ­ ли принять участие вуборке . Выполняя решения II пленума ЦК ДОСААФ , м ыбудем расширять наше участие вмеханизаторском всеобуче, п о ­ полнять кадры технических специалистов на селе.И. М АТЮХИН , председатель чувашского комитета ДОСААФобластногоДа, о бращениек опыту лучших дает ощутимый результат как в более эфф ективном использовании наличной ба-Сила примераМ ы располагаем шестью учебными классами, м астерскимиидругимисоору ­ ж ениями , и меем 12 учебных и спортивных автомобилей и 64 мотоцикла , что по ­ зволяет готовить до 400 специалистов в год. П одобных первичных организаций , к оторые стали центрами оборонно - м ас ­ совой работы средитрудящихся , сейчас уже немало, число их особенновозрос ­ ло за последние годы. Поэтому мне представляется весьма своевременным решение пленума ЦК ДОСААФо том, чтобы в 1978 году был определенпере ­ чень первичных организаций, которым разрешено проводить обучение специалистов для народного хозяйства, а также профиль иобъем этой работы. Целесоо бразно при этом готовить специалистов прежде всего для нужд тех пред ­ приятий, к олхозовиучреждений , при ко ­ торых эти первичные организациидей ­ ствуют. Что касается спортивно-технических клубов, то хочу высказать пожелание: п о - м оему , следовало бы разрешить напервичная организация готовит специалистовР. ФЕДЧЕНКО, председатель спасского районного комитета ДОСААФ (Приморский край)Наряду спроблемами , о бщими длч всех комитетов ДОСААФ , сельские рай ­ к омыимеют свои заботы при подготов ­ ке специалистов для народного хозяйства. К огда создаются учебныегруппыв селах, очень трудно найти подходящих преподавателей и мастеров практическо ­ г овождения . К рометого , из-за малого числа желающихпоройпрактически нев озможно создать раздельные группы по обучению водителей категорий «А» и «В». С озданиеже совместных групп запрещает ГАИ. М не думается, что следовало бы найти какое-то решение этой проблемыивопределенных случаях разрешать совместное обучение водителей категорий «А» и «В». В озможно , к онечно , для этой цели придется разработать специальную программу совместного обучения, продумать отдельные его особенности .нельзя ли совместить обучение?