ЦзЕЛЕНАРтОЛНАОсобые условия движенияНа вопросы читателей по Правилам дорожного движения отвечает начальник отдела ВНИИ БД М. АФАНАСЬЕВНа некоторых наших дорогах предел скорости «поднят» знаками до 100 км/ч и даже выше. Являются ли такие дороги скоростными, действуют ли на них те правила, что изложены в разделе «Особые условия движения»! Нет, не действуют. В сравнении с обычными, где введены общие ограничения скоростей, такие дороги мы называем в обиходе скоростными. Однако «Конвенция о дорожном движении», к которой присоединилась в свое время наша страна, вкладывает в понятие «скоростная дорога» определенный смысл. Это должна быть автомагистраль, обеспечивающая езду с высокими скоростями не только своими техническими параметрами, но и организацией движения. В частности, на такой дороге не должно быть ни пешеходов, ни велосипедистов, ни вообще любых транспортных средств, если их конструктивная скорость не может достигать определенной величины, установленной национальным законодательством (у нас, как известно, этот лимит равен 40 км/ч). Пока что на наших дорогах, где разрешена скорость 100 км/ч и выше, таких условий нет, Поэтому здесь надо руководствоваться всеми теми правилами движения, которые действуют на общей сети дорог. Соответственно и знаки на них стоят 2.20 «Ограничение скорости», а не указательные 4.3 «Скоростная дорога». В разделе об особых условиях движения изложены правила езды по горным дорогам, но не определено понятие «горная дорога». Что имелось в виду под этими словами! Официальных норм, по которым ту или иную дорогу можно отнести к категории «горная», в нашей стране нет. Такими мы считаем дороги, проложенные в горной местности. Как правило, их отличают затяжные уклоны, крутые и часто повторяющиеся повороты, многочисленные участки с ограниченной видимостью. Наиболее характерны в этом отношении горные дороги на Кавказе, в Крыму, на западе Украины, в Средней Азии, на Урале и Дальнем Востоке. В гололедицу нв горных дорогах любая буксировка запрещена. А как быть водителям, если дорога обледенела, когда они уже были в пути! Если водителям, буксирующим автомобили по горной дороге, встретился участок, где поверхность проезжей части обледенела, они должны прекратить движение, точнее прервать его, пока дорожные условия не придут в нормальное состояние в результате принятых соответствующими службами мер или естественным образом. Место для остановки надо, разумеется, выбрать такое, чтобы не создавать помех другим водителям, обеспечить возможность для проезда других автомобилей. Внешние световые приборы должны быть включены на транспортных средствах не только в темное время суток, но ив других условиях недостаточной видимости. Что в последнем случае Правила имеют в виду! В примечании к пункту 132 Правил говорится о том, что условия недостаточной видимости — это туман, дождь, снег и другие метеорологические особенности погоды, ограничивающие видимость максимум 100 метрами пути. Этим определяется степень различения на дороге отдельных объектов. Недостаточной видимость считается тогда, когда четкое различение пешеходов, дорожных знаков и движущихся без включенных огней транспортных средств возможно|НА ДОРОГАХ ВСЕГОПОЛЬША. При проектировании новых городов и жилых районов архитекторы применяют официальные нормы, регулирующие соотношение, между количеством жителей и мест ' на автомобильных стоянках. Нормы периодически пересматриваются. Если в 1951 году на 1000 жителей приходилось 10—25 мест, в 1964 году — 25—40, то, согласно ныне действующим нормам, — 90—120 мест. АВСТРИЯ. Результаты анкеты, проведенной среди водителей автомобилей, свидетельствуют, что уклоняющиеся от применения ремней безопасности чаще всего объясняют это боязнью оказаться пристегнутыми в загоревшейся или свалившейся в воду машине, Данные статистики по стране, однако, говорят, что такие случаи очень редки, зато в 90 происшествиях из 100 ремни спасают водителя и пассажиров от гибели или тяжелых увечий. БРАЗИЛИЯ. Министерству охраны окружающей среды удалось добиться от Национального союза производителей автомобилей решения о том, что все выпускаемые в стране машины с 1978 года должны оснащаться специальным устройством. значительно снижающим концентрацию окиси углерода в выхлопе. ИТАЛИЯ. С конца 1977 года здесь введено новое ограничение максимальной скорости движения легковых автомобилей на дорогах и автострадах. Теперь она зависит от рабочего объема двигателя: до 600 см 3 — 80 км/ч на дорогах и 90 км/ч на автострадах; от 600 до 900 см 1 — соответственно 90 и ПО км/ч; от 900 до 1300 см 3 — 100 и 130 км/ч; свыше 1300 см 3 — ПО и 140 км/ч. Ограничение в населенных пунктах осталось прежним — 50 км/ч независимо от мощности двигателя. ЛИВИЯ. Здесь на дорогах часто встречаются предупреждающие знаки с изображением верблюда. Дело в том, что, внезапно появляясь на дорогах, эти животные часто оказываются причиной ДТП. НИДЕРЛАНДЫ. На специальном заседании парламент принял решение, запрещающее езду на роликовых коньках по всем дорогам страны. Полиция получила распоряжение штрафовать тех, кто нарушит новое постановление. ТУНИС. В последние годы на всех главных улицах городов появились дорожные указатели и светофоры. В связи с этим правила движения стали более строгими. Например, несоблюдение требований знака «Стоп» или проезд перекрестка при красном свете карается лишением водительских прав. США. Из-за сильных снежных заносов и резкого похолодания в ноябре минувшего года лишь за два дня на дорогах погибло при ДТП 459 человек. На одной 'из дорог в штате Висконсин в результате заносов автомобильная пробка протянулась на 15 километров. ФИНЛЯНДИЯ. В стране введены более строгие наказания для нарушителей правил движения. Водитель, в крови которого обнаружат более 0,5 промилле алкоголя, приговаривается к тюремному заключению сроком до трех месяцев.24 -