32
33
оЕПОРТ«ip*Трековые гонки... Они завоевали признание в разных концах нашей страны. Сегодня в зимнем календаре их уже десятки. Но интерес к гонкам, о которых пойдет здесь речь, был особым. Самые ревностные из болельщиков заняли лучшие места на трибунах чуть ли не за два часа до начала! В этот день на московском ипподроме сильнейшие гонщики страны впервые оспаривали призы журнала «За рулем». Они учреждены в год, отмеченный двумя памятными датами: 80 лет назад близ Петербурга состоялась первая в России «гонка моторов» по маршруту Александровская — Стрельна — Александровская протяженностью 38 верст, а 60 лет назад соревнования мотоциклистов по маршруту Москва — Клин — Москва, организованные Всевобучем, положили начало советскому моторному спорту. И трековые гоини на призы нашего журнала стали не просто еще одним соревнованием сильнейших, но и своеобразным юбилейным торжеством. Оно открылось парадом участников, во главе которого ехали ветераны, чьи имена составляют гордость и славу советского спорта: В. Арбеков, Н. Севастьянов, А. Сафонов, X. Килькеева, В. Карнеев, И. Тихомиров, Ю. Лесовский, Э. Лифшиц, В. Щавелев. Но вот стихли аплодисменты, угомонились ненадолго фоторепортеры. Участники заняли места в автомобилях, а ветераны, словно напутствуя их, выстооились вдоль края снежной дорожки. В их взглядах можно было прочесть и легкую зависть к тем, у кого главные победы еще впереди, и желание угадать будущих обладателей призов. Я не случайно сказал «угадать»: вряд ли даже самый большой знаток автоспорта взялся бы предсказать победителя этих гонок. Причиной тому не только очень сильный состав приглашенных редакцией участников, но и новая система проведения соревнований. Дело в том, что таблица для 18 стартующих, по которой проводились соревнования последних лет, имеет ряд слабых мест. Она, во-первых, не позволяет реализовать принцип «каждый встречается с каждым», а во-вторых, предоставляет право выбора дорожки гонщику, показавшему лучшее время в контрольных заездах, ставя участников в неравные условия. Новая таблица для 16 спортсменов позволяет каждому участнику дважды встретиться с каждым. При. этом гонщ ик стартует не в четырех, к ак прежде, а в шести заездах, и каждый раз с новой для себя дорожки. Словом, таблица должна полностью обеспечить спортивные принципы определения победителя. Если говорить о титулах претендентов на призы журнала, то они были внушительны: заслуженный мастер спорта, пять мастеров спорта международного класса, семь мастеров. Ровно половина участников в разные годы носила звание чемпиона СССР. Такое созвездие имен вряд ли собирало когда-либо даже первенство страны. • Но прежде чем начались соревнования, был дан стаот еще четырем «москвичам—2140». На бортах машин, недавно сошедших с конвейера АЗЛК, силуэт белого медведя и надпись «Москва — Заполярье — Москва». Восемь досаафовцевавтозаводцев, совершивших недавно пробег «Москва — БАМ — Москва», отправлялись в новый маршрут, по заснеженным просторам Севера. И вот на дорожке ипподрома участники гонок. С первого же заезда, стремясь сделать заявку на призы, они одновре- <фшЛЩлЩяшЩвжЩштщтЩЩменно продолжилиставший традиционн ым спор: «Москвич» или «Жигули»? Еще до старта «численный перевес» оказался на стороне «Москвича». Достоинства этой популярноймаркизащищали ветераны И. Астафьев и В. Бубнов, сегодняшние лидеры Н. Больших иЛ . Каверин. Все они выступали на прекрасно подготовленн ыхмашинах производства АЗЛК (мощность двигателя объемом 1600 см 3 — с выше 130 л. с.!). Столичным гонщинам «помогали» в этом споре их ижевсние коллеги К. А нтропов , А. Б рум , В. Гольцов иЛ . Морозов, а также представитель уфимского моторостроительного завода В. Кузнецов. С юрпризом для многихзри ­ телей было выступление за рулем «ИЖралли» А.- К озырчикова — д вукратного чемпиона страны по трековымгонкам . Правда, и жевскиемашины были не столь мощны (105 — 110 л. с ) , но зато искусства борьбы на снежнойдорожке их водителям не занимать . В олжский автозавод был на этот раз представлен гонщиками молодого поколения, еще не успевшимиснискать громк ихзваний : Н. Ф роловыми Е. Пупышевым. Кроме них на « ж игулях » стартовали чемпион СССР по трековымгонкам А. Замыслов, с тарый «ипподромный боец» Ю. Козлов, экс-чемпион Москвы В. Глушков итемпераментныймосквич А. ВаeiiKo. Именно он выиграл^ первый" заезд. о втором успех « ж игулей » пытался зак репить А. Замыслов, но вынужден был уступить напору Н. Больших. Стремительно раскручиваласьпружинагонок , стал виден механизм действия новой таблицы . В третьем заезде на старт впервые вышел Гольцов и уверенно одержал победу, но в следующем, четвертом, он уступил Больших. Вот уже половина заездов позади, а вопрос о призерах остается открытым , и список претендентов велик: здесь и Больш их , и Гольцов, и Козырчиков . Сохраняю тшансы на призовые места Астафьев и Замыслов.16 ЗАЕЗДОВ « ЗВЕЗД »— Самые интересные гонки , к оторыея когда-либо вкдел! — говорит известный спортсмен А. Григорьев (сегодня он в роли зрителя). — Раньше победителя можно было предсказать порой после трех-четырех заездов, а здесь попробуй ! — Стоящая новинка ! — вторит ему москвич А. Баранов, зритель с двенадцатилетним стажем . — Случайности сведены кминимуму , все на равных — это правильные принципы . Да, т акой борьбы, вероятно, не было еще на московском ипподроме. Молодой талантливый гонщик из Тольятти Н. Фролов не смог на этот раз претендовать на высокое место. Но именно он стал любимцем зрителей. В самом начале Нинолай, не удержавмашину на повороте, оказался в сугробе, и его автомобиль лишился лобового стекла. Кан же тяжело ему было вести борьбу в прямом смысле слова соткрытым забралом, в сплошной снежной пелене. Но Фролов упорно выходил на старт. В одном из заездов лидировал даже почтитринруга , опереж аятаких асов, к акКозырчиков , А нтро ­ пов, Г лушков . В такое Же положение вскоре попал Ю. Козлов. И он не сложил оружия. В этот день никому из гонщикоч не удалось избежать очковых потерь. И вот наконец последний, 16-й заезд. Из шестерых стартующих пятеро (!) претендуют на призы : Больших, Гольцов, Козырч иков , Астафьев, Замыслов. В этой пят ерке «неоднократных» (все вместе — обладатели 14 золотых медалей чемпионатов СССР!) с ильнейшим оказался Коз ырчиков . Л ишь четвертым финишировал Гольцов, но этого было достаточно, чтобы стать вторым призером соревнований. Неудачно выступил в заезде Больших ив результате замкнултройку призеров. Итак, А. К озырчикову вручен главный приз журнала «За рулем» — изящная авторская фарфоровая ваза, выполненная в Ленинграде мастерами Ломоносовс кого завода. Но, к ажется , В. Гольцов не слишкомогорчен : ему достался новенький комплект шин «НИИШП-ралли», п рекрасные качества которых , к слову сказать , немало способствовали и его успеху , и победе А. К озырчикова . Третий приз — к убокжурнала «За рулем» и набор миниатюрныхкопийлегковых автомобилей, в ыпущенныхнашими заводами, вручен Н. Больших. Но, по-моему, самым сильным , самым главным и для зрителей, и для участни ­ ков гонок стало чувство преемственности лучшихтрадиций советского автоспорта. Славные ветераны и их молодые наследники шли рядом в парадном строю , рядом боролись за победу вгонках . Соревнования получили высокую оценк у спортсменов, арбитров и, судя по всему, зрителей. Многие высказывались за то, чтобы сделать их традиционными . В. А РКУШАgРедакция благодарит московский городской комитет ДОСААФ , спортивнотехнический автомотоклуб, Федерацию автомотоспорта и судейскую коллегию столицы, всех, кто помогал в организации и проведении соревнований сильнейших гонщиков страны на призы «За рулем». РЕЗУЛЬТАТЫ СОРЕВНОВАНИЙ 1. А. К озырчиков (Москва, «ИЖ-ралли») — 28 очков ; 2. В. Гольцов (Ижевск, «ИЖ-ралли») — 26 очков ; 3. Н. Больших (Москва, «Москвич —2140») — 23; 4. И. Астафьев (Москва. «Москвич —2140») — 22; 5. А. Варенко (Москва, ВАЗ —21011 с двигателем 1600 см 1 ) — 2 1 ; 6. А, Замыслов (Москва. ВАЗ —21011 с двигателем 1600 см 1 ) — 19 очков .33