Автомотоспорт и его мастераТРУД РАЛЛИМы стоим за деревьями, чтобы не мешать своим товарищам, оставшимся на трассе. Так случилось, что из участников гонок мы превратились в зрителей. То и дело слева, над бугром, возникают, переливаясь, сполохи света — и очередной экипаж появляется на переломе дороги. Лучи от фар то упираются в бездонное небо, то возвращаются на землю, высвечивая лесную чащобу. Натруженный рев мотора на мгновенье утихает, чтобы после поворота снова вырваться на простор. Автомобиль исчезает за буграми и поворотами, и снова ненадолго наступает тишина и темень. Стартовав на этом, одном из последних скоростных участков чемпионата страны 1974 года, знали, что идем в лидерах. До финиша осталось недалеко, и нужно собраться, чтобы пройти оставшуюся часть трассы быстро — а это значит на пределе возможностей. Десять минут назад, включив все шесть «прожекторов», мы прорезали ночное пространство, вписываясь в змеиные изгибы и изломы гравийной дороги, — вспотевшие, уставшие от двухсуточного напряжения. Делали привычную работу: водитель «крутил», а я «штурманил» — ориентировался в пространстве и времени. На скоростных участках диктовал скоростную стенограмму, в которой короткими символами были записаны во время тренировок все подъемы, повороты, спуски и другие особенности дороги. И вот теперь мы стоим в стороне, а наши «Жигули» далеко за кюветом, сбив бугор, заклинились между деревьями. Один за другим, с интервалом в две минуты, возникают из темноты машины товарищей, ослепляют и оглушают нас, проносясь мимо. Мы их узнаем заранее, по голосу моторов. За годы совместных выступлений не раз приходилось видеть нам друг друга в разных ситуациях. Мы-то знаем, что непринужденное, свободное поведение автомобиля на дороге дается гонщику нелегко. Одного таланта для этого мало. Нужны годы психологического и физического напряжения, способность быть собранным и во время тренировок, и от старта до финиша ралли — этого марафонского автомобильного многоборья. Днем и ночью. Сутки за сутками. Сотни и тысячи километров. По разным дорогам. Что же касается скоростного режима, то он нередко задается таким, что никто из участников в него не может уложиться. Побеждает тот, кто выносливее и быстрее других. У каждого гонщика со временем вырабатывается свой, индивидуальный почерк. Он так же неповторим, как линии на коже рук. В нем сконцентрирован опыт других водителей, дополненный собственным творчеством. ...Вот и на этом повороте, в который мы не вписались, узнаем по почерку наших товарищей, наших друзей и соперников. Скажу без преувеличения — чище, легче, красивее нашего одноклубника и друга Каститиса Гирдаускаса никто не прошел тогда мимо нас. Никто из ста восемнадцати экипажей, стартовавших в этом ралли. Еще издали, когда послышался мотор его «Жигулей», мы с водителем, переглянувшись, сказали в один голос: «Кястас». Потому что только в его руках мотор мог петь так легко и весело, словно автомобиль был вдвое легче других. И когда он скрылся за спусками, подъемами и поворотами, осталось ощущение, будто мимо нас промчалось резвое, стремительное и изящное живое существо. И мы не удивились назавтра тому, что Каститис Гирдаускас снова стал чемпионом Советского Союза. И в своем классе (он стартовал на ВАЗ—2101) и в абсолютном зачете, в третий раз утвердив себя лучшим среди лучших гонщиков страны. Многие считают, что Костя (так его зовут между собой раллисты) не только талантливый, но и везучий спортсмен. Не берусь с ними спорить, но, зная Каститиса более десяти лет и наездив с ним в одной команде по дорогам многих стран десятки тысяч километров, я убедился, что он не баловень судьбы. За обликом рубахи-парня, шутника и балагура вижу не только шестикратного чемпиона страны в своем классе и четырехкратного в абсолютном зачете по автомобильному ралли, не только члена сборной Советского Союза, неоднократного призера и победителя «Тура Европы», «Рейда Польского», «1000 озер», «Русской зимы» и других международных соревнований. Я вижу серьезного инженера, верного и мужественного товарища. И знаю, что за успехами Каститиса прежде всего труд. Когда в 1961 году он окончил среднюю школу почти на одни пятерки (было всего две четверки по языкам — до сих пор Костя жалеет, что нет таланта на языки, а они так нужны!), то, поступая в каунасский политехнический институт, уже имел трудовую книжку и два года стажа. Еще школьником работал механизатором в управлении мелиорации, потому что не только любил и знал тракторы, мотоциклы и другие машины, но мог и управлять ими. Каунас — город, ставший для Каститиса родным с раннего детства. Любовь к автомобилям и мотоциклам у каунасцев имеет давние традиции: еще до войны, в 30-х годах, здесь проводились гонки. Поэтому естественно, что ребята, с малых лет тянулись к машинам. Каститис нередко подходил к старенькому отцовскому «Опелю». Потом, едва ноги стали доставать до педалей, ему по дешевке купили мотоцикл ДКВ. Смышленый мальчуган поставил его на ход и начал гонять по пригородным холмам и огородам. А став студентом каунасского политехнического, вечерами работал автослесарем в таксомоторном парке. Сегодня, в 33 года, у Каститиса солидный трудовой стаж механизатора, автослесаря, инженера-технолога и инструктора спортивно-технического клуба ДОСААФ. Кумирами его детства были, конечно, мотогонщики. Кястас пропадал на трассе возле девятого форта, неподалеку от их дома, где тренировались и гонялись кроссмены. Им, старшим, он откровенно завидовал. Но его собственное призвание определилось в шестьдесят первом году. Получив удостоверение водителя, став студентом и автослесарем, он начал крутить автомобильную «фигурку» и выезжать в Качергине на кольцевые гонки уже в роли ме-_ ханика при команде каунасского таксомоторного парка — Анатолии Курдзикаускасе, Повиласе Шатасе, Броиюсе Бальчюнасе. Это было первое поколение автомобильных спортсменов в Советской Литве. Кое-кто еще помнит, как во время тренировок Каститису на старенькой стандартной «Волге» удавалось не только «сидеть на хвосте» у гонщи-. ков, но и обходить некоторых из них. Обгонять несмотря на то, что у этой «Волги» был нижнеклапанный, слабенький даже по тем временам двигатель. Юноша многократно выигрывал соревногания по фигурному вождению, а в 1963 году занял первое место на автомобильном ралли «Каунас». А дальше... дальше автомобильный спорт навсегда вошел в его жизнь. С годами Каститис приобрел практику и познал премудрости автомобильных соревнований. Успехи подняли его по крутой спортивной лестнице, он стал одним из сильнейших раллистов в стране.34