О бычнов читательских откликах на то или иное выступление журнала сталкиваешься сразличнымивзглядами на вещ и . Д аже если подавляющеебольшин ­ ство «за», кто-то тем не менее «против», у кого - т о свое мнение . Результаты редакционного рейда, р епортажокото ­ р ом «Свет в глаза» был опубликованв № 9 за прошлыйгод , п ринятединодуш ­ но. В нашей почте, во всяком случае,п ротивников нет. В то жевремягорячая заинтересованность и участие вобщем деле, и скреннеевозмущениевольными или невольныминарушителямизаконовдорог , что характерно для всех полученных нами писем , е ще раз подтверж ­ д ают : в опросодисциплине водителей на ночных дорогах стал какникогда актуален. О н из тех, о которыхговорят «на душе наболело». О бращает на себя вни ­ мание география писем — Заполярье иКрым , Д альний Восток иУкраина , С ред ­ няя Азияи Белоруссия. Стало быть, в ез ­ д едаюто себе знать всякогорода отступления от правил пользованияосве ­ тительными приборами. П онятно , что, п родолжаяразговор на эту тему, наши читатели размышляют над причинамитакогоположения дел, предлагают конкретные меры и способы борьбысопасностью . М ногие из них, д обавляя свои наблюдения , п риходятикобщимвыводам . Чтобы не повторять ужесказанноеврепортаже , и менно на них мыихотимв этот раз остановиться. Это — во-первых. Во-вторых, ч тобы не оставлять вопросыоткрытыми , м ыреши ­ ли сразу жепознакомитьспредложени ­ ями читателей специалистов ируководи ­ телей заинтересованных организаций и услышать их мнение . Вот такой обзор редакционной почты и предлагаем здесь. «Да, и менновночноевремя на доро ­ гах допускаются водителями всякого роданарушения Правил. И это уменяличноудивления не вызывает, — пишет С. Вильчинский из Луцка , — С колько раз мнеприходится ездить по магистрали № 13 ( К иев — Х арьков ) в ночноевремя , и хоть быоднажды встретилась на трассе патрульная машинаГАИ . А вот всяких нарушений в оборудовании автомобилей, особенно грузовых, световыми приборами — сколько угодно». «Я водитель с 1933 года, работал на всяких маркахмашин , все видел, — п ро ­ д олжает эту тему П. Зинченко из Джанкоя . — Л ишьоднажды попал ваварию , и именно из-за ослепления . За хулиганами со всякимидополнительными фар ами , на мой взгляд, слаб контроль со стороныГАИ . О бидно слушать, к ак эти « г ерои » похваляются потом : «Я одномукак дал по глазам — так он сразу встал!» Эти людиопасны на транспорте , и ма ­ шины с дополнительными фарами ГАИ сразужедолжна снимать с эксплуатации». «Это простопреступники ! — в озмуща ­ ется В. Иванов из Киева. — У таких надо отбирать «права»! На какиетолькоухищ ­ рения не идут всякиелюбители утвердить свое преимущество на трассе. У некоторых, я знаю, лежат на сиденьях фары - п рожекторы , и онивключают их, если свет встречноймашиныимчем - т о «не нравится». По дороге из Готвальда вХарьковя часто вижу мотоцикл с кол яской , у которого на кронштейне установлена какая-то мощная фара красного света. Водитель включает ее именнопривстречномразъезде , а потом гасит и пропадает в темноте».«Я быпредложил , — з аключает А. Ф и ­ нансов из Мурманска , — в талоне пре ­ д упреждений водителей, на машинах ко ­ торых обнаружатлюбые дополнительные приборы , б еспощадно делать про ­ с ечкии тут же на дороге заставлять снять смашины все лишнее . За этим нео бходим ежедневный надзор ГАИ, ибо одноразовыепроверки на годовых технических осмотрах , как показываетпрак ­ тика, эффекта не дают». Эта группаписем выражает, п ожалуй , самую распространенную точку зрения на причину хулиганства на дороге . М но ­ гие авторы писемделаютвывод : наплевательское отношение со сторонынеко ­ торых водителей кбезопасностидвиже ­ ния, к своимколлегам за рулемвопре ­ д еленной степени результат недостаточ ­ ного контроля и излишней либеральности Госавтоинспекции . Читатели требуют самых жесткихмеркхулиганам , с озда ­ ния вокруг них такойобстановки , к огдабымы не боялись встретить лихача на дороге . Естественно, что с этими пись ­ м амиредакция обратилась вУправление ГАИ МВД СССР. Вот что сказал по этому поводу начальник Управления генерал-лейтенант милиции В. В. ЛУКЬЯНОВ: «Наверное, надо признать, что упреки в недостаточном контроле дорожного надзора за соблюдением всех стандартов в пользовании осветительными приборами на автомобилях и мотоциклах справедливы, хотя мы ежегодно привлекаем к административной ответственности за такие нарушения более 500 тысяч водителей. Совсем недавно Управление ГАИ МВД СССР совместно с другими министерствами и ведомствами провело всесоюзную кампанию под названием «Операция «Фара». Цель ее, как известно, и состояла в первую очередь в том, чтобы привлечь внимание к проблеме и водителей, и работников автотранспортных предприятий, службы автосервиса. Понятно, что одной «операцией» не наведешь порядок в деле, и ее надо рассматривать как еще один шаг в развертывании широкой и каждодневной работы в этом направлении. Конечно, контроль за правилами пользования осветительными приборами на наших дорогах со стороны Госавтоинспекции будет резко усилен, как и меры наказания нарушителей. О днаков значительной степени гарантии безопасности дорожного движения заключены в водительской этике, в культуре вождения. Одними административными мерами вряд ли мож ­ но решить задачу, если сами водители не проявят друг к другу максимум доброжелательства, уважения. К этому я их и призываю еще раз». А вот другая сторона вопроса . «Ослепление ослеплением , — пишет вре ­ д акцию И. Бородин из Красноярска , — но причинамногих аварий втемноевре ­ м явтом , что на наших дорогах очень многотранспортных средств вообщебез всяких огней — т ракторныеприцепы , г у ­ ж евыеповозкии т. д. И менно они исоз ­ дают часто опасные ситуации. Я сам был очевидцем того, как при встречном разъезде с другим автомобилем «Москвич» врезался втракторныйприцеп . Водитель погиб . В этомвопросе надо, к акговорится , поставить точку. Ни одно транспортноесредство не должно появляться на дороге , если у него нет габаритных огней » . Эту темуо « н евидимках » на дорогеп родолжает председатель пинскогорай ­ о нного совета общества « А втомотолюби тель» Е. Близнюк: «На селе самый распространенный транспорт — велосипед. На нем ездят и дети, и взрослые , и стар ики . Но велосипедыужемного лет по ­ ступают вторговую сеть без задних фо ­ нарей, со светоотражателями , к оторые ни вкоеймере не соответствуют совре ­ м еннымтребованиям , да ипоплощади очень малы — как спичечная этикетка. М еждутемпункт 158 Правил требует, ч тобы такие транспортные средства придвижениивтемное вре/ля имеливпере ­ ди фарубелого света, а сзади — к рас ­ ный фонарьсотражателем . П очемуже сплошь ирядоммы сталкиваемся спро ­ тиворечиями между документом ижизнью ? » В этомусматривают опасность многие читатели. А инженер О. Афанасьев из Ташкента критикуетв этой части инекоторыеконструкциимотоцик ­ лов, в частности машины минского и ковровского заводов . «Степень ипро ­ должительность ослепления умотоцик ­ листа, — п родолжает он, — м ного больше, ч ему водителя автомобиля. Ведь, ч емменьше была освещенностьдорож ­ н ого полотна до появления встречного автомобиля, т ем сильнее проявляется «эффект слепоты», т ембольшевремени надо на адаптацию зрения . У мотоцик ­ лов жебольшей частью очень слабый свет фар ифонарей . Н апример , 32-ватт-30