Статистика ДТП показывает, что значительная часть их происходит из-за нарушений правил обгона. Да и последствия таких происшествий обычно тяжелые, ведь маневр выполняется на высокой, подчас предельной скорости. В общем, обгон является хоть и необходимым, но небезопасным, сложным и динамичным маневром. К тому же на дорогах с шириной проезжей части 7—9 метров, а таких еще у нас немало, он связан с выездом на полосу встречного движения. Поэтому, как правило, в проиошествиях при обгонах участвуют несколько водителей — не только обгоняющего и обгоняемого, но и попутных и встречных транспортных средств. Возможные ошибки в действиях каждого из них усугубляют положение, и обстановка быстро приближается к критической. Как определяют условия безопасного обгона Правила дорожного движения? Только убедившись, что водитель попутной машины не начинает перестраиваться влево, а встречная полоса дороги свободна и просматривается на безопасном для обгона расстоянии, мы вправе предпринять такой маневр. Конечно, он еще более осложняется, если приходится обгонять сразу несколько машин, когда водитель считает нецелесообразным возвращение в прежний ряд. Тут надо быть абсолютно уверенным в том, что свободного пути хватит для полного завершения маневра. Как достичь этого? Конечно, условия безопасности обгона определяются профессиональным мастерством и четким взаимодействием водителей всех транспортных средств, участвующих в этом маневре. Как показывает практика, чаще всего они ошибаются в характеристике основных параметров движения — скорости, времени и пути транспортных средств. Причем, если скорости движения обгоняемого и обгоняющего водители устанавливают с достаточной степенью достоверности,то в определении времени и требуемого пути обгона с учетом встречного транспорта допускают очень много промахов. Вот почему нам представляется целесообразным уже при изучении правил движения давать будущим водителям больше задач на определение именно основных параметров обгона. Они помогут привить обучающимся навыки оперативно находить их величины. Короче, мы за то, чтобы предлагаемые курсантам задачи содержали не только статическую схему той или иной ситуации, как это делается сейчас, но и ее основные динамические характеристики — скорости обгоняющего (vi), обгоняемого (уг) и встречного (УЗ) автомобилей, расстояние, необходимое для обгона (So6r)> расстояние до встречного автомобиля (Se ), которым надо располагать в момент начала маневра. Количественный анализ ситуаций, заданных этими основными параметрами, позволит обучаемому сделать обоснованный вывод о возможности или невозможности обгона. Для ускорения таких расчетов мы предлагаем специальную номограмму, которую вы видите на рисунке. Она имеет шкалы скоростей, расстояний и времени обгона. О том, как пользоваться номограммой, поговорим на конкретном примере. Допустим, обгоняющий и встречный автомобили движутся со скоростью (у[ = \'з) 70 км/ч, а обгоняемый — 50 км/ч. Обгон начинается, когда до обгоняемого автомобиля осталось 30 метров, а законченным будем считать его, когда один автомобиль опередит другой на те же 30 метров. Таким образом, So6r составит около 65 метров (длину автомобиля принимаем равной 5 метрам). Требуется определить безопасное расстояние до встречного автомобиля и время обгона.Для определения этого расстояния, при котором безопасен обгон, из отметки 20 (vi—V2) на левой шкале проводим горизонтальную линию вправо (стрелка 1), а из отметки 140 (VI + УЗ) верхней шкалы — наклонную линию влево вниз (стрелка 2). Из точки их пересечения опускаем вертикаль (стрелка 3) до пересечения с горизонтальной линией (стрелка 4), идущей от отметки 65 на правой шкале (SoGi)- Если теперь из этой точки провести линию вправо вверх (стрелка 5) до шкалы Se , мы получим искомое. Необходимое расстояние до встречной машины. В данном случае оно должно быть не меньше 500 метров. Хотите узнать, какое потребуется для такого обгона время? Пожалуйста. Для этого из отметки 65 на шкале S0or необходимо провести влево горизонтальную (стрелка 4), а из отметки 20 (vi—V2) на нижней шкале — вертикальную (стрелка 6) линии. Из точки их пересечения проводим наклонную линию вправо вверх (стрелка 7) до пересечения со шкалой to6r . на которой и считывается результат: время обгона — около 13 с. При помощи номограммы аналогичным образом можно определить и другие параметры маневра: vi, S 0 6n vi— V2, исходя из условий обеспечения его безопасности. Думаем, что постоянные упражнения в решении подобных задач позволят быстрее сформировать у водителей, настоящих и будущих, реальные представления о том, когда можно обгонять, а когда нельзя. В. БАБКИН, кандидат технических наук А. ЛАРИОНОВ, инженерг. Ростов-на-Дону100 80 604020м10V,-V2, " /ч Номограмма параметров обгона27