что дает передовой опыт, п рактика , и до ­ вести до всех коллективов, внедрить всюду. А в этом, как известно, и заклю ­ чается одно из условий действенности соревнования. Выработка хороших практических навыков убудущих военных водителей не ограничивается, к онечно , рациональной организацией занятий по вождению. Весь учебныйпроцессдолжен быть по ­ строен так, чтобы эти навыки вырабатывались с первых дней пребывания юношив стенах школы . В этом смысле очень важны лабораторно - п рактические занятия. Д еловтом , что кое - к то из работников автошкол, м ягко выражаясь, недооценивал эти занятия, классы для них оборудовались кое - к ак , случалось, в ообще превращались вподобие складов запасных частей. Т акую негодную привычку пришлось решительно ломать. Во времяметодическихсборов , в повседневной практике опять же учили людей на лучших образцах. В самом деле, г декак не в классе лабораторно-практических работ курсант сможет научиться грамотно провести ту или инуюрегулировку , найти и устранить неисправность, разобрать и собрать тот или иной узел ! Все это емуой как понадобится ив армейских условиях, и вообщев работе, если он посвятит себя водительской профессии . Потому-то на оборудование классов лабораторнопрактических работ, у мелуюорганиза ­ ц ию занятий в них мыобращаем самое пристальное внимание, п оощряем за хор ошую постановку дела, в зыскиваем за нерадивость. И, как теперь показывают результаты экзаменов , отзывы, к оторыемы получаем от командиров автомобильных подразделений , г де служат вып ускники автошкол Татарии, п рактиче ­ ские навыки молодых водителей вполне соответствуют современным требованиям. Свои социалистические обязательства мыобсуждалии принимали вскореже после декабрьского (1977 г.) Пленума ЦК КПСС, где выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Пре ­ зидиума Верховного Совета СССР товар ищЛ . И. Б режнев . Он, в частности, сказал там: « Н еобходимо сохранить, закрепить трудовой порыв иритм юбил ейного соревнования. С егодня работать лучше, ч ем вчера, завтра — лучше, чем сегодня. Таков лозунг дня. А лучше — это значит упор на качество, на эффективность, на рост производитель ­ ности труда. И менно здесь — с ердцеви ­ на социалистических обязательств, как ивообще всей нашей хозяйственной дея ­ тельности». Слова товарища Л . И. Брежнева мы воспринимаем как боевую программу действий во всех наших делах. Коллективы учебных организаций ДОСААФ Татарии свысокой ответственностью отнеслись к социалистическим обязательствам, к асающимсяиподготовкикадров массовых технических профессий для народного хозяйства, обучения водителей автомобилей, механизаторов для колхозов и совхозов. Татария, как из ­ вестно, одна из автономных республиквбратской семье народов, к оторая за годыСоветской власти сделала гигантский скачоквперед по пути индустриализации, развития колхозногодвижения , науки, культуры. Буквально на наших глазах растут заводы машиностроения , воздвигаются промышленные города. Всюду увеличивается число автомоби1 'лей — на стройках, в колхозах, совхозах. Все больше транспорта ивличном пользовании трудящихся . Это мы учитываем. Вместе с планирую щимиорганамив центре республикии на местах определяем потребность в водительских, механизаторских кадрах. О собенносерьезное внимание уделяемпрогнозированию после II пленума ЦКДОСААФ . И вот, изучив потребности иприкинув наши возможности , м ы решили вэтомгоду подготовить дополнительно к плану 1500 водителей транспортных средств категории «С». Это помимо тог о , что учебные коллективы взяли повы ­ шенные обязательства по обучениюдру ­ гих категорий водителей, а такжемеха ­ низаторов для села, по улучшениюка ­ чества учебной работы. К акимивозможностямимы здесь располагаем? П режде всего, р асширяемучебную базу. В нынешнемгодувводимв строй новые спортивно-технические клубыв Казани, Н ижнекамске , О ктябрьском , Буинс ком , Л аишевском районах. По догово ­ ренности с ГАИ и председателями гор ­ к омовДОСААФ , м естными советскими органамиоткрываемрядкурсов при СТК на крупных предприятиях. А втошколыв Казани, Н абережных Челнах иЗеленодольске приступили кизготовлению пер едвижных классов для обучения води ­ телей категорий «А» и «В» в сельской местности. Наряду с этим расширяем базу некоторых ранее созданных спорт техклубов, у крепляем их кадрами опытных специалистов, преподавателей. В связи с этим хотелось бы остановиться еще на одномрезерве , к оторый раньше не получал широкого развития. Речь идет о деловой помощиспортивнотехническимклубам со стороны автош кол . Что говорить, сейчас многие из них располагают солидной материальной базой , к адрами преподавателей, мастеров высокой квалификации, чего пока еще нет вряде СТК, о собеннов сельс кой местности. Здесь помощь автош кол — старших братьев крайне необх одима . И как не сказать тут ещеоднодоброе слово о руководителях, п репо ­ давателях упоминавшейся уже мензел инской автошколы, к оторые шефствуют — и весьма успешно — над коллек ­ тивами агрызского , а ктанышскогоимуслюмовского спорттехклубов, п омогаютвоборудовании классов, и вметодике , и литературой. Таких примеров немало. Каждая автошкола взяла в этом году шефство над двумя - т ремя спорттехклубами. И все почувствовали, что впод ­ шефных СТК дела пошли лучше. М ожноуже сейчас сказать, что учеб ­ ные организацииДОСААФ Татарии восновном удовлетворяют потребность вподготовкекадров водителей для республики, ликвидированы очереди желаю щих стать водителем личного автомобиля или мотоцикла . Сейчас для нас, инициаторов социал истического соревнования воборонном Обществе, наступает, м ожно сказать, втор ой этап работы над выполнениемсоциа ­ листических обязательств — п ериод не менее ответственный, нежели первое полугодие . Работники обкомаДОСААФ , к адрыруководящегои преподавательс кого состава учебныхорганизаций , о б ­ щественный актив, повышая требовательность к себе, организованность, д исцип ­ лину, опираясь на передовой опыт, с де ­ лают все, чтобы с честью завершить третий год десятой пятилетки.ГОЛАКТУАЛЬНАЯ КОЛОНКАСамосвал стоит у тротуара, за рулем никого , а двигатель — вот ужебитый час — непрерывно и глухо ворчит. Картина, знакомая каждому . И пока водитель отсутствует, мотор загрязняет воздух, просто так . впустую переводит топливо. Вот об этом и поговорим. П риезжающиев нашу страну заруб ежные автотуристы всегда поражались тому, что бензин у нас по цене, к ак газированная вода, хотя во мног их странах он ценится как хорошее пиво, м ожет быть, и этим объясняется небрежное порой отношение к топливу? Мы привыкли ссылаться на ги ­ г антские запасы нефти в СССР, добыча которой растет из года в год. Но значит ли это, что мы вправе неб режно , безоглядно относиться к такому ценному продукту , к ак бензин? Нефть — наше богатство, которое все мы должны беречь. Бензин, газолин, петроль — по-разному звучит на разныхязыках название этого нефтепродукта, но все чаще в последнее время говорят о нем иносказательно — хлеб автомобилизации. Заметьте — хлеб, а не вода! Большая часть всей добываемой сырой нефти перерабатывается сейчас на моторное топливо. Добыча нефти переместилась в последние десятилетия в северные районы Западной Сибири, где требуется самая дорогая техника , вплоть до вертолетов. А за словом «переработка» стоят сложнейшие химические процессы расщепления иперегонки , осуществляемые на дорогостоящих установк ах по современной технологии, труд множества специалистов разных профессий. Наши НИИ, к акинаучныеучреждениядругихстран , работают над новыми процессами получения бензинов, повышением их октанового числа. Заводы нефтехимпереработки обеспечивают высокое качество бензинов. Все это требует больших затрат, следствием которыхи стало подорожание бензина. И вот ценныйпродукт теряется при транспортировк е , заправке или бесхозяйственной эксплуатации автомобиля. Ведь это варварство, такое же , к акое мы осуждаем, узнав, что порой бензин выливают просто на землю, о бжигая траву, л ишая кого-то у бензоколонки недостающих литров. В Центральном Комитете КПСС в марте этого года на большом совещании были рассмотрены практические меры по осуществлению задач дальнейшего ускорения научно-техничес кого прогресса в моторостроении й совершенствованию эксплуатации моторной техникив стране. Обращено внимание на необходимость значительного ускорения работ по созданию новых прогрессивных видов Двигателей внутреннего сгорания, на увеличение ресурса выпускаемых мотоов, повышение их экономичности. оставлена задача развернуть широкое движение за эконЪмное и бережное отношение к расходу топлива и масел во всех отраслях народного хозяйства. Наши легковые автомобили «съедают» в год в среднем несколько миллионов тонн бензина. За последние годы выпусквысокооктановых бензинов для них заметно вырос. Однако год от года растет ипарк автомобилей. А мы другой раз не задумываемся, с нолькими тысячами тонн бензина, с ожженного вхолостую на стоя нке , пролитого при заправке, обделили себя просто по халатности, которая так дорого обходится. Стабильность благополучия с бензином во многом зависит в самом широком смысле и от самих водителей. Мы имеем в виду икультуру эксплуатации машин , и бережное отношение к мотору итопливу . Об этом должен помнить каждый , нто за рулем.