26
27
Задания Возможные действия водителя и способы их выполнения 1-е 2-е 3-еПРАВИЛЬНОВ этот раз мы хотим предложить читателям проверить свое умение проходить повороты различной крутизны в ситуациях, различающихся скоростью движения и тем, какая включена передача. Ваши возможные действия для всех трех заданий сведены в общий перечень. Даны они здесь в произвольном порядке и обозначены буквами алфавита. Под некоторыми действиями приведены способы их выполнения: медленно, быстро, едва, наполовину и т. д. Чтобы они понимались всеми одинаково, дадим пояснения. Педаль « г аз а». Если она нажата «едва», то обороты коленчатого вала немного больше режима холостого хода, но достаточны, чтобы двигатель не заглох при не очень удачном включении сцепления. В положении педали нажата «слегка» должен обеспечиваться плавный разгон и равномерное движение на любой передаче. педаль тормоза. Нажата «едва» — колеса чуть приторможены. Эффективное торможение — в положении нажата «слегка». Когда педаль нажата «наполовину» и «до конца», происходит экстренное торможение на шероховатом покрытии дороги. В первом случае колеса блокируются частично, во втором — полностью. Равнозначным степеням нажатия «едва», «слегка» и «наполовину» является отпускание педали «почти до конца», «не до конца» и «наполовину» соответственно. Педаль сцепления. Выжата «слегка» — выбран свободный ход педали, «наполовину» — сцепление частично выключено. Если педаль выжать «почти до конца», то переключение передач осуществляется бесшумно и легко при любом способе исполнения. Отпустить педаль «быстро» не означает бросить ее; «очень быстро» — это снять ногу надо практически мгновенно. Р улевоеколесо . Так как полный ход его у легковых автомобилей 3—4,5 оборота (каков он у вашей машины, убедитесь сами), стало быть, «слегка» — это от 1 /4 до 1 /2 оборота руля, а «наполовину» — от 3/4 до 1' /а оборота. А теперь познакомьтесь с содержанием наших заданий, каждому из которых в перечне возможных действий водителя отведена отдельная колонка. Итак, вначале «выполняем» левый поворот на перекрестие. Определите очередность ваших действий. Для этого найдите в перечне то из них, которое, к ак вы считаете, должно быть первым, и против него в первой графе проставьте цифру «1», а из способов, расположенных строчкой ниже, подчеркните тот, который, по вашему мнению, самый правильный. Затем найдите второе по очередности действие, проставьте порядковый номер «2», подчеркните способ исполнения и так далее. Приемы, которые могут понадобиться дважды, даны в перечне под разными буквенными индексами — «Н» и «О», «Р» и «С». Использовать их надо в этой же последовательности, то есть сначала «Н», потом «О», сначала «Р», затем «С», Ответы и краткий комментарий к решению вы найдете ниже, как и таблицу, при помощи которой сможете вывести себе оценку. Выполнив и проверив по ответам первое задание, приступайте в таком же порядке ко второму, а затем к третьему.AРычаг переключения передач переводите в нейтральное положениеБВключаете первую передачу медленно; с фиксацией нейтрального положения; быстро за один прием Включаете вторую передачу медленно; с фиксацией нейтрального положения; быстро за один прием Включаете третью передачу медленно; с фиксацией нейтрального положения; быстро за один прием Выжимаете педаль сцепления для включения передачи слегка; наполовину; почти до конца; до концаВГАЕВыжимаете педаль сцепления для перевода рычага переключения передач в нейтральное положение слегка; наполовину; почти до конца; до концаЖ Отпускаете педаль сцепления до конца после включения передачи медленно; быстро; очень быстро И Отпускаете педаль сцепления после перевода рычага переключения передач в нейтральное положение медленно; быстро; очень быстро К Смотрите в зеркало заднего видаЛСмотрите по сторонам направо; направо, а затем налево; налево, а затем направо Нажимаете педаль тормоза едва; слегка; наполовину; и неоднократном нопрдо конца;кратковременноОтпускаете педаль тормоза наполовину; не до конца; почти до концаОтпускаете до конца педаль тормозаВключаете указатель поворотаНажимаете педаль «газа» едва; слегка; наполовину; до концас тУНажимаете педаль «газа» слегка; наполовину; до концаПравила проверки и начисления очков Отпускаете педаль «газа» почти до конца; до конца Начните с действия под N» 1. Найдите его буквенный индекс в ответах. Если соответствующий ему порядковый номер и выделенное жирным шрифтом слово (слова) совпадают с проставленным вами номером и подчеркнутым вами словом (словами), то начислите себе 2 зачетных очка. Если совпадают только порядковые номера или только способы выполнения действия, то вам полагается лишь 1 очко. 1 очко начисляется также за совпадение порядкового номера действия, у которого нет способа выполнения. В любом другом случае, включая отсутствие в ответах того действия, которое вы выбрали, — 0 очков. Сумму очков по каждому из заданий сравните с таблицей оценок.Поворачиваете рулевое колесо вправо слегка; наполовину; до концаф Поворачиваете рулевое колесо влево слегка; наполовину; до конца X Возвращаете рулевое колесо в прежнее положение26 ЛИ МЫ ЕЗДИМ ?ЗАДАНИЕ 1-е. Поворот налево на нерегулируемом пересечении с главной дорогой. Помех впереди нет, скорость 50 км/ч, передача четвертая, до перекрестка — 40 м. ЗАДАНИЕ 2-е. Проезд закругления (влево) укатанной снежной дороги. Помех нет, скорость 70 км/ч, передача четвертая. Дорога хорошо просматривается, до начала поворота — 30 м.Тест ведет кандидат технических наук, кандидат в мастера спорта А. ПАРХАЧЕВЗАДАНИЕ 3-е. Проезд крутого (на 180°) правого поворота (серпантина) узкой горной дороги. Помех нет, скорость 20 км/ч, передача вторая. Крутой подъем, до поворота — 20 м. Участок дороги за ним не просматривается.Ответы ЗАДАНИЕе 1-е 1. Опускаете педаль «газа» (Т) до конца 2. Включаете указатель поворота (П) 3. Смотрите в зеркало заднего вида (К) 4. Нажимаете педаль тормоза (М) едва 5. Отпускаете педаль тормоза до конца (О) 6. Выжимаете педаль сцепления (Д) почти до конца 7. Включаете вторую передачу (В) с фиксацией нейтрального положения 8. Отпускаете педаль сцепления до конца (Ж) быстро 9. Смотрите по сторонам (Л) налево, а затем направо 10. Нажимаете педаль «газа» (Р) едва 11. Поворачиваете рулевое колесо влево (Ф) наполовину 12. Нажимаете педаль «газа» (С) слегка 13. Возвращаете рулевое колесо в прежнее положение (X) Таблица оценок Количество набранных очков Комментарий ко 2-му заданию свыше 16 хорошо | от 16 до 10 удовлетворительно менее 10 плохо На укатанной снежной дороге коэффициент сцепления шин с покрытием равен 0,2. Примерно таким же скользким бывает увлажненный асфальтобетон или мокрое черное щебеночное шоссе. Наледи на поверхности снежного покрытия снижают коэффициент сцепления в дватри раза. Поэтому следует быть здесь особо осторожным при проезде пусть даже плавных поворотов. Недопустимы резкие движения педалями «газа», тормоза, рулевым колесом. На подходе к закруглению необходимо снизить скорость до величины, гарантирующей от заноса при входе в поворот. Такое замедление осуществляется постепенным уменьшением нажима на педаль тормоза, в противном случае при уменьшении скорости повышается весоятность юза. Поэтому педаль тормоза вы сначала отпускаете «почти до конца» (эквивалентно нажатию «едва»), а затем — «до конца». На самом закруглении нельзя ни тормозить, ни переключать передачу. Двигаться надо плавно, с небольшим ускорением на минимальном тяговом усилии ведущих колес («внатяг»). Стало быть, переключаться на пониженную передачу не имеет смысла. Нажатие «едва» (или даже «слегка») на педаль «газа» перед входом в поворот необходимо для того, чтобы прочувствовать сцепление колес, понять, насколько хорошо или плохо автомобиль будет «держать» дорогу на повороте. Движение на повороте со «сброшенным газом» опаснее. чем на самом малом «газу». На выходе из поворота можно прибавить скорость, нажав педаль «газа» «слегка» («наполовину»), и возвратить рулевое колесо в прежнее положение. ЗАДАНИЕ 2-е 1. Отпускаете педаль «газа» (Т) до конца 2. Смотрите в зеркало заднего вида (К) 3. Нажимаете педаль тормоза (М) слегка 4. Отпускаете педаль тормоза (Н) почти до конца 5. Отпускаете педаль тормоза до конца (О) 6. Нажимаете педаль «газа» (Р) едва 7. Поворачиваете рулевое колесо влево (Ф) слегка 8. Нажимаете педаль «газа» (С) слегка 9. Возвращаете рулевое колесо в прежнее положение (X) Таблица оценок Количество набранных очков свыше 12 | хорошо от 12 до 7 удовлетворительно менее 7 плохо ЗАДАНИЕ 3-е 1. Отпускаете педаль «газа» (Т) почти до конца 2. Выжимаете педаль сцепления (Д) наполовину 3. Включаете первую передачу (Б) быстро за один прием 4. Отпускаете педаль сцепления до конца (Ж) быстро 5. Нажимаете педаль «газа» (Р) слегка 6. Поворачиваете рулевое колесо влево (Ф) слегка 7. Поворачиваете рулевое колесо вправо (У) до конца 8. Нажимаете педаль «газа» (С) наполовину 9. Возвращаете рулевое колесо в прежнее положение (X) Таблица оценок Количество набранных очков свыше 13 хорошо | от 13 до 8 удовлетворительно | менее 8 плохоКомментарий к 1-му заданию При проезде пересечений дорог должен быть выбран такой темп движения, который позволял v бы в случае необходимости остановиться у перекрестка и быстро его миновать. Это может быть достигнуто заблаговременным снижением скорости и переключением на низшую передачу. Непосредственно перед перекрестком останется лишь решить, какую педаль нажать: тормоза или «газа». Плавнее торможение на достаточном расстоянии от перекрестка осуществляется в два приема. Сначала нажатием на педаль тормоза «едва» вы снижаете скорость до величины, при которой плавно, без рывка может быть включена вторая передача. Она оказывается универсальной для достаточно эффективного снижения скорости при помощи двигателя на втором этапе торможения, а также последующего ускорения. Прежде чем перенести ногу с педали тормоза на «газ», вы, посмотрев сначала налево (перед вами главная дорога), а затем направо, убеждаетесь в том, что можете беспрепятственно выполнить поворот. Нажав педаль газа «едва», переводите автомобиль с режима торможения на ускорение. Где-то у центра перекрестка повооачиваете рулевое колесо. Заканчиваете поворот в более ускоренном темпе, нажав педаль «газа» «слегка», а перед завершением маневра отпускаете руль, и передние колеса занимают прежнее положение.Комментарий к 3-му заданию При езде по серпантинам горных дорог надо уметь точно вписаться в поворот. Его радиус определяет то необходимое положение автомобиля непосредственно перед поворотом, которое обеспечит движение при полностью вывернутых передних колесах только по своей полосе. В нашем примере если не повернуть рулевое колесо «слегка» влево и кратковременно не выехать к середине дороги, то можно оказаться на полосе встречного движения на непросматривасмом участке. К такому же результату может привести и высокая скорость. Перед крутым поворотом необходимо переключить передачу на низшую. Этим вы обеспечите преодоление сопротивления полностью вывернутых колес и крутизны подъема, которая на непросматриваемом участке дороги бывает еще больше. В противном случае, может статься, тягового усилия не хватит для преодоления подъема, и переключать передачу придется в самый неподходящий момент. Чтобы автомобиль не потерял инерции, при переходе со второй передачи на первую можно сбросить обороты двигателя не до режима холостого хода, а до положения педали «газа» «едва» (отпущена «почти до конца»). Если еще при этом выжать педаль сцепления «наполовину» или даже «слегка» и «быстро за один прием» включить передачу, то потеря времени будет минимальная. Чтобы не произошло рывка, педаль сцепления следует отпускать «быстро». На выходе из поворота действуйте, как ив предыдущем задании.