Шаги пятилетниОтсюда, с первых подвесок, начинается сборка двигателей ВАЗ—2106 (левое фото). Сотни моторов проходят каждый день через руки сборщиков в белых халатах. Несколько быстрых отработанных движений — и блок перемещается к очередному посту, обрастая деталями и узлами. Нет мелких, второстепенных операций в общем процессе сборки, для качества важны все, но те, с которых начинается рождение мотора, невольно хочется назвать главными,. Одна из характерных черт Волжского автозавода — молодость трудящихся здесь людей. На главном сборочном конвейере (фото справа), там, где автомобиль приобретает свои законченные формы, те же молодые лица и те же ловкие руки, способные с помощью совершенного инструмента собрать машину за 22 секунды. Фото В. КнязеваКОНВЕЙЕР КАЧЕСТВ/На московской улице Горького мы остановили темно-синий ВАЗ-^2106, владельцем его оказался кандидат медицинских наук Александр Павлович АЛЛИЛУЕВ.— Что вы можете сказать о качестве вашего автомобиля!— По моему опыту, кроме нормального технического обслуживания, эта машина ничего не требует. С ремонтом я не знаком. Порой мне кажется, что интерьер «ноль шестой» слишком роскошен для ежедневных рабочих поездок. Но зимой в ней чувствуешь себя как дома. Что же касается качества автомобиля, то я могу сказать только одно: когда придет время новой машине, то это будут тоже «Жигули». Больше добавить нечего. Это экспресс-интервью завершало серию бесед, которая состоялась у нас во время командировки на Волжский автомобильный завод. Мнение А. П. Аллилуева лишний раз подтвердило общую оценку, которая содержится в письмах, получаемых редакцией от владельцев автомобилей ВАЗ. Эта оценка дала нам адрес для подготовки корреспонденции о том, из чего слагается качество автомобиля. А начать ее с последнего интервью мырешили, уже побывав на заводе, чьи пять базовых моделей официально удостоены высшей оценки, и убедившись, что в центре внимания всего огромного коллектива стоит будущий владелец машины с маркой «ВАЗ». Первый разговор, состоявшийся в партийном комитете, был самым коротким. Заместитель секретаря парткома Анна Михайловна ГУРОВА, внимательно выслушав нас, сделала все необходимое для того, чтобы мы беспрепятственно могли передвигаться по заводу, смотреть все, что нам покажется интересным и важным, и познакомила нас с заместителем начальника управления контролем качества Юрием Григорьевичем КРАСНЫМ. — Он сможет рассказать главное, а в деталях вас товарищи познакомят на тех рабочих участках, которыми вы заинтересуетесь. Секретов у нас нет.ства. Расскажите, пожалуйста, каким образом на заводе создаются условия для выпуска автомобилей, отвечающих международным стандартам, чем обеспечивается высокая стабильность в качестве машин разных моделей при весьма напряженной программе их производства.Если бы практически было возможно изготавливать все детали автомобиля без малейших отклонений от чертежа и так же строго собирать из них узлы и агрегаты, то в службе технического контЙоля отпала бы всякая необходимость. о это, наверное, под силу только самым совершенным автоматам, которых пока нет в природе. Поэтому сегодня перед нами в числе постоянных забот — контроль изготовления каждой детали, сборки каждого узла, характеристик машины в целом, и самое важное — организация контроля в масштабах всего производственного процесса. Деятельность нашего управления выходит за рамки традиционного ОТК. На заводе создана такая структура контрольных операций на разных уровнях производства, которая делает качество стабильным параметром, поддающимся постоянному совершенствованию. Отсюда и название нашей службы — управление контролем качества.— Юрий Григорьевич, ВАЗ, как и все промышленные предприятия нашей страны, обязан представлять свою продукцию на аттестацию по качеству. Мы знаем, что недавно еще одна, уже пятая по счету, модель «жигулей» была аттестована по высшей категории и ей присвоен государственный Знак каче гЯр'*^S>л *' "•^•z;iО сложности стоящей перед нами задачи говорят цифры, понятные любому человеку, даже не связанному с машиностроением. В год мы делаем без малого 700 тысяч автомобилей. Кроме того, все ранее выпущенные автомобили обеспечиваются запасными частями, тоже цифры немалые. Теперь представим себе структуру хотя бы одного из многих тысяч автомобилей, которые рождаются на заводе каждые 22 секунды. К примеру, последний из аттестованных на государственный Знак качества — ВАЗ—-2106. Только на самом заводе для него изготавливается почти 5 тысяч деталей. Около 7 тысяч входят в состав комплектующих изделий, которые ВАЗ получает от заводов-смежников. Итого, не вдаваясь в мелкие подсчеты, 12 тысяч Деталей только для одной модели. Обеспечить беспрерывное производство изделий, количество которых в течение года определяется астрономическими числами, а размерность колеблется от занлепочки диаметром в1 мм до панели крыши площадью 2 м-, уже само по себе непросто. А создать такие условия, при которых каждая деталь была бы строго идентична себе подобной и соответствовала чертежу, — это уже не задача, а сложная проблема. И решение ее зависит не только от станков и приспособлений, но и от всех работающих на них людей. Судя по тому, что пяти нашим моделям присвоен государственный Знак качества, мы с этой проблемой справляемся. Вы, вероятно, еще будете знакомиться с производством более подробно. А сейчас хотелось бы обратить внимание на одну особенность работы всего коллектива — под контролем находится качество труда на каждом рабочем месте, независимо от того, какая это операция — заготовительная или отделочная. В качестве нет мелочей, и брак, родившийся,допустим, в отливке, все равно всплывет в готовой детали. Но ведь на ее изготовление затратятся и время и деньги, что уже не мелная потеря, а крупный урон для производства при условии, если негодная деталь обнаружена в пределах завода. Когда же дело дойдет до потребителя, то наши общие государственные потери возрастут во сто крат! Об этом мы не забываем никогда. Поэтому, например, в литейном цехе, где льют блоки цилиндров — самую ответственную для всех двигателей деталь, введен стопроцентный рентгенологический контроль отливок. Возможность появления и выхода брака в другие цехи здесь полностью исключена. Это всего лишь один пример из общего для завода принципа работы. Закон дает нам право готовить автомобиль для аттестации по качеству сразу же после начала его производства. У себя на заводе мы добровольно отказались от этой льготы ис самого начала избрали иной путь. Не мы должны говор ит * о качестве наших машин, а потребитель. Наша задача — обеспечивать качество. С первой поставки новой модели в торговую сеть и на экспорт мы начинаем собирать отзывы о ней. Все, что нам сообщают в письмах, выступления в прессе, оценки посетителей автомобильных выстаеок мы. собираем и обобщаем. Это лицо машины. За год оно вырисовывается достаточно четко. В этот Же период мы принимаем самые срочные и решительные меры к тому, чтобы избавить автомобиль от случайных дефектов. которые могут проявиться при массовом производстве ио которых мы не могли иметь представления в опытных образцах, прошедших все узаконенные испытания. Этот важнейший участок работы закреплен за нашей фирменной службой автосервиса, чья святая обязанность —следить за эксплуатацией машин и сообщать на завод обо всех неисправностях. Одним из важнейших условий подготовки автомобиля к представлению на суд государственной комиссии мы считаем внутризаводскую аттестацию качества каждой детали. Только после завершения этой внутренней работы, гарантирующей выполнение условий социалистического соревнования на Знак качества от сырья до готовой продукции, можно приглашать на завод межведомственную комиссию для решения вопроса о сроках главного энзамена автомобилю и необходимых дополнительных работах с ним в производстве. Благодаря такой постановке дела в сентябре прошлого года государственная аттестационная комиссия единогласно оценила ВАЗ —2106 по высшей категории качества. Как и прежде, не было расхождения во мнениях у ведущих автомобильных специалистов, проверивших весь процесс производства машины. и у потребителей, чьи отзывы были для коллектива завода не менее важной оценкой. Еще одним показателем уровня всей работы и авторитета «жигулей» мы считаем продажу их в страны с самой развитой автомобильной промышленностью. Это составная часть общей оценки. И когда будете ходить по цехам, не ищите специальных экспортных участков и экспортных машин. Их не существует. Единственным внешним отличием автомобиля, который отправится за рубеж, является надпись «Лада» вместо привычной «Жигули». Практически ее можно крепить на любой автомобиль. Ну а теперь, наверное, пора взглянуть на все своими глазами, поговорить с людьми на производственных участках. Начните, пожалуй, со сборочного конвейера, там все на виду, легче увидеть общие для завода принципы в действии.7 Мы не сразу пошли в СКП, как сокращенно называют сборочно-кузовное производство. Хотелось прежде попасть в цехи, где детали машины находятся, если так можно сказать, в эмбриональном состоянии — в заготовках. Ведь именно здесь в них закладывается производственная «наследственность», которая может сказаться через несколько тысяч километров пробега. И мы начали изучать качество не с внешней, выраженной стороны, а из глубины производства. Существовавшие у нас до этого представления о «литейках» и «кузницах» с летящими искрами раскаленного металла, грохотом молотов, печами, изрыгающими ярко-оранжевые болванки, и нагревальщиками, определяющими по цвету температуру металла, рассыпались в прах. Первое, что бросается в глаза и поражает, — здесь очень мало людей. В огромных корпусах просторно стоят машины, связанные строгой технологической цепочкой. Электропечи, литейные машины, ковочные машины отечественного и зарубежного производства. Самая современная и высокопроизводительная техника. Задерживаемся у ряда машин в кузнечном цехе. Кроватка с нарезанными стальными прутками, загрузочное устройство, заполненное аккуратно уложенными заготовками, а дальше все скрыто в автоматической электропечи, которая в определенном ритме выдает кузнецу нагретые с одной стороны до температуры ковки прутки. Одно движение — раскаленная часть установлена в машине, механизм заработал — конец заготовки осажен, еще одно движение — заготовка снова в машине, но уже в другом ручье, и через несколько секунд головка рулевой тяги, почти не. изменив цвета, ложится в одном ряду с уже готовыми остывающими поковками. Будущие детали. Абсолютно одинаковые, нагретые с точностью до одного градуса и отформованные при самых благоприятных для металла условиях. Романтика кузницы качественно изменилась. К ловкости кузнеца и чутью нагревальщика на ВАЗе приплюсована абсолютная техническая дисциплина приборов, оптимальный режим и четкий ритм термопроцесса.сборочного процесса. Запись технического контролера обязывает устранить дефект на последующей стадии сборки автомобиля, где он снова подвергается тщательной проверив, и дополнительно она точно указывает того, кто создал, и того, кто пропустил производственный огрех. Словом, к моменту вручения автомобиля покупателю он пройдет столько проверок, что появившаяся в эксплуатации неполадка по вине сборщиков — это ЧП для производства. Может показаться, что тщательная регистрация всех найденных в процессе контроля отклонений служит только дисциплинарным целям. Не без того, но не это главное. Самым важным в своей работе мы считаем найти корень зла — причину, которая порождает дефект, и устранить ее. Показателем нашей работы является количество претензий к нам со стороны цеха испытаний. Их число неуклонно падает. Так, если в январе 19/7 года испытатели подсчитали, что на десять собранных нами кузовов может быть один дефект в виде неаккуратно уложенного или присоединенного проводка, неравномерного зазора между крышкой багажника и крыльями и т. п., то в январе этого года один такой случай встречается уже в партии из двенадцати кузовов. Автолюбителю подобный технический педантизм может показаться излишним, но для нас он закон производства, и хотя эти «счета» предъявляются внутри завода, мы не считаем их менее важными. Оценка потребителя — следующего цеха — барометр качества нашего труда. А теперь мастер бригады дефектчиков Николай Георгиевич НОСИЧ покороче познакомит вас с жизнью конвейера. — Кого из членов вашей бригады, Николай Георгиевич, вы смогли бы представить нам как специалиста, от которого в наибольшей степени зависит качество «жигулей»? Вряд ли я смогу ответить на ваш вопрос, потому что у нас на заводе все трудовые дела измеряются бригадной меркой. Василий Павлович уже рассказал вам о существе нашей работы. Я не думаю, что мы смогли бы достичь высоких результатов в качестве и производительности труда без такой организации. Все было бы просто, если бы изо дня в день, из месяца в месяц шли одни и те же детали, одни и те же операции. А у нас практически непрерывно в конструкцию машин вводятся новые, усовершенствованные детали, а с ними видоизменяются технологические операции. Постоянный процесс освоения касается и нас, дефектчиков. Где-то стало не хватать секунд, где-то можно их выкроить. В этих условиях без прочной взаимосвязи, без взаимной помощи не обойтись, а бригада в целом справляется с этой работой. При этом мы укладываемся во все более строгие нормы допустимых ошибок. На кузовах, которые собираются сегодня в нашем цехе, нет закономерных дефектов. Они носят случайный характер, а это говорит уже о многом — и о конструкции, и о технологии, и о добросовестности работающих здесь людей. По пятницам наша бригада, как и все на заводе, собирается на «час качества». По существу это общее собрание, где мы решаем все производственные вопросы, учитываем, что сделали, какова трудовая дисциплина, как обстоит дело с культурой производства. Совет бригады, в зависимости от качества работы каждого ее члена, распределяет общую для нас премиальную сумму. Мы считаем, что еженедельный учет необходим, без него невозможно ориентироваться в ходе цехового социалистического соревнования, итоги которого подводятся ежемесячно. Среди 62 цеховых бригад определяются четыре первых, шесть вторых и шесть третьих мест, за которые бригады премируются. Так что рядом с моральным поощрением идет материальное, а для каждого рабочего человека это пока имеет вполне определенное значение. По тем же законам работают все заводские бригады.вых двигателей, сборочного конвейера и длинного ряда станков направляемся к началу самой первой автоматической линии. Отсюда начинается маршрут механической ' обработки блоков цилиндров. Та же, знакомая по металлургическим цехам, картина. Станки, рольганги, станки, автоматические контрольные посты, рольганги, станки и совсем мало людей. Идем вслед за блоком двигателя «06», автомат берет его в свои захваты, уста-' навливает, фиксирует, фрезерует, отпускает, проталкивает по рольгангу к следующей операции. Словно часовой механизм. Останавливаемся у контрольного поста, где проверяется герметичность системы охлаждения после обработки торцов блока и зеркала цилиндров. Все делают механизмы. Блок зажат, подано давление, зафиксировано состояние контролируемого параметра. «В норме» — блок проталкивается прямо, «сомнение» — блок проталкивается влево к посту, где подвергается тщательной проверке контролерами. Люди разберутся. А машина четко, без эмоций отмечает: «в норме» — прямо, «сомнение» — к людям. Ошибка исключена. Отсюда, мимо подвесных гирлянд с поршнями, подобранными строго по. размерным группам, идем к началу конвейера, где собирают двигатели ВАЗ —2106. Новенькие блоки, поступающие на сборку, до того чисты, что не оставляют следа на носовом платке. Все сборщики в белых халатах. Знакомимся с бригадиром первой бригады, которая начинает работу на конвейере, Николаем Григорьевичем ЖЕЛЕИКИНЫМ. — Чем, по-вашему, можно объяснить тот факт, что к двигателям «жигулей» в гарантийный ив последующий периоды практически нет претензий ча качество сборки! Моторы ВАЗ хороши прежде всего своей конструкцией. Именно она определяет их долговечность. А вот что касается надежности, то здесь, безусловно, очень многое зависит от качества сборки: Наша бригада устанавливает в двигатель все, что закрывается снизу поддоном картера, а сверху головкой цилиндров. После нас, если какой-либо дефект не проявился во время обкатки собранного двигателя, а затем при испытаниях автомобиля на стенде и заводском треке, он всплывет уже в гарантийный период у владельца машины. Работы и забот по его устранению, не говоря уж о моральной стороне дела, появится в сотни раз больше, чем требуется на нормальную сборку деталей в цехе. Каждый из нас это отчетливо понимает. Кроме того, у. нас не существует «безымянных» дефектов, как и безнаказанных. Хотите посмотреть журнал работы бригады, по которому можно без труда определить, кто и когда в течение последнего года собрал конкретный номер двигателя? Мы считаем, что очень многое зависит от морального климата в коллективе. Всякое бывает, у кого-то экзамен, заболел кто-то из близких, появились новые заботы, да мало ли что случается в жизни людей, и все это сказывается и на настроении, и на внимании к делу. В такие моменты в бригаде всегда срабатывает чувство ответственности за соседа. Присматриваем. конечно, без лишней назойливости, чтобы случайно человек не Допустил ошибку. Простой подсказки Или маленькой помощи бывает достаточно, чтобы избежать серьезного промаха в общем деле. А результаты говорят сами за себя — уровень дефектов на нашем участке в два раза ниже допустимой нормы. Есть много различных стимулов для хорошей работы, которые создаются в рамках всего заводского коллектива. Но самый главный, по-моему, должен быть в самом человеке. Знаете, я не могу на улице спокойно пройти мимо нашей машины. Невольно иной раз остановишься и послушаешь, как у нее «стучит сердечко». Сам ведь собирал.Теперь можно и на сборку. Под одной крышей длиной в несколько километров разместились сразу два производства — механосборочное (МСП) и сборочно-кузовное (СИЛ). На первом изготавливают детали и узлы агрегатов шасси и двигателей, на конвейерах второго они встречаются с окончательно собранными кузовами. В зависимости от заложенной программы производства отдельные кузова и агрегаты превращаются здесь в различные модификации базовых моделей. Мы находимся в Начале длинной конвейерной нитки в цехе, где окрашенный кузов обрастает стеклами, обивкой, арматурой, приборами электрооборудования. О JTOM, как строится система контроля качества на этом этапе, рассказывает заместитель начальника цеха по качеству Василий Павлович ВОЛОЧИЛОВ. — Нас интересуют главным образом два вопроса — характер дефектов, которые могут проявиться в кузовах на данном этапе еборки, и их дальнейшая судьба. Мы считаем, что на 90 процентов качество машины, закладываемое в нашем цехе, зависит от работы оператора, или слесаря-сборщика, как называют эту профессию на других заводах. При разработке технологии сборки кузова создаются все условия для качественного выполнения каждой операции. Однако в жестком режиме конвейера бывают случаи, когда рабочий, поспешив, установит деталь с отклонением от требований чертежа. «Жизнь» этого отклонения крайне коротка, уже на следующем участке кузов попадает к бригаде дефектчиков, чья обязанность найти и устранить сборочный дефект. При этом он не остается «безродным» — в карточке, которая сопровождает автомобиль от начала и до конца сборки, каждый обнаруженный дефект записывается и указывается его «автор». Работа дефектчиков тоже под надзором: окончательное слово за бюро технического контроля. В ту же карточку заносится оценка каждой операцииЦех, где собирают двигатели, в пяти минутах от главного конвейера. Даже не надо выходить на улицу. Мимо аккуратных боксов для испытания двигателей, похожих на современные застекленные киоски «Союзпечати», мимо склада готоЭтими словами бригадира мы и хотим закончить корреспонденцию: они точно характеризуют , одну из основополагающих черт вазовского стиля работы. г. Тольятти Н. РАЗИНЧЕВ, спецкор «За рулем»8