36
37
В начале этой весны в Москве проходил очередной пленум Федерации мотоспорта СССР, который подвел итоги нашей работы за последние три года и наметил обширную программу на ближайшее будущее. Бели попытаться дать краткий обзор состоянию дел в мотоспорте за отчетный период, то прежде всего надо отметить определенные качественные сдвиги. Кружки, секции, спортивно-технические клубы и автошколы укрепили свою материально-техническую базу, во многих местах к руководству мотоспортом пришли знающие люди, повысилась роль общественных кадров в организации и проведении соревнований. Продолжалось строительство спортивных сооружений. Только за последнее время вступили в строй кольцевые трассы в Киеве и Каунасе, гаревые треки в Риге и Фергане, комплекс в Баку. Заканчивается сооружение спортивного комплекса близ Рустави, началась реконструкция гаревого трека в Ленинграде. Большими событиями в спортивной жизни за это время стали VI Спартакиада народов СССР, посвященная 30-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне, и I Всесоюзная зимняя спартакиада по военно-техническим видам спорта, проведенная в честь 50-летия оборонного Общества. На старты этих грандиозных по своим масштабам состязаний вышли миллионы советских спортсменов, в том числе мотоциклисты. Кстати, с I зимней Спартакиадой связано появление в нашем календаре двух новых чемпионатов — зимнего кросса и командного первенства страны по мотогонкам на ледяной дорожке, которые, несмотря на свою молодость, уже завоевали широкое признание у любителей мотоциклетного спорта. Больше внимания стали уделять на местах развитию мотоспорта среди подростков, юношей. Набирают силы детско-юношеские школы в Таллине, Риге, Краснодаре, Вильнюсе, Видном, Ижевске, Челябинске, Красноярске. Появились и новые, заслуживающие распространения формы спортивной работы — создание юношеских мотоклубов, где занимаются на мопедах (Камчатская область), организация агитационных мотопробегов с выставками спортивной техники и снаряжения для туризма (Пермская, Липецкая, Куйбышевская и ряд других областей), проведение мотолыжных гонок (Латвийская ССР) и фестиваля по военно-техническим видам спорта (Башкирская АССР). Все это обогащает мотоциклетную спортивнуюГенерал-майор технических войск Л. СТРАХОВ, председатель Федерации мотоспорта СССР жизнь, делает ее более интересной, привлекательной для молодежи. Значительны каши достижения и на международной арене. Три последних года ознаменовались новыми победами советоких спортсменов в чемпионатах мира по мотогонкам на льду. В этом виде соревнований, который, кстати, снискал огромную популярность во многих странах Европы, появился новый признанный лидер — воспитанник ДОСААФ, а ныне военнослужащий из Новосибирска Сергей Тарабанько, завоевавший четыре золотые медали. Порадовали своими выступлениями советские спортсмены ив личном чемпионате мира по мотокроссу на машинах класса 260 смЗ. В 1976 году Геннадий Моисеев занял второе место, уступив всего лишь очко победителю X. Микколе из Финляндии, а Владимир Кавинов был третьим. В минувшем сезоне наш дружный дуэт оказался вне конкуренции: Моисеев стал во второй раз чемпионом мира, серебряная медаль досталась Кавинову. О явном преимуществе наших гонщиков над зарубежными соперниками говорит тот факт, что из 24 заездов первенства они вместе со своим товарищем по сборной команде Анатолием Овчинниковым выиграли восемнадцать. С 1972 года не знают поражений в розыгрышах Кубка Европы советские мотоболисты. Теперь они семикратные победители этого неофициального первенства континента. Можно отметить также успешные выступления наших гаревиков в таких соревнованиях, как «Балтийское море — море мира», кроссменов в Кубке дружбы социалистических стран 1976 года, обнадеживающие старты советских экипажей в чемпионатах Европы по мотокроссу на машинах с коляской. За высокие достижения на чемпионатах мира и Европы большая группа наших спортсменов была отмечена правительственными наградами, в их числе Г. Моисеев, С. Тарабанько, В. Кавинов, тренеры К. Демянский и В. Панферов. Все это не может не радовать. Однако жизнь идет вперед. И какое бы удовлетворение ни принес день вчерашний, мы трудимся над решением сегодняшних проблем, заглядываем в будущее. Мотоспорт развивается. Иначе и быть не может: ведь он детище технического прогресса, детище XX века. Но все умевали — почему же в нашем городе нет мотосекции. Ведь Каменск-Уральский ничуть не больше нашего города, но там есть даже ДЮСТШ. Я был в городе Северский (это в 70 километрах от нас) и завидовал мальчишкам, которым предоставлена возможность заниматься мотоспортом. В нашем городе многие ребята имеют личные мотовелосипеды и мопеды, по вечерам иногда устраиваются гонки между дворами, а то и районами, главный приз — бутылка. Я уже три раза выигрывал своему двору этот приз, хотя сам не пью, но участвую в таких соревнованиях, чтобы поддержать свой авторитет гонщика. Просим редакцию помочь нам, чтобы в нашем городе была мотосекция. Мы не знаем куда обращаться». Как быть с письмом? Так ли действительно обстоит дело в Первоуральске? К тому же автор не назвал своей фамилии.СДЕЛАНО.ли мы делаем, чтобы мотоспорт шел в ногу со временем, чтобы везде и повсюду выполнялись постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а также ЦК ДОСААФ СССР, в которых намечены меры по дальнейшему развитию и совершенствованию военно-технических видов спорта? В какой-то мере ответы иа эти вопросы дают отчеты местных федераций, присланные к очередному пленуму Всесоюзной федерации мотоспорта, выступления участников пленума. Они свидетельствуют о том, что а ряде областей, краев и республик мотоспорт развивается слабо. Медленно внедряются современные методики в тренировочном процессе, в подготовке мотоспортсменов. Учебные и тренировочные занятия проводятся часто нерегулярно и беспланово, на необорудованных трассах, бее медицинского контроля. В некоторых спортивных Коллективах плохо поставлена политико-воспитательная работа, что приводит к недисциплинированности и аморальным поступкам со стороны отдельных спортсменов, тренеров и механиков. О низком уровне развития мотоспорта сообщалось в отчетах из Орловской области, Карельской АССР, Армянской ССР и других мест. Откровенны товарищи из Кабардино-Балкарии: они прямо признаются, что в республике ни федерации, ни мотоспорта не существует. В Пермской области мотосекции созданы лишь в трети автошкол ДОСААФ, их не имеют примерно две трети спортивно-технических клубов при крупных первичных организациях (аналогичное положение дел в Алтайском крае, Брянской и некоторых других областях). Ратуя за массовость мотоциклетных соревнований, расширение их географии, нужно, конечно, иметь в виду, что эти понятия относительны. Скажем, гонки по гаревой и ледяной дорожкам, мотобол, «кольцо» в силу своей специфики вообще не могут быть массовыми, как, скажем, лыжи или коньки, хотя бы потому, что для них требуются специальные спортивные сооружения, дорогостоящая техника. Есть объективные причины, препятствующие тому, чтобы все дисциплины мотоспорта процветали в разных районах нашей страны. Однако это не может служить оправданием бездеятельности многих местных федераций, секций, клубов в развитии Решили направить письмо в свердловский областной комитет ДОСААФ. Вскоре был получен ответ. Председатель областного комитета А. Орлов сообщил: «Письмо Сергея С. рассмотрено в обкоме ДОСААФ, на президиуме Первоуральском городского комитета и семинаре председателей первичных организаций, Городской комитет ДОСААФ наметил провести в текущем году соревнования на личных мотоциклах и мопедах а первичных организациях ДОСААФ и на первенство города. На базе первичной организации ДОСААФ Первоуральском новотрубного завода будет проведен семинар общественных тренеров и судей по мотоспорту, Президиум горкома ДОСААФ обязал первичные организации ряда заводов и треста «Тяжспецстрой» создать юношеские мотосекции и организовать работу. Областной федерации автомотоспортаПодростки рвутся в спортНа конверте был обратный адрес: Первоуральск. «Пишет от имени мальчишек твои постоянный читатель Сергей С. Сегодня с ребятами обсудили статью «Увлеченность», опубликованную в НЬ 8 «За рулем» за 1977 год. Обсуждали и недо-36 ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬпростейших соревнований, и прежде всего на личных мотоциклах,,, в привлечении к ним самых широких кругов молодежи. Условия для проведения таких состязаний .существуют практически всюду, Сейчас в личном пользовании находится более 10 миллионов мотоциклов, не считая мопедов. Вот он резерв массовости нашего спорта! Вот оно поле деятельности для комитетов и клубов Общества, для спортивного актива, общественных тренеров, инструкторов, судей. Если говорить о проблемах большого спорта, то здесь главное — оотрая нехватка техники. Нельзя сказать, что в этой области ничего не делается. За последнее время наши клубы и секции получают намного больше, чем это было раньше, чехословацких мотоциклов 3 для кросса (классов 126, 260 и 600 см ), спидвея и гонок по ледяной дорожке. Выпуск нескольких новых спортивных моделей освоили заводы в Риге, Минске, Коврове, Ижевске, Киеве и Ирбите И все же потребности пока удовлетворяются на 20—26%, Еще хуже обстоит дело с качеством отечественных спортивных и гоночных мотоциклов, с разработкой уникальных образцов, которые по своим тягово-динамическим характеристикам и надежности не уступали бы лучшим зарубежным и могли бы стать опорой нашим сборным командам для участия в международных соревнованиях. К сожалению, в который уже раз приходится говорить, что головная организация в разработке современной спортивной и гоночной техники — ВНИИмотопром из-за своих пока небольших производственных мощностей не расширяет научно-исследовательскую и конструкторскую работу в этой области, практически не участвует в подготовке мотоциклов к зарубежным состязаниям. Дело даже не в престиже, хотя, согласитесь, для нашей страны, занимающей одно из ведущих мест в мире по количеству выпускаемых мотоциклов, он должен играть не последнюю роль. Качество техники самым непосредственным образом влияет на тренировочный процесс, подготовку высококвалифицированных гонщиков, и ее несовершенство является одной из причин того, что в нашем мотоспорте (особенно в кроссе, кольцевых гонках, мотомногоборье, мотоболе) за последнее время попредложено оказать помощь первоуральскому горкому ДОСААФ в организации и проведении соревнований и семинара с общественными кадрами>. Будем надеяться, что все намеченное в Первоуральске претворят в жизнь. Свердловская областная организация оборонного Общества имеет немалый опыт в приобщении юношей к мотоспорту, Пгжмером тому — Каменск-Уральский, где есть не только несколько активно действующих секций на заводах, но и создана детско-юношеская спортивно-техническая школа, устраиваются состязания ребят на мотовелосипедах и мопедах (об этом подробно рассказывалось в статье «Увлеченность»), Вместе с тем письмо должно обратить внимание многих председателей комитетов ДОСААФ, начальников автошкол, спортивно-технических клубов, руководителей секций и кружков, тренеров и акявилось не так уж много новых имен. Но было бы в то же время неверно все беды взваливать на технику. Не секрет, что у нас много спортивно-технических клубов, которые не соответствуют названию, поскольку спортивной работы практически не ведут. В ряде мест с преобразованием автомотоклубов в автошколы исчезли мотоциклетные секции. Низка пока отдача и от многочисленных ДЮСТШ. А ведь в этих организациях трудится основной отряд штатных тренеров и инструкторов. Пора, наверное, комитетам ДОСААФ спросить своих спортивных специалистов, каковы же итоги их работы. У нас есть с кого брать пример. Вот уже многие годы отличных результатов во всесоюзных чемпионатах добиваются кроссмены Ленинграда, прибавили за последнее время мотоциклисты Латвии и Эстонии, главным образом благодаря развитию мотоспорта в сельской местности. К сожалению, опыт передовых организаций изучается слабо и робко распространяется. Не первый год, например, идет речь о необходимости научного подхода к тренировочному процессу, применении различных тестов, помогающих выявить степень готовности того или иного гонщика к соревнованиям, использовании проверенных на практике методов повышения волевых и психологических качеств спортсмена. Но пока что дальше разговоров дело на местах не идет. Существуют и организационные упущения. И здесь прежде всего нужно говорить о роли общественных кадров, многочисленных наших активистов и, конечно, Федерации мотоспорта СССР в решении кардинальных вопросов повышения массовости соревнований и роста мастерства участников. Самокритично следует признать, что Федерация до недавнего времени не имела тесных связей с профсоюзными и комсомольскими органами, с представителями промышленности, министерств, ДСО и ведомств. Занимаясь главным образом безусловно важными, но текущими делами — подготовкой к ответственным выступлениям сборных команд, уточнением технических требований и правил чемпионатов страны и т. п., мы зачастую упускали кардинальные, перспективные вопросы, на которых зиждется мотоспорт, — деятельность местных федераций, организационный уровень соревнований, пропаганда мотоспорта, забота о спортивной смене. Видимо, более быстрому выявлению новых талантливых гонщиков могло бы способствовать изменение структуры ряда наших чемпионатов. Известно, например, что международный класс 3 600 см в зимнем спидвее всегда черпал силы в младших кубатурах — 125, 3 176 и 360 см . Именно в них начинали свой путь на ледяных треках прежние и настоящие лидеры сборной команды. Однако вот уже многие годы борьбу за первенство в этих классах ведут одни и те же спортсмены — ветераны нашего мотоспорта, не имеющие перспектив для перехода на международную кубатуру. И здесь, бесспорно, заслуживает внимания предложение о введении возрастного ценза для спортсменов, вы3 ступающих в классах 175 и 360 см . Это позволило бы улучшить приток способных сил в главную команду страны. В минувшем году откровенно разочаровали наших любителей мотоспорта мастера спидвея: в финале мирового первенства впервые за 16 лет не было представлено ни одного советского спортсмена. Не буду вдаваться в причины, их много, остановлюсь лишь на одном обстоятельстве: соревновательная подготовка наших мастеров гаревого трека во много раз скромнее, чем у зарубежных соперников. В этой связи следует, очевидно, внести коррективы в систему отбора участников финала чемпионата СССР, которая пока не способствует притоку сильных гонщиков, созданию настоящей спортивной конкуренции. Да и сам финал нужно сделать по возможности многоэтапным, чтобы спортсмены по несколько раз, на разных треках встретились между собой в борьбе за титул чемпиона. Представляется очень ценной инициатива львовского мотозавода, предложившего наладить выпуск небольшими сериями трекового мотоцикла с двигателем 125 см 3 . Такая машина крайне нужна нашему спидвею: она позволит развивать юношеский трековый спорт, расширит возрастные возможности, необходимые для выступлений на гаревой дорожке. Что скрывать, мы хотим видеть новые таланты каждый год ив значительно большем числе, чем сейчас. Находить их и растить — одна из самых важных задач, стоящих сейчас перед комитетами, клубами ДОСААФ, федерациями, тренерами, конструкторами машин и многочисленной армией активистов мотоциклетного спорта. ша «приза», о котором сказано в письме. гоняют по улицам, не соблюдая никаких правил, нарушая общественный порядок. Стоит ли говорить, что такие гонки нередко завершаются дорожными происшествиями. Постоянная работа с владельцами личного транспорта, с теми, кому исполнилось 16 лет (в соответствии с правилами они могут быть допущены к состязаниям), задача очень серьезная. Безусловно, здесь нужна инициатива, выдумка, чтобы сделать соревнования простыми и интересными одновременно, чтобы они превратились в настоящий праздник, стали хорошей пропагандой автомотоспорта. И можно не сомневаться, многие владельцы машин охотно примут участие в простейших соревнованиях. Особое значение все это приобретает сейчас, когда началась VII летняя Спартакиада народов СССР, главная цель которой — развитие массового спорта.тивистов. Ведь не секрет, что почти повсеместно спортивная работа ограничивается занятиями с небольшой группой гонщиков, которой посчастливилось попасть в секцию. А как быть остальным — тысячам и тысячам юношей, которые хотели бы попробовать свои силы на трассах мотоциклетных соревнований. А если учесть, что мотоцикл, мотовелосипед или мопед в семьях уже давно не редкость, то ясно, что возникает почва для так называемого дикого спорта. Важно повернуть его в нужное русло. Иначе естественное стремление ребят к спорту, которое умелой помощью можно обернуть на пользу воспитанию, техническому просвещению, действует в совсем другом направлении, разжигая нездоровые страсти, порождая вредные привычки. Еще раз убеждает в этом письмо из Первоуральска. Не надо забывать и то, что мотовелосипед при всей его маломощности — не безобидная игрушка. А ведь ребята после розыгры37