38
39
В МИРЕМОТОРОВСОЮЗ ЧЕТЫРЕХКрупнейшим в СФРЮ производителем грузовиков и автобусов является объединение ФФБ. Оно включает четыре предприятия: автомобильный завод в г. Прибой (грузовики ФАП), моторный завод в г. Сараево (дизели «Фамос»), автобусный завод имени 11 октября в г. Скопле (автобусы «Санос»), завод автомобильных кузовов в г. Загребе (автобусы «Дубрава»). Объединение выпускает четыре семейства грузовиков. Первое, ФАП-13, ведет происхождение от модели 1951 года, изготовлявшейся по лицензии австрийской фирмы «Заурер». Грузоподъемность этих машин — 8 тонн, мощность двигателя — 145 л. с. Второе, машины ФАП-15Б, охватывает бортовой 9,5-тонный грузовик и седельный тягач. На ФАП-15Б устанавливают дизели мощностью от 160 до 200 л. с. Третье семейство. ФАП-18Б, оснащено дизелями мощностью от 200 до 230 л. с. В него входят бортовой грузовик грузоподъемностью 12 тонн и седельный тягач. Автомобили четвертого семейства, ФАП-22Б. к аки третьего, сконструированы целиком югославскими специалистами. Базовая модель бортового грузовика ФАП-22Б рассчитана на 13,5 тонны и имеет 200-сильный двигатель. Цифра в индексе машин ФАП означает полный вес базового бортового грузовика в тоннах. Автобусы «Санос» моделей С-12 и С-14 предназначены для междугородных перевозок и вмещают соответственно 50 и 58 пассажиров. Автобусы «Дубрава» вы-КОРОТКОЗавод ВСК в г. Мелец (ПНР) приступил к мелкосерийному производству легких двухместных электромобилей «Мелекс». Их назначение — обслуживание экскурсантов в городах и отдыхающих в парках. Скорость — 30 км / ч . Запас хода — 70 км . Долговечность батареи — 400 циклов зарядки (соответствует году службы). На чехословацких мотоциклах ЯВА634.8.00 и ЯВА-634.8.01 с 1977 года вновь устанавливается механизм автоматического выключения сцепления. Созданное в Европе международное объединение ИНВЕКО по производству грузовиков координирует усилия фирм ФИАТ, «Лянча», ОМ (Италия), «Юник» (Франция) и «Магирус-Дейц» (ФРГ). Все они выпускают на основе кооперации большой типоразмерный ряд унифицированных грузовых моделей. Австралийское правительство приняло решение резко ограничить ввоз в страну иностранных автомобилей. Эта мера должна защитить отечественную промышленность от наступления зарубежных фирм, главным образом японских. В 1976 году в Австралию было ввезено 102 тысячи машин, из которых 87 тысяч — японские. Семьдесят пять лет назад на металлургическом заводе «Воксхолл» (Англия) был изготовлен первый автомобиль этой марки. Английский спортивный автомобиль «Триумф-ТР7», подготовленный для участия в ралли по группе А4, при рабочем объеме двигателя 1998 емз располагает мощностью 220 л. с , весит в снаряженном состоянии 1100 кг , развивает скорость 195 км / ч и разгоняется с места до 100 км / ч за 7 с. Для лучшей защиты от коррозии передних крыльев внутри них на моделях «Бюик» (США) 1978 года монтируются пластмассовые надколесные ниши. Легковые автомобили «Олдсмобиль» (США) с 1978 года комплектуются компактным запасным колесом. Одинаковое по диаметру со штатным, оно имеет ширину всего 125 мм, весит вдвое меньше и позволяет проехать на нем не менее 3 000 км. Для экспорта в Англию, где бензин весьма дорог, шведская фирма «Волво» разработала модификации моделей «244» и «264», питающиеся сжиженным газом (его запас на машине — 60 л). Сегодня в Англии 200 станций для заправки машин таким газом. Японский завод «Хонда» приступил к выпуску новой модели «ЦИксэОО». У этого мотоцикла — карданная передача и3 I1 V-образный двухцилиндровый (496 см , 50 л. с.) двигатель с водяным охлаждениI ем. •ФАП-15Б. «Дубрава-Д15».• ••• ••пускаются в трех вариантах (Д-10, Д-11. Д-15) для междугородного, пригородного и городского сообщения.• ••КРОССОВЫЕ КТМНа 1978 год производственная программа завода КТМ (Австрия) включает три кроссовые модели, рассчитанные на продажу спортсменам. Естественно, они уступают по своим параметрам уникальным машинам, предназначенным только для заводских гонщиков. В кроссовых моделях широко используются узлы и агрегаты, покупаемые у заводов-смежников: алюминиевые обода колес («Акронт-ЛК»), карбюраторы «Бннг», бесконтактные системы зажигания «Мотоплат», поршни «Мале», передние телескопические вилки «Марзокки», газонаполненные задние амортизаторы «Бильштейн». Все три мотоцикла имеют сходную конструкцию с дуплексной рамой из хромомолибденовых труб, выпускной системой с глушителем, расположенным под бензобаком, пятиступенчатой коробкой передач, передней вилкой с ходом 240 мм и задней с ходом 250 мм, игольчатыми подшипниками «маятника» задней подвески, отлитыми из магниевого сплава ступицами колес. Передние колеса снабжены шинами размером 3.00—21 (у 125-кубовой модели — 3,00 — 21). задние — 4,50—18 (4.00 — 18). Двигатели — одноцилиндровые, двух-• ••• ••КТМмодели 1978 года (класс 250 см 5 ).• ••тактные рабочим объемом 123, 246 и 352 см 3 . Они оснащены карбюраторами со смесительной камерой диаметром соответственно 34, 36 и 38 мм. Мощность двигателей составляет соответственно 26,5, 38 и 46 л. с , а сухая масса — 89, 96 и 97 кг.ИСПАНСКИЙ «РЕНО»Испанская автомобильная промышленность ежегодно выпускает 400 тысяч легковых машин. Их производят главным образом заводы, принадлежащие иностранным компаниям: ФИАТ, «Крайслер». «Рено» и другие. «Рено», в частности, владеет заводом ФАСА в Мадриде. С 1951 года он был только сборочным, но теперь с его конвейера сходит и новая машина, у которой нет французского двойника. Она представляет собой четырехдверный вариант «Рено-Р5» с удлиненным салоном (у модели «Р5» он двухдверный) и выступающим багажником. Этот автомобиль, выпускаемый только в Испании, имеет передние ведущие колеса и3 четырехцилиндровый двигатель (1037 см , 50 л. с ) . Скорость — 130 км/ч.• ••«ФАСА-Рено-5».38 НЕ СРЕДНЯЯ, А ТРЕТЬЯ ОСЬИнтересное конструктивное новшество отличает сочлененные автобусы «Мерседес-Бенц 0305Г» модели 1978 года.Двигатель и трансмиссия установлены не на головном звене автобуса (как обычно), а на хвостовом, в его задней части. Таким образом, оно унифицировано с задней частью обычного городского автобуса модели «0305», и ведущей является третья, а не средняя ось. Эту особенность с первого взгляда можно определить по планетарным редукторам в ступицах третьей пары колес.ВСЕ КОЛЕСА-УПРАВЛЯЕМЫЕТакую конструкцию имеет тягач «Татра-Семекс-29270». Он предназначен для буксировки на аэродромах, тяжелых пассажирских самолетов, масса которых сегодня достигает внушительной цифры — 400 тонн. У этой машины с колесной формулой 6x6 двенадцатицилиндровый дизель мощностью 270 л. с , хребтовая рама, гидростатическая трансмиссия, независимая подвеска двух передних пар колес. Кабина водителя сделана подъемной: при буксировке самолета она опускается, и высота машины составляет всего 1570 мм. Поднятая кабина увеличивает высоту до 2370 мм и обеспечивает хорошую обзорность водителю при маневрировании тягачом без прицепа. В зависимости от условий работы для поворота тягача может быть использован один из четырех вариантов управления. Наименьший радиус поворота — 3 м. «Татра-Семекс-29270» весит с заправкой 29 тонн и рассчитана на буксировкуFT1Общий вид машины.*ФМ*¥Ч¥ЧйЧетыре варианта управления поворотом. самолетов общей массой от 75 до 170 тонн. Скорость тягача — до 32 км/ч. Длина — 8060 мм. Ширина — 2500 мм.С1ФИАТ С ЧЕРНОЙ ОТДЕЛКОЙЗавод ФИАТ начал выпуск еще одной модификации для «кафе-рейсерс» (людей, стремящихся выглядеть «спортивно»). Этот «ФИАТ-128-берлинетта-ГЛИкс» оснащен более мощным (1300 см 3 , 73 л. с ) , чем базовая модель, двигателем и дополнительным оборудованием. В него входят теплонепропускающие (их еще называют атермальными) стекла, небольшое антикрыло на задней части кузова, отлитые из алюминиевого сплава колеса, специальные шины, два боковых наружных зеркала заднего вида (такие, как на гоночных автомобилях), «дворники» и омыватель заднего стекла. Чтобы придать этой модификации характерный внешний вид, ее детали с декоративным оформлением — бамперы, решетка облицовки радиатора, поводки стеклоочистителей и дверные ручки — сделаны черными, а не с блестящим покрытием.СЕМЕЙСТВО «700»БМВ, вторая по престижу автомобильная фирма ФРГ, снова собирается отнять кусок пирога у «Даймлер-Бенц АГ» в Штуттгарте с помощью теперь уже новых моделей семейства «700». Ведь до сих пор в каталогах БМВ не было машин, которые могли бы соперничать с «мерседес-бенцами» моделей «350» и «450» по вместимости, комфорту и респектабельности. «Семисотка» имеет базу 2795 мм, то есть не намного больше, чем бывший флагман фирмы БМВ-З.ЗЛ, а ее габарит вырос лишь немного — до 4860Х1800Х Х1430 мм. Благодаря новым методам конструирования удалось одновременно увеличить 3 вместимость (емкость багажника 0,480 м ), прочность, площадь остекления и обзорность, сохранив неизменной массу кузова. Внешне большой БМВ очень похож на спортиьное купе семейства «600», производство которого началось годом раньше. Для новых седанов БМВ предусмотрены три варианта: «728», «730» и «733» (две последние цифры в индексе показывают условно объем двигателя). Моторы меньшего литража снабжены одним четырехкамерным карбюратором «Солекс» с особым пусковым устройством, которое содействует лучшему распылению топлива и меньшему выделению вредных примесей в отработавших газах. Самый мощный из трех двигателей имеет степень сжатия 9,0, рабочий объ3 ем 3210 см и развивает 197 л. с. У него современная аппаратура впрыска топлива фирмы «Бош». В зависимости от модификации двигателя автомобили имеют максимальную скорость 192—205 км/ч и разгоняются с места до 100 км/ч за 10,1 — 8,9 с. У модели «733И» предусмотрена бесконтактная система зажигания и довольно мощный (910 Вт) генератор переменного тока в расчете на то, что будут установлены всевозможные «экстра», включая регулировку задних сидений посредством электромотора. Сцепление с диафрагменной пружиной передает момент на четырехступенчатую коробку передач (трехступенчатая автоматическая — за дополнительную плату, как и самоблокирующий дифференциал). Независимая задняя подвеска смонтирована на подрамнике. Передняя заслуживает особого внимания. Она сделана по схеме «Мак-Ферсон» с одним дополнительным шарниром: тщательно подобранная кинематика ее обеспечивает автомобилю характеристики управляемости присущие и спортивной и «семейной» машине. Шины размером 195/70—14 или 205/70 — 14 вместе с дисковыми тормозами диаметром 280 мм обеспечивают уверенное замедление с высоких скоростей при массе в заправленном состоянии порядка 1530 — 1600 кг. Трубопроводы привода тормозов выполнены по диагональнон схеме, а тормозной усилитель работает в единой системе с рулевым усилителем: с общими насосом и гидроаккумулятором. Опубликованы такие сравнительные данные: при выключенном двигателе обычный вакуумный усилитель может обеспечить только два торможения с 80-процентным замедлением, гидравлический же аккумулятор запасает энергию для 11 торможений. Степень усиления в рулевом приводе зависит от скорости машины, то есть усиление максимально за время маневрирования на стоянке. Как и полагается машине класса «люкс», предусмотрено всевозможное основное и дополнительное оборудование. Назовем только самые интересные принадлежности: особо сложная вентиляция и отопление кузова (с решетками на нескольких уровнях), включая обдув боковых стекол: централизованное запирание дверей и люков: контрольное табло, на котором после нажатия на кнопку, когда водитель входит, должны загораться все семь лампочек — иначе, значит, с какой-либо системой неладно; электрический механизм регулировки зеркала заднего вида; автоматический регулятор уровня кузова.БМВ-700.39