В организациях ДОСААФПо долгу правофланговыхГ. ШАКИРОВ, председатель татарского областного комитета ДОСААФ Май для нас месяц особый, отмеченный двумя большими праздниками — Труда и Победы, которые слились воедино. Торжественно встречают их советские люди и, как это повелось, подводят итоги сделанному, радуются трудовым свершениям. Татарская областная организация ДОСААФ в числе ряда других коллективов оборонного Общества выступила с почином: сделать 1978 год годом ударного труда в осуществлении задач, выдвинутых XXV съездом КПСС. Мы взяли повышенные обязательства и обратились к досаафовцам городов и сел с призывом последовать нашему примеру. С тех дней прошло почти полгода. Что сделано, чего достигли за это время? Наши социалистические обязательства охватывают, в сущности, все стороны организационно-массовой, военно-патриотической, учебной, спортивной и хозяйственной деятельности ДОСААФ. Я же здесь хочу остановиться только на том, как социалистическое соревнование в автошколах, спорттехклубах способствует повышению качества на этом большом и ответственном участке нашей работы, «Гордись своей профессией, водитель!» Этот лозунг я первый раз увидел, когда переступил порог нового здания мензелинской автошколы. Сегодня его встретишь ив других учебных организациях Татарии. Мензелинск — небольшой районный центр, вокруг него колхозные села. Из сел и поступают в автошколу на учебу ребята, которым предстоит, как положено по Конституции, встать в ряды вооруженных защитников Родины, приобрести воинскую специальность. Отбор в автошколу производит военкомат, общественность, принимают в этом участие и работники школы. Желающих стать водителем — хоть отбавляй. Но это еще не гарантия того, что из каждого выйдет настоящий специалист. Вадим Павлович Васильев, начальник автошколы, почти двадцать лет работающий здесь, рассказывал мне как-то: — Встречаются ребята, которым хочется водить автомобиль, а вот когда начинается настоящая учеба, трудности, им вроде бы в тягость шоферское дело. Видишь, ленится, отлынивает. В таких случаях подход нужен, терпение, работа... Как бы там ни было, но я что-то не помню, чтобы в конце концов, к завершению учебы эти юноши не одумались, не стали водителями.Да, умеют здесь повозиться с ребятами, найти к каждому курсанту подход, увлечь делом. И это возможно потому, что весь коллектив, все преподаватели, мастера работают в едином настрое. Тон всему задает Васильев, бывший фронтовик, мотоциклист-разведчик. Ему-то хорошо известно, как важно не только умело управлять техникой, но и любить ее, гордиться своей профессией. В социалистических обязательствах коллектива на 1978 год среди других пунктов, касающихся военно-патриотического воспитания, есть один, в котором прямо сказано о работе по воспитанию любви к водительской профессии. Именно о работе. Трудной, кропотливой, непрерывной. Умение показать молодым людям возвышенное в будничном, раскрыть будущим воинам важность и значительность их предстоящей службы за рулем военного автомобиляэто составная часть военно-патриотического воспитания. А надо сказать, что эта сторона деятельности вообще занимает в обязательствах наших учебных организаций заметное место. Здесь у нас накоплен значительный опыт, сложилась определенная система воспитательной работы. Становится все более реальным фактом единство обучения и воспитания. Полагаю, что положительную роль в этом деле сыграло введение в штаты заместителя начальника школы по политико-воспитательной работе. Мы постарались подобрать на эти должности людей опытных, заботливых, знающих и любящих дело. Вместе с тем при помощи местных партийных, комсомольских органов укрепляем партийные организации в учебных коллективах, поднимаем роль комсомольских групп. Примером умелой организации обучения и воспитания, как единого целого, может служить коллектив зеленодольской автомобильной школы, о которой в свое время писал журнал «За рулем». Школа размещена в новом учебном корпусе, оснащена тренажерами, действующими агрегатами, электрифицированными стендами, киноаппаратурой и другими техническими средствами обучения. И все же она не достигла бы таких успехов, если бы весь учебный процесс, вся организация работы в школе не были от начала и до конца пронизаны, если можно так сказать, военно-патриотическим настроем. Начальник школы В. Цветков, его заместители В. Малюченко, Н. Пигалов, преподаватели, мастера вождения и производственного обучения и на занятиях в классе, лаборатории, и на уроках вождения умеют приоткрыть героическую страничку из фронтовых подвигов водителей, напомнить о долге отлично учиться, приучать себя к армейской дисциплине, порядку. Выполнению социалистических обязательств здесь придается особое значение. И гласность, и наглядность, и регулярное подведение итогов, разбор недостатков, поощрение передовиков, помощь отстающим — вот чем живет коллектив. Много можно почерпнуть из опыта учебно-воспитательной работы казанской технической школы. Кроме тех форм воспитания, которые уже названы, здесь курсанты посещают юношеский военнопатриотический клуб «Подвиг», уже ряд лет действующий при нашем областном Доме ДОСААФ. Тесная дружба у будущих воинов-водителей установилась с курсантами казанского высшего танкового командного училища. В едином процессе обучения и воспитания вырабатывается то профессиональное мастерство, которое необходимо водителю, — умение управлять автомобилем в различных условиях, знание техники, правил дорожного движения. На этот год мы взяли обязательство по республике: не менее 80% выпускников школ должны сдать экзамены на «хорошо» и «отлично», каждый второй курсант — заслужить право на получение нагрудного знака «За отличную учебу». Откровенно говоря, мы долго взвешивали эту часть обязательств. Все же наши учебные организации еще далеко не однородны по размещению, оборудованию, составу преподавателей. И вот теперь, когда выпущено уже нескрлько потоков, когда строгие экзаменационные комиссии проверили знания обучающихся, признав высокий уровень их подготовки, мы можем сказать: большинство коллективов поработало неплохо, у нас есть уверенность, что мы выполним обязательства. Прошедшие месяцы 1978 года .показали, где кроются резервы повышения практической выучки — самого главного элемента подготовки водителей. Ясно, что умение управлять автомобилем закладывается на площадках начального обучения, в тренажерных классах, крепнет на автодромах, шлифуется на улицах и дорогах, на трудных участках, в колонне на марше. Но вот с, введением новой программы обучения будущих воинов, которая включила вождение в сетку расписания, мы получили новый резерв улучшения качества подготовки. Руководители автошкол единодушны в том, что одно это позволяет в корне улучшить контроль за вождением, исключить случаи неполного «наезда» часов, приписок. Сейчас, например, в казанской автошколе, относящейся к первой группе, на вождение одновременно выходит тридцать автомобилей. А это значит, что школа, чего бы это ей ни стоило, обязана все свои автомобили, все свое парковое хозяйство держать в постоянной технической готовности. И не случайно появился в соцобязательствах школ такой. пункт: довести коэффициент технической готовности до 0,971 Теперь, стоит одному, лишь одному автомобилю не выйти на площадку построения — и этот «грех» уже нельзя спрятать, кто-то из курсантов останется без машины. Старшему мастеру с введением вождения в сетку расписания стало проще планировать и контролировать работу мастеров практического вождения. По словам тех, кто принимал экзамены в зеленодольской автошколе, курсанты, впервые обученные по такой системе, чуть ли не вдвое лучше управляют автомобилем, у них куда больше умения, сноровки, уверенности, знания правил движения, чем раньше. Чтобы предоставить старшему мастеру больше возможностей для оперативного руководсгва, мы провели эксперимент: в зеленодольской и мензелинской автошколах (четвертой группы) мастеров вождения разбили на бригады, по четыре человека в каждой. Бригадир сам решает теперь многие производственные вопросы, участвует в распределении квартальных премий. Мы стремимся обобщить все лучшее,2