34
35
Еще один [СПОРТ комплексНа 21-м километре прекрасного шоссе, которое идет из Тбилиси в Ереван, вблизи Рустави появился указатель «Республиканская спортивная база ДОСААФ». Строительные работы здесь еще не закончены, но первые старты уже состоялись. Что же представляет собой новый спортивный комплекс? Сердцевина его — кольцевая трасса, давняя мечта поклонников автомобильного и мотоциклетного спорта в республике. Многие из них полюбили кольцевые гонки еще в те годы, когда они проводились по улицам Тбилиси. Теперь появилась возможность не только возродить первенства республики, но и устраивать в Грузии чемпионаты страны по кольцевым автомобильным и мотоциклетным гонкам. Сооружение трассы было поручено четвертому дорожно-строительному участку Минавтодора республики. Ее конфигурация видна на схеме. Длина — 4040 метров (ее можно укоротить для тех или иных соревнований до 2500 метров). Повороты разной крутизны, от 180 до 5°. Стартовая прямая — 550 метров, ее ширина — 18 метров, на остальных прямых участках проезжая часть — 12 метров, а на кривых (поворотах) — 14 метров. С каждой стороны асфальтированной полосы — 3-метровая земляно-травяная обочина, на кривых — отбойные брусья. Вся трасса огорожена сеткой. Рядом площадка для боксов автомобилей технической помощи. Есть площадка для машин спортсменов, здесь же участок для закрытого парка. От него идет подъездная дорога к боксам техпомощи. Не будут в обиде и зрители. Им отведено достаточно места на возвышенности, обеспечивающей не только полную безопасность, но и хороший обзор всей трассы. К стартовому участку трассы будет примыкать картодром. В нем два кольца: малое — 850 метров и большое — 1375 метров. В спортивную базу входит также мотодром с гаревой дорожкой длиной 380 метров и мотобольным полем. Его трибуны рассчитаны на 2500 зрителей. Сооружены боксы для мотоциклов, помещение для медпункта и душевые. На мотодроме уже проводятся соревнования. На территории спортивной базы построено хорошее двухэтажное здание детско-юношеской спортивно-технической школы, обеспечивающее все условия для нормальных занятий ребят. Сооружен также двухэтажный корпус, в котором боксы для спортивной техники, механическая мастерская, душевые, помещение для РСТК. Несколько объектов строится: картодром, кордодром для автомоделистов, четырехэтажная гостиница на 200 мест и при ней пищеблок. В спортивную базу мы включаем и кроссовую трассу, раскинувшуюся на склонах горы неподалеку от «кольца». На ней уже несколько лет проводятся городские и республиканские соревнования. Хорошо отзываются об этой трассе участники сборной страны по мотокроссу, проводившие здесь тренировки. В заключение хотелось бы сказать доброе слово в адрес начальника ремонтностроительного участка Ираклия Семеновича Маршания, прораба Тенгиза Александровича Геджадзе, всех строителей, которые не жалели труда и усилий для создания хорошей республиканской спортивной базы. Т. ЧХАИДЗЕ, начальник республиканского спортивно-технического автомотоклуба ДОСААФ Грузинской ССРКак-то я услышал о нем: «Замыслов? Он больше любит готовить машину, чем ездить на ней». В первый момент это показалось парадоксом: ведь речь шла не просто о спортсмене — о четырехкратном чемпионе страны! Позже я понял: никакого парадокса нет. Именно любовь к технике, высокая техническая культура — основа успехов Александра Замыслова. Любовь эта, по всей вероятности, родилась еще в детстве. Оно прошло в подмосковном городке Дедовске. Дом, где жили Замысловы, стоял на шоссе, и машины, бегущие по нему с утра до вечера, стали одним из первых детских впечатлений, а подобранные на шоссе детали и гайки — любимыми игрушками Саши. Взрослые по-своему оценили его интерес к технике и однажды дали ему «порулить» на... катке. А лет в десять он впервые испытал восхитительное чувство скорости. Была она невелика — много ли выжмешь из велосипеда с моторчиком «Иртыш»! Но, может, именно та поездка породила мечту о других, настоящих скоростях. В тринадцать лет он стал обладателем неслыханного по тем временам сокровища — мотоцикла ДКВ. Многие сверстники завидовали ему. Если бы знали они, сколько терпения, сил, упорства понадобилось Саше и его отцу, чтобы заставить развалюху ездить. Пришлось перебрать от первого до последнего винта. Саша выдержал этоГонщик,испытание ис той поры* стал неразлучен с мотоциклом. Однажды он увидел мотоцикл, не похожий на другие: короткие крылья, поднятый глушитель, шины с грунтозацепами. «Я не знал, что это за машина, для чего она, но как-то сразу захотелось прокатиться», — вспоминает Замыслов. Не удивительно, что вскоре после этого он появился в красногорском автомотоклубе ДОСААФ. Ему было шестнадцать лет. Тренер Леонид Романов спросил: «На чем хочешь ездить?» — «На М—72!», — без смущения ответил Саша. И тут невероятноетренер предложил ему сразу два М—72! Правда, оба не на ходу. Может, Романов хотел проверить, насколько серьезны были намерения парня? Саша выдержал и эту проверку: через полгода кропотливой работы один мотоцикл был готов. Однако случилось так, что впервые стартовать пришлось не на нем, а на кроссовом К—125. Дебют был удачен: второе место. А первым был не кто иной, как Виктор Арбеков, восходящая звезда советского мотоспорта. Впрочем, звездой он был для зрителей и журналистов. Для Саши Замыслова с тех давних пор Виктор стал хорошим товарищем. Много лет они вместе защищали спортивные цвета ЦСКА. Замыслова пригласили туда вскоре после дебюта, в 1960 году. В том же сезоне, снова вместе с Арбековым, он впервые стартовал в чемпионате СССР. Не повезло: упал и не закончил дистанцию. А в следующем, 1961 году 18-летний Александр Замыслов выиграл золотую медаль чемпиона СССР в классеКольцевая трасса спортивной базы ДОСААФ Грузинской ССР: 1 — картодром (в процессе строительства); 2 — трибуна для гостей и судейская вышка (в процессе строительства); 3 — старт — финиш; 4 — места стоянки автомобилей технической помощи; 5 — боксы технической помощи; 6 — подъездная дорога; 7 — парк-стоянка машин участников. Автомотоспорт и его мастера175 см . Это было в Юкках, под Ленинградом. И, конечно, «Ковровец» готовил сам. Истоки стремительного успеха надо искать в детстве, когда Саша без устали гонял на велосипеде по подмосковным проселкам. «Мне всегда больше нравились трудные дороги: проселоч-3сой и помогло ему стать серебряным призером чемпионата страны в первый же сезон выступлений на ипподроме, зимой 1971 года. Конечно, он понял вскоре, что это совсем не легко: со старта, где бок о бок стоят шесть автомобилей, вырваться первым и первым войти в поворот, пока снежная пыль,механик, тренерные, лесные», — вспоминает он. И в технике, несмотря на молодость, Замыслов был уже не новичок. Большую роль сыграли уроки тренера ЦСКА Михаила Егоровича Филина. Так считает сам Замыслов. С большой теплотой он вспоминает и других своих наставников — неоднократного чемпиона страны Анатолия Олейникова, тренера Геннадия Петровича Фомина. Жизнь в одном из сильнейших клубов страны была насыщена до предела: подготовка мотоциклов, тренировки, соревнования. Он был чемпионом Москвы в разных классах машин, входил в сборную страны и выступал на этапах чемпионата мира. Десять лет оставили след не только спортивными наградами в виде медалей, дипломов, призов. Давали знать о себе большие физические нагрузки, падения, травмы: требовали операции мениски обоих коленных суставов. Значит, прощай, спорт? Замыслов принял другое решение. Собственно, оно не было неожиданным. Друзья давно звали в автоспорт. Первые шаги они делали вместе с Владимиром Барковским и Валентином Пивневым. Александр помогал им готовить машины, доводил головки, «настраивал» карбюраторы, словом, примерял свой многолетний мотоциклетный опыт к автомобилю. Однажды он попробовал сам «прокатиться» по зимней дорожке ипподрома на спортивной «Волге». «Мне показалось, что это очень легко», — вспоминает Замыслов. Что ж, может, ощущение легкости, отсутствие психологического барьера перед коварной трасподнятая машинами, не закрыла стекла плотной пеленой. Нелегко заставить себя сбросить «газ», притормозить чуть позже соперника перед поворотом, нелегко просто удержать машину на скользком льду, где одно неверное движение — и прощай, надежда. Случилось такое ис ним. Это было на чемпионате СССР по ипподромным гонкам в 1974 году. Тогда он не смог устоять перед напором шестикратного чемпиона страны Владимира Бубнова: как говорят, дрогнула рука, и голубой «Запорожец» Замыслова уткнулся в сугроб, а мимо к победному финишу пронесся Бубнов. О том «Запорожце», запомнившемся многим любителям автоспорта, стоит сказать особо: уж очень неожиданным показалось такое сочетание — кузов «Запорожца» с агрегатами ГАЗ—24. По словам Замыслова, оно было подсказано техническими требованиями, позволявшими объединить самый легкий кузов с самым мощным двигателем. «Жигули» тогда еще были у автоспортсменов редкостью. Такое техническое решение было во многом вынужденным и потому не вполне удавшимся, но в нем проявился активный характер Замыслова, дух постоянного технического поиска. «Супер-Запорожец» принес своему создателю бронзовую медаль в чемпионате страны по кольцевым гонкам в 1973 году. Замыслов с успехом выступал и на серийной «Волге»: в том же 1973 году в Тамбове стал чемпионом страны по ипподромным гонкам, а в следующем сезоне выиграл первенство СССР на«кольце». Он пробовал силы в ралли и тоже успешно. Вместе с Николаем Кирпичниковым занял первое место по классу «волг» в трудном ралли «Москвич-74». Но окончательно выбрал «специальность» в автоспорте в 1975 году, отдав предпочтение кольцевым гонкам. И в этом снова проявился характер Александра: подготовка автомобиля_ для «кольца» — задача более сложная, а значит, и более интересная для него. С тех пор он входил в состав сборной команды страны и являлся непременным участником соревнований на Кубок дружбы социалистических стран. «Такие спортсмены, как Замыслов, очень нужны сборной, — говорит ее тренер Ю. Андреев. — Во-первых, он не только хороший гонщик, но и отличный механик. Машины сегодня готовят в основном сами спортсмены, и чем выше техническая квалификация, тем лучше результат. Во-вторых, Замыслов очень дисциплинирован. Он внимателен ко всем указаниям тренера и, что особенно важно, не забывает о них в азарте гонки, — словом, умеет работать на команду. А на это способны далеко не все гонщики, даже из числа лучших». Какой сезон был для него самым трудным? Пожалуй, прошлый. Трудно досталась ему медаль чемпиона страны по трековым, ипподромным гонкам. Два года подряд ее увозил в Тольятти Анатолий Козырчиков. И два года готовился победить его Александр Замыслов. Последние месяцы он самозабвенно работал над подготовкой нового автомобиля, в который вложил свой опыт гонщика, все искусство механика. Как ив других машинах Замыслова, здесь многое необычно: оригинальный сборный распределительный вал, 15-дюймовые колеса из магниевого сплава. Но, как часто бывает, первая серьезная проба окончилась неудачей: на тренировке перед чемпионатом Москвы подвел двигатель, вернее, прокладка головки блока, и Замыслов не смог участвовать в гонках. Из-за этого на чемпионате страны его, да и то после долгих споров, включили только в число запасных. Лишь случай позволил ему выйти на старт вместо одного из основных участников. Но этот случай Замыслов не упустил. Судьбу медали решил, по существу, первый его заезд, в котором он стартовал вместе с чемпионом Москвы Глушковым и своим главным конкурентом Козырчиковым. Вплотную за ними он шел круг, второй, третий. Вот уже один поворот отделяет их от финишной прямой. И в этом повороте Замыслов разом обошел обоих. Так был сделан решающий шаг к победе. Он мечтал ио «дубле» — второй золотой медали, на «кольце». Эта мечта разбилась в Ленинграде, к сожалению, вместе с автомобилем. Но Замыслов сумел побороть горечь неудачи, нашел в себе силы за короткое время подготовить новый автомобиль для участия в Кубке дружбы. Да, Замыслову-спортсмену многое удалось сделать. Но можно уже говорить ио Замыслове-тренере. И как бы ни сложилась дальнейшая судьба Александра, спортивная биография его будет продолжаться в успехах учеников, их постоянном техническом поиске. В. АРКУША35