Задние гидравлические амортизаторы благодаря большому сроку службы редко требуют внимания. Обычно занимаются ими, когда работа подвески начинает сильно ухудшать ходовые качества мотоцикла. Наиболее простой метод, к которому прибегают даже опытные мотоциклисты, — замена амортизаторов новыми. Возможно, поэтому они редко залеживаются на полках магазинов, торгующих запчастями. А между тем в большинстве случаев при наличии минимального навыка и знания устройства их можно отремонтировать, даже не имея специального инструмента. К эксплуатационным неисправностям, требующим разборки амортизатора, относятся ухудшение эффективности гашения колебаний, возникновение металлических стуков и течь масла. Кроме того, после пробега, указанного в заводской инструкции, — обычно 10—15 тысяч километров — амортизатор разбирают для замены масла, которое к этому времени теряет свою первоначальную вязкость. Для разборки желательно иметь верстак со слесарными тисками, чистую посуду для промывки деталей и мерную мензурку на 100 — 150 мл с делениями. Работу с подвеской начинают с того, что снимают ее с мотоцикла и закрепляют в тисках за нижнюю проушину. Снимают стопорные детали верхней проушины, отжимают от нее верхний кожух и, придерживая ключом гайку, фиксирующую шток амортизатора, отвертывают воротком проушину. Снимают верхний и нижний кожухи и пружину амортизатора. Советуем изготовить заранее .простое приспособление для разборки и сборки подвески, изображенное на первом рисунке вкладки (остальные рисунки иллюстрируют работу с амортизатором мотоцикла ММВЗ —3.115, но по существу применимы и для других машин, в том числе и тяжелого класса). Грубую проверку работоспособности амортизатора можно провести «вручную». Незначительное сопротивление при растягивании, отсутствие его в начале хода, а также стуки уже говорят о неисправности. Для окончательной разборки амортизатора надо отвернуть гайку сальника и осторожно вытянуть из цилиндра шток с поршнем. После тщательной промывки в керосине или бензине все детали подвески осматривают, оценивая пригодность к дальнейшему использованию. Трущиеся поверхности — поршень, цилиндр, шток, направляющая втулка — должны быть гладкими, без царапин и заметных следов износа или коррозии. Чаще всего изношенным оказывается поршень, и в результате увеличения зазора между ним и цилиндром ухудшается эффективность работы амортизатора. Важно, чтобы этот зазор, определяемый производственными допусками, не превысил предельного значения. Увеличение вязкости масла в этом случае не дает желаемого эффекта — становится тугим и ход сжатия, а это вредно сказывается на управляемости мотоцикла. Наилучший выход — установить на поршне амортизатора компрессионное кольцо из стали, чугуна или фторопласта. Такое кольцо имеется в амортизаторах некоторых автомобилей и большей части спортивных мотоциклов. Изготовить его довольно сложно, но есть достаточно простой и эффективный выход. Сделайте на поршне проточку и наденьте на него резиновое кольцо. Здесь можно использовать любое уплотнение из маслобензостойкой резины, например, от вала кик-стартера или вала переключения передач. Это надолго обеспечит хорошее гашение колебаний подвески. Износ направляющей втулки может создать перекосы поршня при работе и приводит к его неравномерному износу. Взамен такой втулки желательно сделать новую с учетом выработки штока. Зазор между ней и штоком не должен превышать значений, приведенных в табл. 1. У разобранного амортизатора легко проверить герметичность обратного клапана поршня. Для этого надо снять его, отвернув гайку на нижней части штока. Сопрягающиеся поверхности верхней части поршня и пластинчатого клапана должны быть абсолютно плоскими и гладкими. Мелкие неровности, образующиеся в процессе эксплуатации, можно устранить на притирочной плите сначала мелкой наждачной шкуркой, а затем шлифовальной пастой. Течь в амортизаторе обычно вызывается дефектами сальника. Сальник должен быть эластичным и не иметь на рабочей поверхности трещин, разрывов и прочих изъянов. Обратите особое внимание на маслосъемную кромку: она должна бытьострой, без повреждений. Если же она стерлась и закруглилась, сальник может пропускать масло. Но даже замена его новым не даст желаемого результата, если изношен шток. Микронеровности, следы коррозии и износ на поверхности штока быстро испортят маслосъемную кромку нового сальника. Избежать этого можно, зачистив крупные неровности надфилем и мелкой шкуркой. Еще лучше прошлифовать шток на 0,1—0,2 мм и отполировать. Чтобы улучшить скольжение штока в лабиринтном уплотнении, в канавки уплотнения необходимо заложить автомобильную консистентную смазку, например ЛИТОЛ-24. Смонтированный сальник должен перемещаться по штоку с небольшим усилием и без заеданий. ТАБЛИЦА 1 Максимальные зазоры з сопряжении, мм шток — порнаправшень — л яющая цилиндр штока 0,09 0,065 0,24 0,13 0,14 0,i05 0,175 0,085 0,062 0,085 0.085 0,08 0,09 0,085 ТАБЛИЦА 2 Количество масла в амортизаторе, см 3Мотоциклы и мотороллерыКиевские Ирбитские Ижевские Ковровские Минские Вятско-полянские ТульскиеМарка и модель мотоциклаМарка масла«Днепр» МТ—10 «Урал» М67 ИЖ—П2, ПЗ ИЖ—Ю2, ЮЗ «ИЖ—Планетаспорт» «Восход» ММВЗ—3.115105 60 60 33 52АС-8* АС-8* МГП-10 веретенное АУ веретенное АУ* Допускается замена смесью, состоящей из £0% турбинного и 50% трансформаторного масел. Убедившись в исправности основных деталей, можно приступить к сборке амортизаторов. Основное условие — чистота; даже малейшая соринка, попавшая под клапан, может изменить характер работы амортизатора. Не перепутайте детали правого и левого амортизаторов: хотя они и взаимозаменяемы, но для большей долговечности узла желательно сохранить взаимную приработку. Необходимое для заправки обоих амортизаторов масло надо приготовить в отдельной посуде. Его марка и количестводля разных моделей мотоциклов указаны в табл. 2. Вязкость масла будет зависеть от времени года и от предполагаемой нагрузки. Чем выше температура воздуха и нагрузка, тем гуще должно быть масло. Увеличить его вязкость можно добавлением небольшого (10 — 20%) количества масла МС-20. Обратного эффекта добиваются введением дизельного топлива или даже керосина. Точный рецепт на все случаи жизни дать невозможно — работа амортизаторов сама подскажет, в какую сторону откорректировать вязкость, а необходимая для этого повторная разборка займет гораздо меньше времени, чем в первый раз. Собирают амортизатор в следующем порядке. Закрепляют в тисках нижнюю проушину и заливают в него около 1/3 положенного количества масла. Затем опускают в корпус рабочий цилиндр с клапаном. Оставшееся масло вливают во внутреннюю полость рабочего цилиндра. Придерживая направляющую втулку с гайкой сальника в верхней части штока, вставляют в рабочий цилиндр поршень со штоком и медленно опускают его вниз, следя за тем, чтобы масло не выливалось. Опустив поршень до конца, вставляют в цилиндр направляющую втулку, резиновую прокладку и заворачивают гайку сальника, оставляя ее недовернутой на два-три оборота. Несколько качков штока с поршнем до упора вниз выгонят из амортизатора лишнее масло и пузырьки воздуха. Закончив прокачку и затянув гайку, проверяют работу амортизатора. Шток должен сравнительно легко входить до конца ис заметным усилием вытягиваться обратно. Если он наталкивается на гидравлический упор при неполном ходе, значит в амортизаторе осталось лишнее масло и нужно повторить прокачку. Недостаток масла в амортизаторе ощущается при перемене направления движения как кратковременный «провал» штока. Устраняют его доливкой небольшого количества масла и дополнительной прокачкой. И последнее, что требуется сделать перед окончательной сборкой подвески, — проверить амортизаторы на равенство гасящих усилий. Их разница даже при незначительном люфте заднего маятника может сделать мотоцикл неустойчивым, особенно на повороте. Верхние проушины предварительно сжатых амортизаторов связывают проволокой. Закрепив нижнюю проушину одного в тисках, тянут за второй, наблюдая за ходами штоков. При нормальной работе они растягиваются одинаково и одновременно. Если у одного амортизатора меньшее сопротивление. изменяют вязкость масла в нем, добиваясь одинаковой работы в паре. Закончив регулировку амортизаторов на 'синхронность, можно собрать их в том же приспособлении, что и при разборке. Рекомендуется перед сборкой смазать пружины любой густой консистентной смазкой, чтобы они не скрипели. Жидкое масло для этой цели не годится. Оно быстро стекает и, кроме того, создает впечатление неисправного амортизатора. Установленные на мотоцикл амортизаторы опробуйте на ходу. После тщательного ремонта они еще долго и безотказно будут служить вам. Л. ОВСИЕВИЧ,инженерПисьмо в рвданцию О ТУРИСТСКИХ МЕЛОЧАХВ течение последних лет журнал неоднократно обращался к вопросам автотуризма. И это справедливо. С каждым годом все больше людей проводит отпуск «на колесах». К ним отношусь ия . Мне хотелось бы поделиться некоторыми своими наблюдениями. Много прекрасного удалось повидать, встречался с чудесными, добрыми людьми, непосредственно ощутил громадный размах хозяйственного строительства. Но, к сожалению, наряду с хорошим подчас соседствуют мелочи, которые мешают отдыху. В минувшем году мне пришлось два раза останавливаться в кемпинге возле Новгорода. В первый раз все было бы хорошо, но душ не работал, хотя есть котельная и помещения для душевых. На обратном пути останавливался там же. Как выяснилось, в большей части спальных помещений отсутствует чистое постельное болье. Почему? Душ... белье... Мелочи? Да, мелочи, но они раздражают. Кстати, расценки отнюдь не снижаются, если будешь спать на голом матрасе, а не на чистых простынях. В буфете того же кемпинга в избытке были водка, вина, коньяк. Их завозят, очевидно, регулярно, а вот белье — нет. Зачем же автотуристу в дороге водка. Теперь о бензине. Надо наконец решить вопрос о порядке отпуска горючего. В Тарту, например, заправляли только за наличные, а в Пскове — только по талонам. На обратном пути, у Валдая, решил заправить машину. Подъехал к АЗС. В окошке объявление: «76-го нет». И это на трассе Москва—Ленинград, днем, в разгар движения. Было это 20 августа. И никто не знает, когда подвезут горючее. кто виноват, что вовремя не сделали этого. Хорошо бы подобные «мелочи» не омрачали впредь настроение автотуристов. в. СЛУЯНОВ21