10
11
шВШШКШШШШШШШШМиЯШШШИтТест по вашей просьбеСоздавая новую конструкцию автомобиля или модернизируя находящуюся в производстве, каждый завод стремится сделать ее экономичнее. Задачу снижения расхода топлива решают буквально все конструкторские звенья — кузовщики выбирают оптимальные аэродинамические формы машины, специалисты по шасси разрабатывают конструкции подвесок, ступиц и подшипников, обеспечивающие минимальное сопротивление качению, агрегатчики стараются повысить коэффициент полезного действия каждой пары шестерен, те же проблемы стоят перед шинниками. Словом, нет такого узла или агрегата, при создании которого не думали бы о его влиянии на будущие экономические характеристики машины. Особая роль отводится в общем конструкторском процессе двигателистам. Нужно воздать им должное, все современные моторы, имея вдвое большую мощность по сравнению с их прообразами двадцатилетней давности и даже возросший рабочий объем — для примера можно взять «Москвич—402» и «412», — сохранили прежний эксплуатационный расход топлива. Вообще автомобили стали более приспособлены к интенсивному городскому движению с его возросшей плотностью иI напряженностью. Практически остались на прежнем уровне и экономические характеристики, определяемые при установившемся движении по шоссе на различных скоростях. Если учесть еще один важный для экономики фактор — существенное улучшение качества дорог внутри и вне городов, то выяснится, что самым «несовершенным» элементом принятой в автомобильной науке системы «человек—машина—дорога» остался... самый главный — человек. Я бы даже сказал, что в этой системе он сс течением времени приобретает качеi ственно иное значение. Из всезнающего шофера-механика, чувствующего работу каждой детали связанного с ним теснейшими узами движущегося механизма, он все более превращается в наездника, регистрирующего только свое положение в пространстве над дорогой. Возможно, это закономерный процесс, сопровождающий насыщение общества индивидуальным механическим транспортом. Но мне кажется, что при такой же насыщенности общества недавнего прошлого лошадьми люди знали о них больше и относились к ним с большим пониманием. От них не требовали невозможного даже в связи с повышением цен на овес. Повышение же цен на бензин в наше время вызывает у многих владельцев автомобилей ответные реакции, прямо противоположные тем, которые можно считать разумными в конкретной ситуации. За примерами далеко ходить не нужно, их достаточно в редакционной почте. Вместо поисков точных регулировок систем и узлов машины, позволяющих снизить расход топлива, автолюбители увлеклись поисками способов вложить деньги во всевозможные самодельные приспособления для перехода на более дешевый бензин, который, как показалапрактика, расходуется в большем количестве. И в то же время громадный резерв экономии, скрытый в самом отношении человека к машине, в манере использования ее возможностей и осмысленном контроле за движением в транспортном потоке, как показали наши наблюдения, остался нетронутым. Не возьмусь объяснить причину происходящего в каждом отдельном случае, она скорее будет понятна тому, кто, сидя за рулем, попытается проанализировать свой стиль езды на каждом ее этапе. Изложу только факты. В переулке, где находится редакция,, -I IIIтрогается автомобиль. Если отвлечься от реальности, то можно представить себе, что находишься в этот момент на старте кольцевых гонок или начинается погоня на автомобиле в лучшем детективном стиле. Вой — не шум (!) от работы двигателя на оборотах около 5000—6000, визг пробуксовывающей резины, и через несколько секунд более грубый звук от ползущих по асфальту колес, заблокированных тормозами перед перекрестком. Это всего-навсего от магазина отъехал собственный ВАЗ—2103. Прежде чем свернуть на пересекающуюся с переулком улицу Сретенку, он с полминуты простоял, пропуская троллейбус, автобус и пешеходов. Смысл происшедшего остался для меня в тайне. Один из наших читателей любезно согласился подвезти меня до метро. По пути мы обсуждали проставки под свечи, которые он хотел, но не решался применить на своем «Москвиче». Уже в метро я пытался понять его манеру вести автомобиль: постоянные разгоны до 80 км/ч и торможения до 60 км/ч. За весь короткий маршрут от Сретенки до «Маяковской» (2 километра) его правая нога ни разу не отвлеклась от плясI IГIIIIIки передач работают с полной отдачей. Полный дроссель независимо от потребности движения — таково главное условие этой «уличной игры». До тех пор, пока в редакции не было конкретных цифр, разговор об экономии или расходах был беспредметен. Мы решили получить их (об этом нас просили и читатели), проведя специальные испытания на «Москвиче—2140» и ВАЗ—21011, которые предоставлены АЗЛК и ВАЗом для редакционных тестов. Город независимо от его размеров и географического положения требует от водителя постоянной работы всеми педалями, рычагами и рулем. Протяженностью своих улиц он может определить только время этой работы, а ее качество целиком и полностью зависит от водителя. Чтобы удовлетворить самые придирчивые требования к городскому маршруту, мы использовали все московские возможности — проспекты и улицы, переулки и мосты, набережные и бульвары, площади и рядовые перекрестки, почти все семь холмов с подъемами и спусками. Набрали 47 километров со стартом и финишем у дверей редакции, 244 перекрестка и 99 внИсветофоров. Три основных условия проведения наших испытаний заключались в том, что максимальная скорость езды по городу не должна превышать установленных 60 км/ч, во всех ситуациях по отношению к другим участникам движения должны соблюдаться вежливость и предупредительность и, наконец, знание маршрута — то, без чего в принципе нельзя правильно ездить даже по своему родному городу. Бензин расходовался из отдельной канистры, которая взвешивалась с точностью до 10 г перед началом и после каждого заезда.шшшшшшдои передачи, учитывали количество торможений и остановок, общее время заезда, и отдельно секундомер считал время стоянок перед светофорами. Это было важно для подсчета средней эксплуатационной и средней технической скоростей движения. Для каждого автомобиля полученные в испытаниях результаты пересчитывались и приводились, так сказать, к общему знаменателю — 100 километрам пробега. Это облегчит практическое использование полученных нами результатов в домашних расчетах каждого заинтересованного автолюбителя. Несколько неожиданно для нас самих проявилась и существенная разница в поведении автомобилей. Она независимо от нас показала выигрышную сторону полуторалитрового двигателя, имеющего большую величину крутящего момента (11,4 против 9,6 кгс-м) при более низком числе оборотов (3000—3400 против 3400), по сравнению с мотором, рабочий объем которого находится в пре3 делах 1300 см . Хотя в процессе испытаний практически максимальная мощность не использовалась, но небольшая разница в ней (75 и 69 л. с.) и в соответствующих ей оборотах (5800 и 5600 об/мин), вероятно, тоже сказалась. Если говорить в целом, то «Москвич—2140» — его характеристику по признаку одного и того же двигателя можно с небольшой погрешностью отнести ик модели «412» и к ижевским машинам — более податлив к экономии топлива, на нем можно реже выключать сцепление, пользоваться тормозами и низшими передачами. Но это частности, а общий вывод, которым хотелось бы завершить отчет о нашем тесте, таков: экономия затрат на бензин, которую стремятся добыть переходом с АИ-93 на А-76, гораздо проще и без опасных последствий для двигателей достигается спокойным, осмысленным стилем вождения автомобиля, который одновременно обеспечивает повышение долговечности самых нагруженных агрегатов автомобиля — мотора, сцепления, коробки передач, тормозов, карданной передачи и шин. Думаем, цифры, приведенные в таблице, убедят даже скептиков в том, что некоторые усилия, требуемые для выработки хорошего стиля езды и контроля за своим поведением за рулем, с лихвой окупятся избавлением от дополнительных расходов в настоящем и будущем. Если вы наезжаете 10000 километров в год (таков пробег многих личных машин), то, улучшив свой стиль, сэкономите 40—45 рублей. И, конечно, получите удовлетворение от того, что тем самым сбережете государству 200, а то и больше литров бензина. Н. РАЗИНЧЕВ, редактор отдела эксплуатации и сервисаВЛЗ-21011ТтператшшыО' стильJI/IOOKMРуб/ЮОкн-10,5~г~;<ъаС*.: :- _ ~-На обоих автомобилях проезжали маршрут поочередно в двух стилях — темпераментном и спокойном. В первом стремились двигаться в пределах правил, но работая передачами и акселератором так, как требовала езда с желанием быть первым у светофора или поворота, а во втором при подъездах к светофору на запрещающий сигнал выключали передачу и, не мешая едущим сзади, подкатывались к стоящим машинам, заблаговременно выбирали нужный для движения ряд и двигались в нем без суеты, не ввязываясь в соревнование и уступая дорогу спешащим. Выбор маршрута, подробное знакомство с ним и все заезды проводили в одно и то же время от 14 до 18 часов, то есть в период наибольшей загруженности улиц транспортом. Чтобы учитывать общий пробег в заезде и путь, пройденный накатом, дополнительно к спидометру в машины установили известный спортсменам и автолюбителям «твинмастер», позволяющий на двух раздельно включающихся счетчиках суммировать интересующее нас расстояние с точностью до 10 метров, Кроме количества включений каж-Сначала мы свели все результаты в таблицу, а затем художники перевели цифры в колонки диаграмм, более наглядно иллюстрирующие закономерные явления, происходящие в зависимости от наших действий за рулем с агрегатами машины ис нашим кошельком.Редакция благодарит за помощь при проведении испытаний водителя-испытателя ЗИЛа О. Богданова.Темпераментный стиль Контролируемый параметр. приведенный к 100 км пробега Количество включений: сцепления I передачи II передачи III передачи IV передачи всех передач тормозов Количество остановок Время остановок, мин. Путь свободного качения, км Средняя эксплуатационная скорость, км/ч Средняя техническая скорость, км/ч Расход топлива, л/100 км руб./100 км «Москвич — 2140» ВАЗ—21011Спокойный стиль 2140» ВАЗ—21011784 140 200 228 117 685 292 98 43895 143 194 246 177 760 277 134 47—31,4 40,3 10,8 2,16—29,8 38,6 10,5 2,10636 94 134 172 159 559 187 77 36 28,0 31,4 38,6 8.6 1,72768 104 166 214 196 680 209 87 38 39,1 29.8 36,6 8.8 1,76